Книжный бизнес России: итоги 2004 года

С позиции валовых показателей год оказался не столь продуктивным, как можно было предположить по ряду косвенных признаков. Правда основные надежды издателей оправдались – средняя цена одного экземпляра книжного издания за год подросла на 19,4% и составила в итоге $3,01. При этом емкость рынка выросла лишь на 42 млн. долларов, так как в продаже числилось на 4,7% меньше названий, выпущенных на 7% меньшим тиражом. В итоге мы имеем $1,52 млрд. вместо $1,48 млрд. 2003 года.[1] Иными словами, объем предложения от издательств сократился при одновременном росте цены на каждое наименование практически во всех нишах книжного рынка. Это общая тенденция. Но, как известно, из правил всегда бывают исключения.

Исключение первое
На фоне общего роста цен (см. Табл. 1) в нише сентиментальной литературы средняя цена предложения упала по сравнению с 2003 годом на 7,5%. В то время как наибольший рост цен на единицу продукции за прошедший год отмечен на рынках технической и деловой литературы, а также в нише "Искусство и культура".

Таблица 1. Ценовая политика в отдельных нишах книжного рынка [2]

Исключение второе
На фоне повального сокращения объема предложения определенный (хоть и незначительный) рост наименований можно отметить в нишах детской (+3,0%), художественной/fiction (+4,8%) и компьютерной (+2,3%) литературы. Покупателям изданий данных тематических групп в 2004 году был предложен несколько больший выбор, который впрочем не напрягал так желающих приобщиться к книге, как массив издательского предложения в разделе "Образование и наука". В нем в 2004 году можно было окончательно потеряться - прирост названий на прилавках составил 21,3% по сравнению с 2003 годом. Издателям учебной книги приходилось уделять большое внимание маркетингу взаимоотношений с книготорговцами (и экспертными структурами) дабы отвоевать у конкурентов лишние полки в книжном магазине.

В отличие от указанных выше ниш книжного рынка все остальные сократили свой объем по количеству наименований. Особо ужались ниши "Дом. Быт. Досуг" и "Техника и технологии". В результате произошло перераспределение долей ассортиментных групп на книжном рынке (см. Табл. 2).

Таблица 2. Долевое участие разделов по числу наименований, представленных на прилавках в 2004 году [3] 

Что это значит? Представьте себе обычный универсальный книжный магазин (заметим, подход абстрактный, т.е. без учета специфики культурно-экономического профиля района расположения). В соответствии с новым распределением ассортиментных ниш, основные массивы стеллажей следует отдать под литературно-художественные и детские книги, а также книги эзотерической тематики. Далее стоит отвести место под детективы. Эти ниши не только лидируют по объему наименований, но и постепенно расширяются. Более того, в процессе формирования ассортимента независимому магазину придется обрабатывать прайсы невероятного количества поставщиков. Ведь количество издательств, выпустивших в 2004 году новинки по разделу детской литературы – более 60, по разделу "Классическая и современная литература" – почти 90, а по разделу "Философия. Религия. Эзотерика" – невероятная цифра - 378 организаций.

В последнюю очередь на оставшееся пространство нашего гипотетического магазина следует пристроить брошюры по правовым вопросам и издания технической литературы (они не только изначально были ограничены по наименованиям, но и сократились за последний год в общем объеме предложения). Причем, в данном случае магазину придется работать номинально с 50 издателями в каждом разделе, а фактически с 11 в целом. Их поставок будет более чем достаточно.

Исключение третье (см. Табл. 3)
На фоне общей тенденции снижения тиражей средний тираж книги подрос на рынке сентиментальной литературы (что вполне естественно, надо же было оправдать значительное снижение цены) и на рынке детективно-приключенческой литературы (по причине невероятных тиражей книг отдельных авторов, как то - Донцовой, Куликовой, Устиновой и т.д.). Наоборот, в плане катастрофического снижения тиражей особо следует отметить рынок компьютерной литературы, где каждое название скоро превратится в элитное (падение составило 27%). И если для раздела "Искусство и культура" три тысячи экземпляров – вполне логичный тираж, то для компьютерной литературы элитность все же преждевременна. Причем средний тираж только новинок по этим двум разделам и того меньше – всего две тысячи экземпляров на всю РФ.

Таблица 3. Тиражная политика в различных тематических нишах книжного рынка

Средние тиражи, количество наименований и т.п. – во всём этом можно запутаться. Поэтому завершим рассмотрение тематических ниш книжного рынка комбинированным показателем – "суммарная стоимость предложения" (см. Табл. 4). Именно этот показатель, рассчитываемый по тиражу и цене издания, говорит об инвестиционной привлекательности той или иной ниши рынка. Чем выше этот показатель тем больше вполне состоятельных покупателей и соответственно оборот ниши (больше денег крутится), а значит больше и доход издателя (конечно при условии правильной экономической политики).

Пожалуй, наиболее перспективны в этом смысле три ниши массового книжного рынка – художественной, детской и эзотерической литературы. Причем, мы особо выделили бы нишу художественной (классической и современной) литературы. Ее доля по суммарному тиражу не столь значительна (да и не у всех издателей есть возможность печатать многотысячные тиражи), но вполне привлекательна для небольших издательств по розничной цене проекта.

Сужение возможностей для издательской активности, напротив, характерно для таких ниш как:
Дом, быт, досуг (особенно!)
Искусство и культура
Компьютерная литература (особенно!)
Сентиментальная литература
Техника и технологии

Всё же начинающим издателям мы бы не рекомендовали эти ниши для вложения денег.

Таблица 4. Долевое участие тематических ниш рынка по суммарной стоимости предложения 

Книжная торговля
Сегодня, несмотря на развитие Интернета и каталожной торговли, в РФ по мнению всех без исключения экспертов книжного рынка, книжный магазин остается основным инструментом донесения книги до покупателя. Но данных торговых площадок катастрофически не хватает. Так, по расчетам "ТОП-книги" ныне в России на 1 книжный магазин приходится 60 тысяч жителей, в то время как в Европе (Чехии, Германии, Венгрии) – 10 тысяч жителей. Причем, распределение "магазинов-жителей" осуществляется отнюдь неравномерно.

Но в ближайшие год-два российский книжный бизнес скорее всего лишится и этого минимума в силу трех причин.

Во-первых, в результате рьяного выполнения чиновниками Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (№178-ФЗ от 21 декабря 2001 г.). К открытым торгам за муниципальные торговые площади на центральных улицах городов РФ книготорговцы в большинстве своем сегодня не готовы и по всей видимости будут вынуждены покинуть бизнес. Ведь, как известно, процесс приобретение книг относится к импульсным покупкам и более половины дохода магазину приносят покупатели, у которых дорога до магазина занимает не более 10 минут. Иными словами на заводской окраине или деревенских выселках больших денег на книгах не заработаешь. К сожалению, российские сети магазинов "Библиосфера" (50 розничных площадок), "ТОП-книга" (160 розничных площадок /в т.ч.25-франшиза/, причем 29 закрыты за последние два года в силу нерентабельности) и несколько менее значительных по объему структур ситуацию не спасут в силу своей малочисленности.

Во-вторых, в результате продолжающегося сокращения числа граждан, интересующихся книгой и готовых тратить на нее деньги. Так, по данным "ТОП-книги", среди граждан РФ старше 10 лет сегодня 65% читают книги, 32% - покупают (для сравнения в 1999 году этот показатель составлял 38%). Причем, постепенно формирующийся средний класс, на который возлагают надежды практически все отрасли народного хозяйства (и книжники – не исключение), как-то очень прохладно относится к книге. В его досуге явно преобладают телевидение, проблемы личного хозяйства, воспитание детей, общение с друзьями. И даже чтение журналов по темпам роста обгоняет интерес среднего класса к чтению книг.

Большинство книготорговцев уверены, что им постоянно приходится бороться с основными конкурентами, как то:
- телевидение,
- кино, видео,
- пиво, кофе, потанцуем.

И книга в этой борьбе пока проигрывает. Книготорговцы очень рассчитывают на поддержку издателей в плане маркетинговых мероприятий по отдельным позициям, налаживанию системы предварительных заказов и расширению практики приема возвратов. Пока же им приходится работать "в слепую" с ассортиментом, который обновляется невероятными темпами (см. Табл. 5).

Так, пожалуй, лишь ниши детской литературы и изданий по искусству могут "похвастаться" наличием в текущем ассортименте изданий 1999 (и ранее) годов выпуска. Самая высокая же актуальность ассортимента характерна для рынков "Образование и наука" и "Государство и право" (что вполне логично, учитывая скорость обновления нашей законодательной базы, а также ежеквартальные новые требования, спускаемые из Минобразования). Достаточно быстро обновляется также ассортимент раздела "Философия. Религия. Эзотерика", а из литературно-художественных текстов – ассортимент раздела "Фантастика и мистика".

Таблица 5. Актуальность ассортимента в отдельных нишах книжного рынка [4] 

Наконец, третья причина сокращения числа книжных магазинов в обозримом будущем может быть сформулирована так: в результате усиливающейся год от года конкуренции со стороны других (не книжных) розничных торговцев за долю в одном единственном кошельке покупателя. По мнению В. Синянского (ген. директор логистического предприятия "Мастер-книга" и сети розничных магазинов "Библиосфера"), российский книготорговец наконец-то на собственном опыте ощутил специфику книжной торговли, специфику книги как товара особого рода. И выражается она в восьми малоприятных моментах:

  1. Книжники вынуждены работать с существенно большим ассортиментом единиц товара, жизненный цикл которых невероятно короток
  2. Процесс закупки в книжной торговле слишком сложен и практически не формализуем
  3. Книга как товар обладает слишком низкой ценой, делить которую между издателем и распространителем весьма сложно
  4. Огромное количество поставщиков (для эффективной работы книжного магазина необходимо несколько сотен, а то и тысяч поставщиков)
  5. Только на книжном рынке существует конкуренция между поставщиками и розничной торговлей (издатель может выпустить в другой упаковке товар и подорвать маркетинговые усилия книготорговца, может изменить цену и т.д.)
  6. Книжники располагают меньшей информацией о динамике продаж (при огромном ассортименте очень трудно принимать решение на основании прогностических моделей, книги по-разному продаются и в небольшом объеме: очень хорошие штуками в день, не очень хорошие раз-два в месяц)
  7. В книжном бизнесе высокие логистические затраты на единицу продукции
  8. Только книготорговцы пытаются продать товар, который можно получить бесплатно (в библиотеках).[5]

С этим можно соглашаться или нет, но на наш взгляд проблемное поле книготорговца обозначено В. Синянским достаточно подробно. Впрочем, от этого никому не легче.

Кажется, нам есть о чем думать и над чем работать в следующем – 2005 – году. Но всё же сегодня мы подводим итоги. Поэтому, закрыв глаза на скрытый кризис перепроизводства (который возможно очень скоро станет явным), позвольте огласить список издателей-победителей.

Итак, знакомьтесь – лидеры:

Диаграмма 1. Итоговые рейтинги издательской активности: доля по количеству наименований 

1

М.: "ЭКСМО"

15,2

2

М.: "АСТ"/ Астрель

10,7

3

С-Пб.: "Азбука-Классика"/ Максима

2,3

4

М.: "Олма-Пресс"

2,3

5

М.: "Центрполиграф"

2,0

6

С-Пб.: "Питер"

2,0

7

М.: "ИНФРА-М"

2,0

8

Ростов-на-Дону: "Феникс"

1,7

9

С-Пб.: ИД "Нева"

1,5

10

М.: "Стрекоза-Пресс"

1,4

 

Прочие

58,8

Диаграмма 2. Итоговые рейтинги издательской активности: доля по суммарному тиражу изданий 

1

М.: "ЭКСМО"

23,0

2

М.: "АСТ"/Астрель

9,4

3

М.: "Радуга"

7,0

4

М.: "Олма-Пресс"

3,0

5

М.: "Издательский дом "Панорама""

2,8

6

С-Пб.: ИД "Нева"

2,6

7

М.: "Центрполиграф"

2,1

8

М.: "РОСМЭН"

1,8

9

С-Пб.: "Азбука-Классика"/Максима

1,8

10

М.: "Рипол классик"

1,7

 

Прочие

44,8

Диаграмма 3. Итоговые рейтинги издательской активности: доля по суммарной стоимости предложения

1

М.: "ЭКСМО"

19,5

2

М.: "АСТ"/ Астрель

8,8

3

М.: "Олма-Пресс"

4,7

4

М.: "РОСМЭН"

3,5

5

С-Пб.: "Азбука-Классика"/Максима

2,3

6

С-Пб.: ИД "Нева"

2,3

7

М.: "Белый город"

1,9

8

С-Пб.: "Питер"

1,6

9

М.: "Академия"

1,5

10

М.: "ИНФРА-М"

1,5

 

Прочие

52,4

Подробности 
(из досье журнала "Книжный бизнес")

Издательство "ЭКСМО" (Москва)
Характер: универсальный, склонный к максимальному освоению всех тематических ниш рынка.
Политика: единоличного лидерства за счет успешного брендинга отдельных авторов и проектов, редко вступает в альянсы с другими известными издателями, предпочитая позицию полновластного собственника.
Наибольшие успехи достигнуты в нишах детективно-приключенческой, фантастической и литературно-художественной книги (fiction), причем во всех трех случаях 2004-й год дал прирост доли рынка по количеству наименований и по суммарному тиражу изданий на 4-8%.
Неудачным прошедший год оказался для инициатив издательства в нишах "Дом. Быт. Досуг" (сокращение доли рынка на 4% по числу названий, на 6,5% по суммарному тиражу предложения новинок) и "Детская литература" (сокращение доли рынка составило 5,3% по суммарному тиражу предложения новинок).
Отмечена повышенная активность издателя на рынке деловой и массовой медицинской книги, а также в блоке учебных пособий подготовки к единому государственному экзамену.
Отношение с книжной торговлей: развитие собственных сетей книжных магазинов в Питере и Москве, программы повышения уровня лояльности независимых книготорговцев.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: приобретение прав на издание книг Х. Мураками, А. Перес-Реверте, Ю. Шиловой.

Группа издательств "АСТ" (Москва)
Характер: универсальный, склонный к охвату массовых тематических ниш книжного рынка (в специальных сегментах не замечен).
Политика: максимального расширения круга партнеров, финансового участия во всех более или менее перспективных проектах.
Наибольшие успехи достигнуты на рынке сентиментальной литературы, фантастики и философско-эзотерической литературы. Впрочем, за исключением философско-эзотерической книги (прирост доли рынка по суммарному тиражу изданий составил 4%), прошедший год принес скорее потери, чем победы. В 2004 году на традиционном для издателя рынке сентиментальной литературы он потерял 7-8% доли по числу наименований и суммарному тиражу нового предложения, минус 9% составила потеря доли рынка технической литературы, минус 9-12% - потери доли рынка фантастики и мистики.
Группа издательств "АСТ" достаточно стабильно работает на рынке "Дом. Быт. Досуг" (низкоценовой сегмент твердопереплетных изданий по кулинарии и боевым искусствам), на рынке детской литературы (среднеценовой сегмент детской классики и энциклопедических изданий, полное отсутствие картона).
Отношение с книжной торговлей: "завинчивание гаек" в отношениях с независимыми книготорговцами (пересмотр договоров и прекращение поставок при наличии задолженности), развитие собственной сети магазинов и распределительных центров.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: "Код да Винчи" Д. Брауна, "Ночной дозор" В. Лукьяненко, приобретение прав на издание книг доктора Норбекова.

Издательство "Олма-пресс" (Москва)
Характер: универсальный, склонный к работе с литературно-художественными текстами и документалистикой.
Политика: укрепления сотрудничества с государственными структурами по проектам социально-значимых изданий и мемуаристики (архив, досье, мемуары).
Наибольшие успехи достигнуты в нишах детской литературы и литературно-художественной книги (художественно-публицистические издания), а также в нише "Искусство и культура". Сохранить весомые позиции в этих разделах в 2004 году помогли серия "Досье", сотрудничество с популярным в молодежной среде Д. Липскеровым, шикарные переиздания произведений детской классики, очередные тома иллюстрированной энциклопедии "Руссика", а также блок доступных по цене серий по вопросам живописи (9,8% от общего количества серий раздела "Искусство и культура"). Отмечена также повышенная активность издателя на рынке "Медицина и здоровье" (плюс 4,8% по суммарному тиражу изданий), представившего в данном разделе бестселлер 2004 года – серию книг от С. Коновалова "Книга, которая лечит".
Отношение с книжной торговлей: развитие собственной сети книжных магазинов (в содружестве с президентом АСКР – М.Н. Каменевой), пассивное (но взаимовыгодное в финансовом отношении) сотрудничество с независимыми книготорговцами.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: удовлетворение политических амбиций руководства.

Издательство "Азбука" (Санкт-Петербург)
Характер: склонный к работе с интеллектуальными  литературно-художественными текстами и рассчитанными на детскую аудиторию блокбастерами зарубежного происхождения.
Политика: укрепления позиции на московской территории и усиления рейтинговых показателей.
Наибольшие успехи достигнуты в нишах детской литературы, фантастики и литературно-художественной книги. Усиление позиций в разделах "Детская литература" и "Классическая/современная литература" в 2004 году (плюс 2-3% в доли рынков и по числу наименований, и по суммарному тиражу изданий) благодаря развитию серии "Азбука-классика", а также великолепно изданным сериалам для детей среднего школьного возраста - "Воздушные пираты" (П. Стюарт), "Рэдволл" (Б. Джейкс), "33 несчастья" (Л. Сникет).
Отношение с книжной торговлей: активное сотрудничество с независимыми книготорговцами.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: сериал "33 несчастья" Л. Сникета.

Издательский дом "НЕВА" (Санкт-Петербург)
Характер: универсальный, склонный к дублированию начинаний ведущих издательств и вообще любых успешных проектов.
Политика: агрессивное завоевание долей на массовых сегментах книжного рынка.
Наибольшие успехи достигнуты в нишах детективной и эзотерической литературы, а также в нише "Искусство и культура". Укрепить позиции издательству, пока еще не имеющему ярко выраженного имиджа (физиономии), помогли сотрудничество с А. Константиновым, Б. Седовым ("Знахарь"), Д. Вересовым ("Ворон"), быстро работающей Н. Александровой ("Авантюрный иронический детектив") – на рынке детективов, а также с весьма популярными авторами Н. Правдиной и Э. Мулдашевым – на рынке эзотерики. Отмечена также повышенная активность ИД "Нева" на рынке "Классическая и современная литература": блюдо "а ля Коэльо по-невски" – серия книг от Э. де Куатьэ.
Отношение с книжной торговлей: стратегическое партнерство с реализационными структурами "Олмы-пресс".
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: выпуск книг Э. Мулдашева (профессор, директор Всероссийского Центра глазной и пластической хирургии в Уфе, член Международной академии наук, изобретатель хирургического материала "аллоплант", с помощью которого стало возможным лечить болезни, считающиеся "безнадежными").

Издательский Дом "Феникс" (Ростов-на-Дону)
Характер: универсальный, склонный к охвату массовых тематических ниш книжного рынка.
Политика: любой ценой добиться высоких рейтинговых показателей (издавать много и дешево, но непритязательно). Наибольшие успехи достигнуты в нишах "Дом. Быт. Досуг" и "Медицина и здоровье". В целом, 2004 год был неудачным для "Феникса". Потери в доле рынка медицинской (оздоровительной) литературы составили 8% по количеству наименований и по суммарному тиражу. Даже в традиционно сильном для себя разделе "Дом. Быт. Досуг" "Феникс" умудрился потерять 3,3% по числу наименований и 10% - по суммарному тиражу. Не помогли "стильные штучки" только для женщин и увлечение боевыми искусствами.
Отношение с книжной торговлей: пассивное сотрудничество с любыми независимыми книготорговцами, инициирующими этот процесс. Основной акцент на оптовиков. В строительстве собственных книготорговых структур не замечен.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: отсутствуют (понятие "брендинг" и "Феникс" не совместимы).

Группа компаний "РОСМЭН" (Москва)
Характер: узко ориентированный, несмотря на неоднократные попытки расширения сферы влияния.
Политика: укрепления позиций на рынке детской книги. Наибольшие успехи достигнуты в нише детской литературы. 2004 год стал для "РОСМЭНа" не только годом выпуска долгожданной книги "Гарри Поттер и Орден Феникса", но и удачного блокбастера Ф. Пулмана. Жесткая ценовая политика на оба проекта и невероятные тиражи пятой книги Дж. Ролинг (плюс подарочные боксы её пятикнижия) позволили издательству "отхватить" невероятные для собственных финансовых возможностей 20% доли по суммарной стоимости предложения в обороте "детской" ниши книжного рынка. "РОСМЭН" замечен также в активном выпуске картонок для малышей, что позволило увеличить долю издательства по количеству новых наименований в 2004 году на 7%.
Отношение с книжной торговлей: маловразумительное сотрудничество с независимыми книготорговцами (отсутствует "партнерский уровень" в каскаде фактической цены – скидки лишь от объема закупок), отказ от собственных книготорговых структур.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: пятая книга сериала "Гарри Поттер" Дж. Ролинг и сериал "Темные начала" Ф. Пулмана.

Издательство "Центрполиграф" (Москва)
Характер: не амбициозный, в порочащих его инициативах не замечен.
Политика: разработка ниш книжного рынка, относимых за рубежом к категории "mass market paperback" (вторичный рынок чтива на час). Наибольшие успехи зафиксированы на рынках детективной, сентиментальной литературы, а также в нише "Философия. Религия. Эзотерика". В 2004 году "Центрполиграф" сумел увеличить свою долю на этих рынках на 1-2% по количеству наименований и суммарному тиражу новинок.
Достаточно неожиданным для политики данного издательства выглядит усиление позиций в научно-популярном направлении благодаря активно пополняемым сериям "Научно-популярная библиотека" и "Nomen est omen". Последняя сходна по базовой идеи с серией "Сто великих" издательства "Вече".
Отношение с книжной торговлей: ровные, ненавязчивые, в строительстве собственных книготорговых структур не замечен.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: переход А. Малышевой в издательство "АСТ".

Издательский дом "Питер" (Санкт-Петербург)
Характер: стабильный, замкнутый, ориентированный на рынок специалистов.
Политика: сохранение позиций, достигнутых в годы расцвета и активной экспансии.
Наибольшие успехи зафиксированы на трех рынках – деловой литературы, компьютерной литературы и книг по вопросам психологии. Впрочем, несмотря на политику низких цен, издательство в 2004 году не сумело сохранить свои позиции на рынке деловой литературы (потери доли рынка составили 6% и по количеству наименований, и по суммарному тиражу новинок).
Достаточно стабильное положение у "Питера" на рынке компьютерной литературы. Ему принадлежит 20% всех серийных проектов компьютерной тематики, и примерно такова же его доля рынка по объему предложения новинок. Очевидное наличие УТП (серьезные издания и техническая поддержка специалистов-психологов) позволяют издателю достаточно уверенно чувствовать себя и на высококонкурентном рынке "Философия. Эзотерика", впрочем, доли рынка "Питера" в данном случае не впечатляют – 3% по суммарному тиражу и 3% по количеству наименований.
Отношение с книжной торговлей: предпочтительное сотрудничество с оптовыми книготорговыми структурами.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года:  Инициатор и участник программы поддержки высшего образования "300 лучших учебников в честь 300-летия Санкт-Петербурга" (при поддержке и участии Министерства образования РФ, Совета Федерации РФ, Российского союза ректоров, Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, Комитета по науке и высшей школе и Администрации Санкт-Петербурга).

Издательство "Рипол Классик" (Москва)
Характер: универсальный, неустойчивый, склонный к периодической смене приоритетных для развития тематических ниш книжного рынка, в связях не разборчиво.
Политика: определяется личными интересами руководства.
В 2004 году основные интересы "Рипол Классик" сосредоточены на рынках "Дом. Быт. Досуг" и "Философия. Религия. Эзотерика" (в последнем случае 2004-й год принес снижение показателей на 2-3%).
Издательство наиболее известно своими подборками брошюр "Заговоры сибирской целительницы" и "Вкусно и просто". Эти серии дешевы, но именно они сделали возможным рост доли издательства в разделах "Дом. Быт. Досуг" (5,5% по названиям и 16,3% по суммарному тиражу) и "Медицина и здоровье" (3,5% по названиям и 1,71% по суммарному тиражу).
Отношение с книжной торговлей: взаимно равнодушные.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года:  "Новая Экспресс-диета Д-ра Агатстона".

Издательский дом "ИНФРА-М" (Москва)
Характер: устойчивый, ориентированный на рынок учебной книги для студентов высшей школы и систем профессионального образования.
Политика: развитие прочных взаимоотношений с вузами РФ и экспертными структурами системы высшего и среднего профессионального образования.
Наибольшие успехи достигнуты в нишах "Государство и право" и "Экономика. Финансы. Бизнес", причем речь в данном случае идет именно об учебниках и учебных пособиях (большей частью грифованных) для студентов соответствующих специальностей. В 2004 году издательскому дому принадлежало 9,8% всех серийных проектов раздела "Экономика. Финансы. Бизнес" и 19,4% серий раздела "Государство и право", самыми известными и активно пополняемыми из которых являлись серии "Высшее образование", "Федеральный закон" и "Библиотека кодексов". В 2004 году лояльная ценовая политика, трезво оценивающая возможности кошельков студентов, тем не менее не спасла "ИНФРА-М" от потерей долей на традиционных для себя рынках деловой литературы (минус 10% по числу наименований; минус 12% по суммарному тиражу) и правовой литературы (минус 8,8% по числу наименований).
Отношение с книжной торговлей: наличие самостоятельной книготорговой логистической структуры "Мастер-книга" и соответственно сети книжных магазинов "Библиосфера".
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: совместный с экономическим факультетом МГУ проект по выпуску серии учебников и учебных пособий для высшего экономического образования.

Издательский центр "Академия" (Москва)
Характер: узко ориентированный, серьезный, методически подкованный.
Политика: укрепления позиций на рынке учебной книги (коррекционная педагогика, среднее специальное и высшее профессиональное образование).
Наибольшие успехи достигнуты в нише "Образование и наука". Именно по книжкам "Академии" учатся будущие педагоги РФ. В издательском портфеле самыми массивными являются серии "Высшее образование", "Профессиональное образование", "Среднее профессиональное образование", "Высшее профессиональное образование", "Классическая учебная книга". По слухам даже экспертные структуры, выдающие грифы и другие разрешения/рекомендации, побаиваются связываться с ИЦ "Академия" (считают это издательство очень умным и продвинутым).
Отношение с книжной торговлей: туманные (сведения отсутствуют).
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: совместный с издательством "За рулем" проект по выпуску федерального комплекта учебников для подготовки водителей транспортных средств.

Издательство "Радуга" (Москва)
Характер: интеллектуальный
Политика: сбалансированная работа с переводными литературно-художественными текстами разной направленности.
Наибольшие успехи достигнуты издательством на рынке сентиментальной литературы. 2004 год также оказался удачным: плюс 7,5% по числу наименований и плюс 12%  - по суммарному тиражу. Именно "Любовный роман" позволяет издательству в меру заниматься выпуском интеллектуальных изданий, сохраняя тем самым свой достаточно высокий статус в отрасли.
Отношение с книжной торговлей: взаимно приятственные. Самые известные проекты (начинания) 2004 года: серия изданий для детей – "Книга + CD-ROM".

Издательский дом "Панорама" (Москва)
Характер: скромный, тихий, издатель одной серии.
Политика: просто работаем из года в год: лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Наибольшие успехи достигнуты в нише сентиментальной литературы. Несмотря на амбициозность крутых коллег-издателей, "Панораме" уже который год подряд удается сохранять свои позиции. В 2004 году издательство потеряло лишь 2% доли рынка по суммарному тиражу изданий, но зато на 2% увеличила свою долю по количеству наименований на прилавках. Иными словами, серия "Панорама романов о любви" все еще очень популярна у покупательниц. Отношение с книжной торговлей: маловразумительное.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: продолжает удивлять коллег успешной работой всего лишь с одним продуктом на книжном рынке.

Издательство "Белый город" (Москва)
Характер: продвинуто искусствоведческий.
Политика: с одной стороны, работаем под лозунгом "искусство в массы", с другой стороны – кто платит, тот и заказывает музыку.
Наибольшие успехи достигнуты в нише "Искусство и культура". "Белый город" издает много (доля рынка по числу названий - 21%), далеко не элитным тиражом (доля рынка по суммарному тиражу изданий – 34,5%) и совсем не дешевые твердопереплетные издания  (средняя цена его предложения на 17,1% выше средней цены раздела).
Отношение с книжной торговлей: недовольство результатами сотрудничества с розничными книжными магазинами заставило издателя развивать собственное направление по работе с корпоративными (VIP) клиентами.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: издание Корана (печать в четыре краски плюс серебро и золото, старинные восточные орнаменты обрамляют текст на каждой странице, золотой обрез).

Издательство "Стрекоза" (Москва)
Характер: консервативный, узко ориентированный.
Политика: главное – не экспериментировать, есть вечные тексты, их и будем переиздавать до бесконечности, по любому купят.
Наибольшие успехи достигнуты в нише детской литературы. 2004-й год стал для "Стрекозы-пресс" годом триумфа. Политика традиционности, консервативности и еще раз традиционности в низкоценовом сегменте рынка детской книги, как оказалось, приносит хорошие плоды. По итогам 2004 года издательство лидирует по количеству представленных наименований (15,5% от всех новинок) и суммарному тиражу изданий (13,8% от всех новинок). Конечно, этот триумф впечатляет, если закрыть глаза на любимый формат издателя – бесконечные книжки-картонки. Кроме того, "Стрекоза" ведет 20% массивных серий раздела.
Отношение с книжной торговлей: нормальные, книготорговцы довольны стабильными поставками, традиционностью и дешевизной предложения.
Самые известные проекты (начинания) 2004 года: отсутствуют (а зачем они вообще нужны?).

Таблица 6.  Доля издательства по суммарной стоимости предложения в совокупном обороте различных ниш книжного рынка 

[1] В 2003 году перевод рублевой массы в долларовый эквивалент осуществлялся на основе расчета $1=30руб., в 2004 году на основе расчета $1= 29 руб.
[2] Средняя цена изданий рассчитана на основе данных торговой площадки в с/к "Олимпийский"
[3] Расчет сделан на основе данных торговой площадки в с/к "Олимпийский"
[4] Расчет сделан на основе данных торговой площадки в с/к "Олимпийский". Анализируя собственный 100.000 ассортимент, "ТОП-книга" приводит несколько иные данные: 2004 – 30%, 2003 – 26%, 2002 – 13%, 2001 – 11%.
[5] Из выступления В. Синянского на семинаре "Книжные сети сегодня" 1.12.04.






Постоянная ссылка на статью: