Рынок лизинга вошел в фазу бурного роста: в 2006 году прирост объема нового бизнеса составил 83%. Рост основных показателей в 2006 году оказался самым большим за последние 5 лет. Объем нового бизнеса составил 14,7 млрд. долл. (8 млрд. в 2005г.), а суммарный лизинговый портфель компаний — 19,5 млрд.долл. Доля лизинга в ВВП достигла 1,5% (в 2005г. — 0,99%). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005г. — 5,7%). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд. долл.

Среди наиболее важных тенденций на рынке — диверсификация источников финансирования деятельности, оптимизация управления рисками и бизнес-процессами, экспансия лизинговых компаний в регионы, а также увеличение средних сроков лизинговых сделок и удлинение экономического цикла на рынке лизинга.
О проекте "Российский рынок лизинга в 2006 году"
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" завершило исследование российского рынка лизинга по итогам 2006 года. Сведения для исследования предоставили 112 лизинговых компаний, оборот которых составляет, по нашему мнению, около 75% рынка.
В июле-августе 2007 года планируется проведение исследования рынка лизинга по итогам работы за первое полугодие 2007 года.
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" проводит исследования рынка лизинга уже на протяжении 5 лет, начиная с 2002 г.
В 2006 г. рейтинговое агентство "Эксперт РА" начало присваивать индивидуальные рейтинги надежности. В настоящее время рейтинг надежности "Эксперт РА" получили три компании — ОАО "ГЛАВЛИЗИНГ" (В++), ЗАО "Клиентская Лизинговая Компания"(В), и ОАО "Муниципальная Инвестиционная Компания" (В++). Еще 5 компаний находятся на стадии присвоения рейтинга.
Краткая методика исследования и рейтингов лизинговых компаний
В исследовании приняли участие 112 лизинговых компаний, оборот которых составляет, по нашему мнению, около 75% рынка.
Ранжирование компаний было построено на основании принятого в международной практике показателя объема нового бизнеса, который по нашему мнению, наиболее точно отражает положение лизинговой компании на рынке.
Объем нового бизнеса — это объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий: (1) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, (2) получение аванса лизингополучателя (если аванс ненулевой) — наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.
Также в исследовании приводятся показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля компаний, которые характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.
Объем полученных лизинговых платежей — это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение рассматриваемого периода.
Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.
Состояние рынка лизинга в 2006 году
В 2006 г. рынок лизинга, набравший обороты в предыдущие годы, продолжил стремительное развитие. Объем нового бизнеса составил 14,7 млрд. долл., а суммарный портфель лизинговых компаний — 19,5 млрд.долл. Доля лизинга в ВВП достигла 1,5% (в 2005г. — 0,99%). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005г. — 5,7%). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году превысили 5 млрд.долл. (табл. 1)
Средняя сумма договора лизинга составила в 2006 году примерно 4,5 млн руб. Из 112 лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, 34 компании составляют отчетность по МСФО.
Таблица 1. Основные показатели состояния рынка лизинга
Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Объем нового бизнеса, млрд долл. 3,00 5,00 8 14.7
Объем полученных лизинговых платежей, млрд долл. 1,50 2,00 2.8 5
Объем профинансированных средств млрд долл. 1,20 2,40 3.9 7,4*
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд долл. - - - 19.5
*-оценка
Источник: "Эксперт РА"

По нашим прогнозам, в 2006 году должна была начаться новая фаза развития и роста рынка. Именно это и произошло. Темпы прироста объемов профинансированных средств в 2005 году впервые превысили темпы прироста объемов полученных лизинговых платежей, что указывало на начало нового этапа развития. Более того, по абсолютному значению превышение составило 1,6 раза: 3,9 млрд. долл. в 2006 году по сравнению с 2,4 млрд. в 2005 г. В 2006 году темпы прироста лизинговых платежей и профинансированных средств увеличились уже почти вдвое по сравнению с 2005 годом (прирост — 78% и 90% соответственно).
В прошедшем году, по словам лизингодателей, существенно улучшилась информированность о лизинге потенциальных заемщиков. "В 2006 году все большее количество предприятий решило воспользоваться услугой лизинга, количество обращений в компанию росло в течение года в геометрической прогрессии. Заметно уменьшилась стоимость привлекаемых кредитных ресурсов. Все это конечно способствовало росту бизнеса как нашей компании, так и рынка в целом", — говорит Вадим Губкин, генеральный директор ЗАО "Универсальная лизинговая компания".
"Работать в сфере лизинга стало несколько легче, так как многие компании по достоинству оценили преимущества лизинга, и нет необходимости объяснять, что лизинг — удобный и экономически выгодный финансовый инструмент", — комментирует Вячеслав Савин, генеральный директор ЗАО "МИК". С ним согласен и Павел Голубков, генеральный директор ЛК "Медведь": "Стало намного интереснее работать. Клиенты, понимая все преимущества, стали более ориентированы на лизинг и, как говорится, стали более подкованными. Мы говорим с клиентами на одном языке. А это позволяет всем достигать намеченных целей: клиентам переоснащать мощности и развивать свой бизнес, а нам реализовывать различные, в том числе и крупные инвестиционные и "национальные", проекты, усовершенствуя свою деятельность и свои услуги".
Тенденции и перспективы отдельных секторов рынка
Основная доля нового бизнеса в 2006 году пришлась на сегмент лизинга железнодорожного тягового и подвижного состава, лизинг грузового и легкового автотранспорта. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2005 годом, и в совокупности составляют 47% рынка лизинга.
"С ростом определённости и позитивных ожиданий среди независимых операторов и предприятий-собственников железнодорожного подвижного состава в 2006 году достаточно широкий круг лизинговых компаний начал работать в сегменте финансовой аренды подвижного состава, — говорит Юрий Малинин, заместитель генерального директора ОАО "Росдорлизинг". Для этого от лизингодателя требовались лишь готовность к крупным сделкам с минимальным авансом и способность контролировать перемещение предмета лизинга в общероссийском масштабе. Компания "Росдорлизинг" разработала лизинговую программу для этого сегмента с конкурентными условиями. Также "Росдорлизинг" приступил к работе с воздушно-транспортными судами и аэродромной техникой, и мы знаем, что в прошедшем году аналогичное событие ознаменовало деятельность нескольких других участников рынка".
"В 2006 году продолжили активное развитие операции лизинга подвижного железнодорожного состава и лизинга автотранспорта, — говорит Антон Борисевич, генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг". — Для нашей компании наиболее значимыми проектами в указанных сегментах явились сделки с ОАО "РЖД" и ГУП МО "Мострансавто". Развитие операций по лизингу автотранспорта для ОАО "ВТБ-Лизинг" было связано с активным участием в крупных совместных проектах с органами исполнительной власти регионов Российской Федерации. В рамках данных проектов осуществлялась замена и расширение парка автотранспорта, обслуживающего пассажирские транспортные перевозки. Ситуация в данном сегменте рынка остается благоприятной для лизинговых компаний, так как парк пассажирского автотранспорта во многих регионах сильно изношен и региональные власти готовы активно содействовать процессу его обновления, поскольку заинтересованы в более высоком качестве предоставляемых населению транспортных услуг. ОАО "ВТБ-Лизинг" планирует активно развивать лизинговую деятельность в сфере железнодорожного и автомобильного транспорта, опираясь на успешный опыт проведенных сделок в 2006 году".
Объем нового бизнеса на сегменте лизинга автотранспортных средств составил в 2006 году около 95 млрд.руб. или 3,5 млрд.долл., прирост показателя за год в абсолютном выражении — примерно 1,7 млрд.долл. (более 50%).
Существенный рост показал сегмент энергетического оборудования что связано с ростом потребности предприятий в самостоятельной электрогенерации а также с развитием программ частно-государственного партнерства. В рамках таких программ, например, при участии ХМЛК "Открытие" в 2006 году началось осуществление крупной сделки по поставке гидроагрегатов и другого оборудования для Бурейской ГЭС. "Мы наблюдаем на рынке повышение интереса к механизмам частно-государственного партнерства, — комментирует Сергей Кравченко, генеральный директор ХМЛК "Открытие". Компания уже успешно участвовала в подобных проектах, например, когда совместно с Администрацией ХМАО и лизингополучателем — компанией "Уралсвязьинформ" была проведена телефонизация более 60-ти населенных пунктов ХМАО. Значимым явлением на рынке также стало развитие дополнительных услуг в рамках договоров лизинга, вроде обеспечения строительства, проведения проектных работ, различного консультирования и много другого из того, что мы претворяли в жизнь вместе с нашими клиентами и партнерами".
В 2006 году многие компании стали расширять географию своего бизнеса в целях диверсификации портфеля. "Конкуренция стала жестче, многие столичные компании пришли в регионы, и если основные условия работы лизинговых компаний являются более или менее равными (имеется в виду, например, доступ к ресурсам), то на первый план конкурентных преимуществ выходят профессионализм команды и скорость принятия решения, а также грамотное продвижение услуг на рынке лизинговых продуктов", — говорит Сергей Дацко, генеральный директор ООО "Титан-Лизинг".
Несмотря на приход новых лизинговых компаний в регионы, доля Москвы в общем объеме лизинговых сделок увеличилась почти на 15% по сравнению с 2005 годом, при этом снизилась доля Центрального ФО (-4%), Сибирского, Приволжского и Южного округов.
Источники финансирования сделок.
В условиях взросления рынка изменяются характеристики лизинговых сделок, проекты становятся более сложными по структуре, растет конкуренция, удлиняются сроки сделок. 2006 год, по словам представителей многих компаний, стал годом снижения маржи по лизинговым сделкам. Все это вынуждает лизинговые компании предлагать клиентам новые программы, ускорять систему рассмотрения заявок при минимальном пакете запрашиваемых документов, а также диверсифицировать источники финансирования деятельности и искать более дешевые источники "длинных" денег. Для этого используется зарубежное финансирование, а также выпуск векселей и облигаций.
Одной из важных тенденций 2006 года стал поиск новых источников финансирования. При сделках с импортируемым оборудованием или техникой всё большее число российских лизинговых компаний привлекает аккредитивы западных или японских экспортных страховых агентств под гарантии российских банков. В 2006 году наметилась тенденция прямого выхода наиболее активных участников рынка на международные рынки капитала. Это делает российские лизинговые компании более конкурентоспособными в сравнении с иностранными лизингодателями, так как нивелируется их основное преимущество — дешевые ресурсы. При этом знание российской специфики и особенностей российских лизингополучателей по-прежнему остаётся сильной стороной отечественных операторов рынка.
Наибольшую долю в источниках финансирования деятельности лизинговых компаний все еще занимают кредиты банков. В то же время все чаще для привлечения ресурсов используются облигационные займы. Пока объем финансирования на рынке с помощью облигаций составляет чуть более 4%, однако, по нашим прогнозам, в 2007 году его доля может удвоиться. Выпуск облигаций — удобная альтернатива банковскому финансированию лизинговых сделок. Привлечение средств с фондового рынка является долгосрочным и, как правило, более дешевым способом финансирования деятельности компании, не влекущим за собой зависимость ее бизнеса от кредиторов и способствующим повышению ликвидности проводимых операций.
Препятствия развитию рынка
В отсутствие регулятора на рынке лизинга, единственным органом, проявляющим повышенное внимание к лизинговым компаниям, является Федеральная налоговая служба, цель которой — максимальное пополнение государственного бюджета. Повышенное внимание со стороны налоговиков и их подход к лизингу как к виду деятельности, ориентированному на уклонение от налогов, серьезно осложняет развитие рынка. "Основной проблемой, сдерживающей развитие лизинга, является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики, однако сейчас уже намечаются позитивные сдвиги в этой области", — c делится мнением Владимир Лелеков, генеральный директор ООО "Брансвик Рейл Лизинг".
Невозмещенный НДС остается главной проблемой лизинговых компаний и, по нашим оценкам, составил на 01.01.2007г. около 25 млрд.руб. без учета небезызвестной истории с "Ханса Лизинг". По мнению самих лизингодателей, при сохранении существующей придирчивости налоговиков к НДС, лизинговые компании могут терять 10-15% бизнеса ежегодно. "Требования налоговой службы стали более жесткими, если в 2004 и 2005 годах возмещение НДС производилось из бюджета денежными средствами, то в 2006 году возникали сложности даже с принятием к зачету уплаченного НДС, в частности, из-за неправильного оформлениями поставщиками первичных документов", — говорит один из участников рынка. В целом же потери рынка из-за недоработок в законодательстве, по нашим оценкам, составили в 2006 году около 9 млрд.долл.
Существенная доля в потерях рынка приходится на сегмент лизинга недвижимости, который только пытается встать на ноги. В общем объеме нового бизнеса лизинг недвижимости в 2006 г. составил всего 2,23%, то есть примерно в 10 раз меньше, чем в странах с развитым рынком лизинга. Компании, желающие работать в этой сфере сразу же сталкиваются со сложностями при оформлении собственности на землю — в соответствии с Законом о лизинге земельные участки не могут быть переданы в лизинг. При этом по действующему законодательству отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. В результате сделки финансовой аренды с недвижимостью становятся более запутанными, дорогостоящими и проблематичными, особенно для малых предприятий, которые более всего в них нуждаются.
Тем временем, спрос на услуги в этом сегменте существенно растет, все больше компаний начинают заниматься лизингом коммерческой недвижимости. Случается даже, что по некоторым сделкам вознаграждение лизинговых компаний равно той ставке, по которой они привлекают финансирование в банке. Лизингодатели идут на это с целью опробовать новый инструмент. Но удовлетворить растущий спрос лизингодатели пока не могут из-за административных и законодательных преград, а также частого нежелания продавцов указывать в договорах рыночную стоимость офисов и зданий.
"Огромным импульсом для развития лизинга недвижимости в нашей стране, где большинство зданий и сооружений учитываются по весьма скромной исторической бухгалтерской стоимости, могла бы стать разрешенная переоценка объектов недвижимости, без конечного налогообложения результатов данной переоценки налогом на прибыль. Это не только позволило бы значительно увеличить капитализацию многих российских компаний, но и вовлечь в лизинговый оборот многие объекты недвижимости, которые и составляют одно из основных направлений лизинга во многих европейских странах", — говорит Дмитрий Шабалин, Заместитель Генерального директора ЗАО "Локат Лизинг Руссия".
Препятствием для развития сегмента лизинга недвижимости является также отсутствие нормативной базы, регулирующей вопросы государственной регистрации договоров лизинга недвижимого имущества. Применяемая по аналогии нормативная база в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не учитывает многих аспектов лизинга как разновидности инвестиционной деятельности. Урегулирование данного вопроса на законодательном уровне позволило бы существенно расширить рынок лизинга недвижимого имущества, который в настоящее время находится на низком уровне развития. Помехой является также законодательно установленный временной разрыв между заключением договора купли-продажи и заключением договора лизинга. В результате в течение одного-двух месяцев, когда происходит регистрация договора купли-продажи, лизингодатель не имеет юридически оформленных прав на имущественный объектпредмет лизинга. Не способствует развитию данного сегмента и отсутствие специальных норм в отношении лизинга недвижимости в Законе о лизинге.
Проблемы с регистрацией сделок возникают не только при работе на сегменте коммерческой недвижимости, но и при работе с авиатехникой. Сложности связаны в основном со спецификой объекта лизинга. Прежде всего, это отсутствие системы регистрации прав на воздушные судна (соответственно, отсутствие документов государственных органов, подтверждающих права на ВС) осложняет процесс получения кредитов в банках в связи с отсутствием возможности с достоверностью подтвердить права на ВС. Далее — многочисленные меры контроля в виде регистрации и сертификации ВС, периодического продления ресурсов самого воздушного судна и двигателей, сопровождающегося необходимостью проведения различных работ на ВС, периодического проведения капитального ремонта ВС, соблюдение постоянно обновляющихся требований к ВС, делают данную деятельность максимально капиталоемкой, что при отсутствии государственной поддержки и предоставления определенных налоговых льгот, оказывает существенное влияние на финансовое положение субъектов авиационного лизинга и вхождение новых субъектов на рынок данных услуг. Наконец, не хватает долгосрочных, подкрепленных значительной финансовой базой, государственных программ развития авиации и программ поддержки субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере авиации. Наличие соответствующих программ могло бы сделать рынок данных услуг более привлекательным для иностранных и российских инвесторов.
Одно из основных ограничений, коренным образом ограничивающее возможность для развития на отдельных сегментах рынка, содержится в Гражданском Кодексе. В соответствии со ст. 665 ГК РФ имущество, полученное лизингополучателем по договору лизинга, может использоваться им только в предпринимательских целях. Данное положение фактически существенно ограничивает сферу применения лизинговых сделок, которые не могут заключаться, например, с некоммерческими организациями, в Уставе которых имеется запрет на ведение коммерческой деятельности. Это значит огромное количество образовательных, медицинских и иных учреждений выпадают из списка потенциальных клиентов лизинговых компаний. Вместе с тем, если взять положения международных актов, а именно Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, то можно сделать вывод, что в мировой практике лизинг как правовое и экономическое явление понимается и применяется значительно шире, не ограничиваясь сферой предпринимательских отношений. Согласно положений Конвенции, лизинг может использоваться в любых целях (а не только в предпринимательских), за исключением личных, семейных и домашних целей. То есть лизинговые сделки могут заключаться и некоммерческими организациями, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Устранение существующего искусственного ограничения сферы лизинга, как сделки, заключаемой в предпринимательских целях, позволит вовлечь в лизинговые правоотношения огромное количество новых субъектов, которые в настоящий момент не могут использовать преимущества лизинга для приобретения основных средств и обновления необходимого оборудования. Кроме Гражданского кодекса, который ставит крест на использовании лизинга некоммерческими организациями, существенное ограничение содержит и ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", исключающий из сферы лизинговых сделок оперативный лизинг, на долю которого приходится более половины рынка лизинга в развитых странах.
Дополнительные проблемы для лизингодателей создает и отсутствие адекватного и современного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций. Лизинговые компании вынуждены руководствоваться устаревшим Приказом Минфина РФ № 15 от 17.02.1997г. "О бухучете лизинговых операций", который, ко всему прочему, противоречит ПБУ 9/99, в частности, в вопросе признания выручки от обычных видов деятельности. Кроме того, в налоговом и бухгалтерском законодательстве нигде нет норм, регулирующих смену балансодержателя в течение срока действия договора (например, порядок определения первоначальной стоимости имущества для целей налогообложения прибыли и для расчета налога на имущество, возможность начислять амортизацию (и по каких правилам) организацией, которая приняла на баланс лизинговое имущество в связи со сменой балансодержателя). В то же время ГК и ФЗ № 164 не запрещают менять балансодержателя лизингового имущества в течение договора лизинга.
Еще одной проблемой является вопрос, связанный с порядком учета выкупной стоимости предмета лизинга, который вызвал жесткие дискуссии в 2006 году. Поскольку понятие выкупной стоимости имущества в нормативной базе четко не оговорено, то сложилось два подхода к его трактовке. Согласно первому выкупная стоимость имущества — это сумма, по которой имущество было приобретено при передаче в лизинг; согласно второму — цена, по которой имущество переходит в собственность от лизингодателя к лизингополучателю по окончании сделки.
Рассказывает Алексей Кузнецов, партнер налогового департамента Ernst & Young: "Еще в конце 2005 г. Минфин в своем письме № 03-03-04/1/348 (от 09.11.05г.) указывал, что, если договором лизинга предусмотрен переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя после выплаты всех лизинговых платежей без уплаты выкупной цены, всю сумму лизинговых платежей следует рассматривать как расход, направленный на приобретение амортизируемого имущества, включаемый в его первоначальную стоимость после перехода права собственности к лизингополучателю. В 2006 г. Минфин уточнил свою позицию в ряде писем (например, Письмо № 03-03-04/1/113 от 15 февраля 2006г.), указав, что при отсутствии выкупной цены лизингополучателю следует заключить дополнительное соглашение о ее размере в общей сумме лизинговых платежей и разделить лизинговый платеж на две составляющие: собственно платеж за лизинговые услуги и выкупной платеж с целью приобретения предмета лизинга в собственность. Соответственно лизингополучатель вправе отнести к текущим расходам лишь платеж за услуги по предоставлению имущества в лизинг. Мы полагаем, что было бы полезно четко разделить выкупной платеж и текущие лизинговые платежи в договоре.
Более того, в письмах Минфина говорится, что когда сторонами договора лизинга установлена номинальная выкупная цена предмета лизинга необходимо применять правила трансфертного ценообразования, установленные ст. 40 НК РФ, которая не содержит каких-либо исключений или особенностей в отношении выкупа предмета лизинга. И лишь в Письме от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/1/576 Минфин упоминает, что при определении рыночной цены выкупа лизингополучателем предмета лизинга должны учитываться особенности данного вида сделок, однако более подробно данное положение не развивается. Данный подход не учитывает специфики лизинговой деятельности как предоставления предмета лизинга во временное владение и пользование и, по сути, пытается приравнять лизинг к купле-продаже с рассрочкой платежа по единственному критерию: отсутствию выкупной цены в договоре лизинга".
При таком подходе все налоговые преимущества лизинга для лизингополучателя в значительной мере сводятся на нет, поскольку в этом случае он может относить на текущие расходы только ту часть платежей, которая превышает стоимость имущества, представляющую собой фактически плату за услуги компании. На практике это означает, что по действующим на сегодняшний день сделкам лизингополучатели смогут уменьшить налогооблагаемую базу в ближайшие несколько лет всего лишь примерно на 80 млрд. рублей (вместо 215 млрд. при другом подходе). В результате только в 2006 году при полном применении этого подхода лизингополучатели должны "переплатить" государству налог на прибыль в размере примерно 8 млрд. рублей.
Также, проблемным вопросом, привлекающим особое внимание налоговиков, являются сделки возвратного лизинга. В большинстве случаев налоговые органы пытаются оспаривать сделки как мнимые, заключенные исключительно ради ухода от уплаты налогов. Их совершенно не смущает логика вещей, согласно которой возвратный лизинг представляет собой ни что иное, как форму долгосрочного кредитования под залог. Они остаются верны своим принципам, даже несмотря на то, что судебная практика далеко не всегда оказывается на их стороне. В результате, в причастности к этому сегменту рынка решается признаться далеко не каждая лизинговая компания. Компании не столько боятся проверок, сколько не хотят создавать лишние проблемы для своих же лизингополучателей — ведь претензии налоговые органы предъявляют прежде всего к ним. В итоге доля этого вида лизинга составляет порядка 4-5% от общей суммы договоров, хотя могла бы быть в несколько раз выше. Согласись налоговики с экономической сущностью возвратного лизинга, и отечественный рынок мог бы вырасти еще на полмиллиарда долларов.
Решение перечисленных проблем, а также устранение прочих пробелов в сфере законодательного и налогового регулирования лизинговой деятельности, могло бы дать существенный толчок быстро растущему рынку.
Среди значимых изменений в законодательстве для лизинговых компаний в 2006 году можно отметить следующие два: включение статьи "Доходные вложения в материальные ценности" в состав основных средств для бухгалтерского учета, что привело к обложению объектов лизинга налогом на имущество и, как следствие, отразилось на общей стоимости договоров лизинга; и изменения в Налоговом кодексе РФ касающиеся определения налоговой базы по НДС: с 1 января 2006 года — только по отгрузке.
Пути развития: вверх или вниз?
Цикличность развития экономики доказана давно. Исследования рынка лизинга, проводимые рейтинговым агентством "Эксперт РА" с 2002 года, позволяют утверждать, что волновая теория развития характерна и для этого финансового рынка. На лизинговом рынке к 2006 году длина экономического цикла достигла примерно пяти лет, между тем в ближайшее время она может удлиниться до 7-9 лет. Во время становления российского лизингового рынка длина волны на нем определялась практически только средними сроками заключенных договоров и инфляционными ожиданиями участников лизинговых сделок. В настоящее время определяющим фактором становится решение инфраструктурных проблем в экономике и рост инвестиционного спроса.
Первый этап. (1998-2001)
Периодом зарождения российского рынка лизинга в современном виде можно считать 1998-99 гг. Кризис 1998 г. стал первой предпосылкой к росту лизинга в России и превращению его в действенный инструмент финансирования реального сектора экономики. Дефолт 17 августа 1998 года и девальвация рубля обусловили возникновение проблем с финансовыми ресурсами у большинства российских предприятий. Они оказались не способны оплачивать приобретаемые средства производства в полном объеме, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие девальвации.
При жестких ресурсных ограничениях инвестиционные решения определялись задачами повышения качества продукции и ее соответствия современным стандартам, расширения ассортимента, а также технологическими аспектами снижения себестоимости. Инвестиционная деятельность ориентировалась, главным образом, на активное использование в производстве конкурентоспособных резервных мощностей и модернизацию техники.
Между тем, потенциал использования существовавших производственных мощностей был практически исчерпан, поскольку значительная часть оборудования не могла быть задействована из-за морального и физического износа. Отсутствие возможности своевременной замены основного капитала сопровождалось продлением сроков использования неэффективных машин и оборудования. Во многих случаях основные фонды ликвидировались только при практически полной невозможности их дальнейшей эксплуатации. Такая ситуация стала основой для формирования масштабного спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том числе и на лизинг. С точки зрения лизинговых компаний такой спрос был особенно благоприятен, поскольку имел (и имеет) место на фоне макроэкономической стабильности и роста российской экономики.
Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка лизинга и его превращении из единичной услуги в массовый продукт. Послекризисные тенденции поддерживали развитие лизинга на протяжении 1998-2002 гг., и позволили этому инструменту получить относительно широкую известность.
Второй этап. (2002-2005)
В 2002 году развитие рынка лизинга получило несколько дополнительных импульсов. В начале 2002 года были внесены существенные изменения в законодательство. Новая версия закона "О лизинге" была приведена в соответствие с другими законодательными актами, в том числе с Налоговым кодексом, что усилило эффективность правового обеспечения лизинговой деятельности. С отменой лицензирования были сняты бюрократические барьеры на пути развития лизинговых компаний. Однако самым существенным толчком для развития лизинга стала отмена с 2002 года налоговой льготы по капиталовложениям для предприятий. В результате при приобретении основных фондов за счет собственных средств компании утратили право относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. На себестоимость стало возможным относить только проценты по банковскому кредиту. Таким образом, только при использовании механизма лизинга, у предприятий осталось право относить затраты на перевооружение производства на себестоимость своей продукции в полном объеме.
В 2003 году лизинг закрепился как "массовый" инструмент финансирования реального сектора экономики. Это характеризовалось, во-первых, тем, что в 2003 г. заметно удлинились сроки лизинговых сделок — сделки в рублях на срок до пяти лет стали нормальной практикой. Во-вторых, вследствие быстрого роста бизнеса лизинговых компаний, появления новых компаний и вследствие увеличения их доступа к различным источникам финансирования выросла конкуренция на рынке лизинга. Благодаря этому лизинг стал доступен для более широкого круга заемщиков.
Несмотря на стремительные темпы развития лизинга в России, специфика этого инструмента, его уникальные преимущества на фоне других финансовых инструментов, оставались не вполне ясны для многих потенциальных участников лизинговых сделок (заемщиков, производителей оборудования, инвесторов). Дефицит информации о лизинге, практически полное отсутствие систематизированных данных как о рынке финансовой аренды в целом, так и о деятельности отдельных лизинговых компаний, являлись существенными препятствиями на пути развития российского лизингового рынка.
Кроме того, снизилось стимулирующее значение фактора острой потребности в инвестициях, поскольку с ростом инвестиционной привлекательности России, для компаний стал доступен более широкий круг финансовых инструментов, более выгодные условия займов. Доля собственных средств в инвестициях в основной капитал стала снижаться, а доля заемных — возрастать. В этих условиях лизинг стал развиваться в большей степени за счет своих "классических" клиентов — предприятий среднего и малого бизнеса, производящих продукцию относительно высокого уровня переработки, ориентированную на внутренний рынок.
Третий этап.
*На цикличность развития экономических систем исследователи обратили внимание еще в первой половине 19 века. Цикл характеризуется последовательностью протекания экономических процессов в определенном режиме, когда в экономике происходят изменения основных параметров — рост ВВП сменяется спадом, за которым снова следует рост. Это обусловливается тем, что стремясь к расширению производства, завоеванию возможно большей доли рынка, который в каждый данный момент имеет пределы, владельцы предприятий периодически создают ситуацию перепроизводства товаров, в результате чего возникает перевес предложения над спросом по какому-либо товару, и соответственно падение цен на этот товар. Циклы в экономике называют, в частности, по именам открывших их экономистов: циклы Кондратьева — длиной в 55 лет (48-60 лет, "длинные волны"), циклы Жуглара — 10 лет (7-12 лет, "инвестиционные циклы"), циклы Китчена — 3,3 года. Все эти циклы взаимодействуют. Каждый цикл Кондратьева содержит несколько циклов Жуглара, а каждый цикл Жуглара — несколько циклов Китчина.
К 2005 году завершилась вторая волна инвестиционного спроса на рынке лизинга. Большинство заключенных в 2001-2003 гг. сделок, за редким исключением, закончились. Об этом в частности свидетельствует снижение в 2005 году темпов прироста объема лизинговых платежей, связанное с "взрослением" рынка и сопутствующим ему изменением структуры, удлинением средних сроков лизинговых сделок, а также графиков платежей и финансирования, в том числе с появлением сделок, близких к проектному финансированию.
В 2006 году наступил новый этап развития рынка лизинга. Прирост объема профинансированных средств составил, по нашим оценкам, примерно 90%, прирост объема нового бизнеса — 83%. Такой впечатляющий прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2006 году является фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Дальнейшее развитие рынка может пойти двумя путями. С одной стороны, может повториться существующий на рынке пятилетний цикл, и в этом случае после 2008 года темпы прироста начнут снижаться. С другой стороны, на фоне роста российской экономики при существующей благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и внутренней социально-экономической стабильности, и при способствовании государством развитию лизинга, темпы прироста рынка продолжат увеличиваться до 2010 года, а экономический цикл удлинится до 7-9 лет.
В пользу первого варианта говорит уже сложившееся на рынке удлинение экономического цикла. Во-первых, существующая постоянная нехватка инвестиций в российскую экономику, и соответственно высокий уровень неудовлетворенного спроса на долгосрочное долговое финансирование, обусловливают устойчивый спрос на лизинговые услуги. Во-вторых, недостаток конкурентоспособных мощностей производства почти во всех отраслях промышленности является одним из ключевых факторов, сдерживающих рост экономики России, в результате чего лизинг, как оптимальный финансовый инструмент для обновления основных производственных фондов, будет стабильно востребован. Существующий рост объемов профинансированных средств повлечет за собой и рост объемов полученных лизинговых платежей, конечно, с некоторым временным лагом. К 2009-2010 годам, согласно первому сценарию, можно ожидать завершения третьей волны развития рынка и снижения темпов роста.
Впрочем, возможен и другой вариант развития рынка — дальнейшее увеличение темпов прироста после 2008 года и приближение длины цикла к инвестиционному циклу Жуглара*. Для этого есть ряд объективных причин. Увеличивается удельный вес лизинга в общем объеме ВВП, а также в инвестициях в основные средства. Есть позитивные ожидания участников рынка в решении проблемы возмещения НДС. Лизинговые компании, в условиях усиления конкуренции, перешли к продуманному и взвешенному развитию бизнеса, появились долгосрочные стратегии развития, в то время как ранее преобладало планирование в пределах среднесрочного, а то и годового горизонта. Сделки на срок более 4 лет занимают в портфелях компаний уже около 10%, реализуются сделки длительностью в семь лет и более. Кроме прихода в будущем новых клиентов, использующих лизинг для расширения бизнеса, очевидно, начнется обновление парка оборудования, взятого во время первой волны развития лизинга. При сохранении в экономике инвестиционного спроса, который оценивается на сегодняшний день примерно в 9-10 трлн руб., мы будем наблюдать не снижение, а увеличение темпов роста на рынке лизинга, а также удлинение экономического цикла примерно до 7-9 лет. 

Автор: advis.ru



Постоянная ссылка на статью: