Весной 2006 года компания "Левада-Центр" провела репрезентативный опрос россиян, в ходе которого выяснялись предпочтения потребителей относительно марок, вкусов и видов упаковки чайной продукции. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Большинство потребителей – 69% – покупают чай не реже раза в месяц (рис. 1). Схожие результаты демонстрируют и более ранние исследования потребительских предпочтений, проведенные в 2002 году по аналогичной репрезентативной выборке. Это свидетельствует об устоявшейся культуре потребления напитка: россияне могут пробовать новые марки, переходить от рассыпного чая к пакетированному, от традиционного черного к более экзотическим видам, однако при этом частота потребления, как и частота покупки, остается неизменной.

 

 В основном россияне отдают предпочтение рассыпному чаю – его выбирают 65% респондентов (рис. 2). Чай в пакетиках покупают 36% опрошенных. Стоит отметить, что доля любителей пакетированного чая за последние два года заметно выросла. Для сравнения: по данным за 2004 год, 80% покупателей выбирали рассыпной чай, а 20% – пакетированный.

Выбор пакетированного чая обусловлен, с одной стороны, офисным стилем потребления, когда чаепитию не уделяется специальное время и оно сопровождает рабочий процесс, а с другой – попыткой сэкономить время или же элементарной ленью. Поэтому группу потребителей пакетированного чая можно охарактеризовать как наиболее активную часть трудоспособного населения: в основном это представители молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, холостяки и незамужние женщины, имеющие высшее образование и обладающие относительно высоким уровнем доходов и социальным статусом.

 

Что касается потребительских предпочтений по вкусам чайной продукции, то абсолютное большинство россиян настроено консервативно – 77% опрошенных традиционно выбирают черный чай (рис. 3). Причем этот вид чая предпочитают абсолютно все: молодежь и представители старших возрастных групп, мужчины и женщины, потребители с разным уровнем дохода и разными покупательскими возможностями. Единственным отличием представителей молодежной группы, а также жителей столичных городов, в особенности Москвы, как наиболее обеспеченных и легко приспосабливающихся к новому является то, что они чаще, чем остальные потребители, выбирают черный чай с бергамотом или с фруктовыми добавками, а также разные виды зеленого чая.

 

На рисунке 4 представлены два показателя потребительских предпочтений по маркам чая: предпочтения с учетом всех покупок, сделанных за последние три месяца, и выбор марки при последней покупке.

 

Рассмотрим рейтинг марок-лидеров по покупке за последние три месяца. В целом по стране лидирует продукция ООО "Орими Трэйд" (Санкт-Петербург, ТМ "Принцесса Нури", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита", "Принцесса Ява"). За последние три месяца одну из "Принцесс" покупали 69% россиян. Среди брендов этого производителя наибольшей популярностью пользуется "Принцесса Нури". В первую пятерку наиболее потребляемых марок также вошли Ahmad (Ahmad Tea Ltd., Великобритания), "Майский чай" (ОАО "Май", Московская область), Lipton и "Беседа" (ООО "Юнилевер СНГ", Москва).

Важно отметить, что общая картина предпочтений по маркам чая не дает четких представлений о потребительских симпатиях, так как существуют значимые региональные различия. Кроме того, выбор того или иного чайного бренда, а точнее – бренда определенного ценового сегмента чаще всего обусловлен уровнем материального положения потребителей.

Прежде всего остановимся на региональных различиях в потребительских предпочтениях с точки зрения двух выделенных показателей. Показатель покупки чая той или иной марки за последние три месяца в значительной степени совпадает с показателем выбора марки при последней покупке. Некоторые отклонения обусловлены либо желанием потребителей попробовать что-то новое, либо рекламными кампаниями, побудившими их к ситуативной покупке.

У жителей Северо-Западного округа абсолютным лидером по потреблению является продукция "Орими Трэйд", а именно разновидности чая из серии "Принцесса". Все жители данного региона, принимавшие участие в опросе, за последние три месяца наряду с другими марками чая покупали "Принцесс". При этом 38% покупателей приобретали "Принцессу Нури", 35% – "Принцессу Канди", 18% – "Принцессу Гита", а 8% – "Принцессу Ява". Остальные респонденты затруднились ответить, какую марку из этой серии они выбрали.

На втором месте по популярности в Северо-Западном регионе находится чай Lipton – за три месяца до опроса его приобретали 28% респондентов. На третьем месте располагается марка Ahmad, которой отдали предпочтение 25% участников опроса. Ввиду того, что выбор жителей региона в значительной степени смещен в сторону "Принцесс", остальные марки чая, которые пользуются спросом в других округах, здесь наименее популярны. Так, например, наряду с вышеупомянутыми брендами 11% потребителей предпочли чай Dilmah (MJF Holdings Ltd., Индия), а по 8% ответов пришлось на каждую из следующих марок – "Беседа", Brook Bond ("Юнилевер СНГ") и Greenfield ("Орими Трэйд"). "Майский чай" за последние три месяца покупали 7% опрошенных.

Что касается последней покупки чая, то на "Принцессах" свой выбор остановили 44% потребителей, а Ahmad и Lipton предпочли соответственно 13 и 12% респондентов, проживающих в Северо-Западном регионе.

В Уральском, Сибирском, Поволжском и Дальневосточном регионах лидирующие позиции по потреблению также занимают разновидность марки "Принцесса" от компании "Орими Трэйд".

У жителей Уральского региона на втором месте по популярности располагается чай Ahmad, который за последние три месяца покупали треть опрошенных. На третьем месте находятся две марки – Lipton и "Майский чай", каждую из которых выбрали по 28% респондентов. Следующую позицию в рейтинге популярности разделили "Беседа" и "Лисма" ("Май"), которые набрали по 20% голосов. Чай Dilmah и Brook Bond предпочли 16% жителей Уральского региона, а еще 15% остановили свой выбор на чае "Гранд" (ООО "Чайный дом "Гранд", Москва).

При последней покупке 38% опрошенных отдали предпочтение одной из "Принцесс", 16% выбрали Ahmad, а "Лисму" и "Беседу" предпочли соответственно 9 и 7% потребителей. Марки Lipton и "Майский чай", занявшие 3-е место при покупке за последние 3 месяца, выбрали соответственно 7 и 6% потребителей.

Жители Сибирского региона наряду с "Принцессами" выбирали Ahmad – так ответили 28% потребителей. Далее предпочтения распределились следующим образом: 22% опрошенных приобретали "Майский чай", по 20% – Lipton и "Беседу", 15% – Brook Bond и 13% – Dilmah.

Вспоминая последнюю покупку чая, 45% потребителей отметили одну из "Принцесс", 13% – Ahmad, 9% – Lipton, а 7% – "Майский чай".

В Поволжском регионе за последние три месяца потребители также в основном отдавали предпочтение двум лидерам российского чайного рынка – маркам из серии "Принцесса" и бренду Ahmad, которые выбрали соответственно 74 и 27% респондентов. Третье место занял чай "Беседа" с показателем 22%, а четвертое – Lipton, который предпочли 15% опрошенных. При последней покупке выбор жителей этого региона повторяет структуру предпочтений за последние три месяца: 27% участников опроса выбрали "Принцесс", 10% – Ahmad, 8% – "Беседу" и по 5% – Lipton и "Майский чай".

В Дальневосточном регионе второе место в рейтинге популярности принадлежит чаю Brook Bond, который за последние три месяца покупали 23% участников опроса. Следующие две позиции с незначительным разрывом – соответственно 19 и 18% ответов – заняли такие марки, как "Беседа" и "Майский чай", которые опережают Lipton и Ahmad, набравшие соответственно 13 и 12% голосов. При последней покупке 28% жителей региона приобрели одну из "Принцесс", 16% – Brook Bond, 12% – "Лисма" и 10% – "Беседу".

Южный и Центральный регионы в значительной степени отличаются от других округов с точки зрения потребительских предпочтений. В Южном регионе за исследуемый период по 40% опрошенных выбирали "Майский чай" и разновидности "Принцесс", а 38% остановили свой выбор на чае Ahmad. В Центральном округе первые позиции в рейтинге предпочтений принадлежат чаю Ahmad – именно его приобретали 40% опрошенных, тогда как 36% респондентов покупали "Принцесс".

При последней покупке 26% жителей Южного округа отдали предпочтение "Майскому чаю", а соответственно 21 и 17% опрошенных выбрали Ahmad и "Принцесс". В Центральном регионе 19% респондентов остановили свой выбор на марке Ahmad, 11% приобретали одну из "Принцесс", а 10% – "Майский чай".

Стоит отметить, что с увеличением уровня доходов россияне начинают переходить на марки более высоких ценовых сегментов. Представители материально обеспеченных групп населения чаще выбирают такие бренды, как Ahmad или Lipton.

За последние несколько лет на рынке чайной продукции произошли заметные изменения. С одной стороны, расширился ассортимент чаев – появились новые сорта и бренды. С другой, потребительский вкус остается довольно консервативным, и покупатели чайной продукции редко выбирают новые, малоизвестные марки. Чаще потребители переходят на бренды, которые стабильно держатся на данном рынке, и более того, приобретают все большую популярность. Так, за последние несколько лет марки относительно дорогого сегмента – Ahmad и Lipton, имевшие больший спрос преимущественно у жителей столичных городов, в особенности Москвы, в настоящий момент занимают топовые позиции в среднем по стране, опережая марки "Беседа" и "Лисма".






Постоянная ссылка на статью: