Обзор рынка соков и нектаров г. Омска

По оценкам специалистов, потребление соков и нектаров в России возрастает. Эти напитки становятся привычными для населения нашей страны. Возможно, это связано с ростом благосостояния россиян. При этом рынок соков становится все более разнообразным, появляются новые марки, растет сегмент "премиум".

В апреле-мае 2006 года маркетинговым агентством "Делфи" в рамках проекта "Омнибус" методом телефонного опроса было проведено исследование потребительских предпочтений на рынке соков и нектаров г. Омска. В опросе принимали участие 300 горожан в возрасте от 18 до 60 лет. Выборочная совокупность репрезентативна половозрастной структуре омичей.

В результате исследования выяснилось, что покупателями соков и нектаров является подавляющее большинство омичей – 93% респондентов. При этом 80% из них покупают данные напитки 1 раз в неделю и чаще. Заметим, что чаще покупателями соков являются люди молодого и среднего возраста. Возможно, это объясняется более высоким уровнем дохода, стремлением вести здоровый образ жизни и употреблять полезные продукты.

Частота потребления соков и нектаров практически совпадает с частотой их покупки (рис. 1).

Рисунок 1. ЧАСТОТА ПОКУПКИ И ЧАСТОТА ПОТРЕБЛЕНИЯ СОКОВ И НЕКТАРОВ,
% от покупателей/потребителей

Более половины омичей (57%) приобретают литровые упаковки соков и нектаров, двухлитровые предпочитает каждый четвертый омич. Таким образом, можно предположить, что данный продукт является объектом семейного потребления (рис. 2). Это же подтверждают данные о том, где потребляются соки и нектары: 94% омичей пьют их дома.

Рисунок 2. ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ ОМИЧАМИ ОБЪЕМ УПАКОВКИ СОКОВ
И НЕКТАРОВ, % от покупателей

Основным местом покупки соков и нектаров являются супермаркеты и продуктовые магазины – 46% и 35% соответственно. На рынках или минирынках приобретают соки 11% омичей (рис. 3).

Рисунок 3. СТРУКТУРА ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОКУПАТЕЛЕЙ ПО МЕСТАМ ПОКУПКИ СОКОВ И НЕКТАРОВ, % от покупателей

В настоящее время рынок соков и нектаров можно назвать достаточно насыщенным. Представлено множество марок, ориентированных на покупателей с разным доходом и образом жизни, а разнообразие вкусов поражает воображение. Можно найти как традиционные соки, так и достаточно экзотические, например, сок манго или маракуйи.

Чем же руководствуются омичи, когда приобретают соки и нектары?

При выборе сока или нектара почти 60% омичей в первую очередь обращают внимание на натуральность и отсутствие консервантов, для 50% важен вкус, 22% обращают внимание на стоимость и только 12% – на марку или производителя (рис. 4).

Рисунок 4. ФАКТОРЫ ВЫБОРА СОКОВ И НЕКТАРОВ, % от числа покупателей

Наиболее популярными среди омичей являются соки и нектары с яблочным и апельсиновым вкусами – 43% и 40% соответственно. 26% предпочитают персиковый сок или нектар, 18% – абрикосовый, 16% – томатный, 11% – мультифруктовый, по 10% – виноградный и ананасовый (рис. 5). Таким образом, предпочтения омичей здесь достаточно традиционны.

Рисунок 5. ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ОМИЧАМИ ВКУСЫ СОКОВ И НЕКТАРОВ,
% от покупателей

Потребляют соки и нектары омичи, как правило, во время завтрака, обеда и ужина. Таким образом, соки и нектары становятся неотъемлемым элементом традиционного приема пищи (рис. 6).

Рисунок 6. ВРЕМЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ СОКОВ И НЕКТАРОВ, % от потребителей

Соки и нектары рассматриваются омичами как источник удовольствия и полезных веществ. Об этом свидетельствуют те цели, которые преследуются при потреблении данных напитков: так, 49% пьют соки и нектары для того, чтобы побаловать себя, а 40% – чтобы получить необходимые витамины (рис. 7).

Рисунок 7. ЦЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ СОКОВ И НЕКТАРОВ, % от потребителей

Одной из основных задач подобных исследований является определение известности и популярности марок/производителей. Для этого традиционно использовались 3 показателя: top-of-mind (первая названная марка), спонтанная известность (все марки, названные респондентами самостоятельно, включая первую), известность с поддержкой (респондентам предлагался список из 36 марок, в котором нужно было отметить знакомые).

Лидерами в рейтинге top-of-mind являются марки "Моя семья" (ОАО "Нидан Соки") – первой ее назвал каждый пятый респондент, и J7 (Вимм-Билль-Данн) – первой ее вспомнили 18% опрошенных. Эти же марки являются лидерами и в рейтингах спонтанной и наведенной известности.

В рейтинге последней покупки первое место занял сок "Моя семья" – именно его купили 18%, на втором месте – сок "Привет" с 10% покупателей. Таким образом, в основном омичи потребляют соки среднего ценового сегмента.

Стоит отметить, что 18% не смогли вспомнить сок какой марки они приобрели в последнюю покупку. Заметим, что основную долю среди этих покупателей занимают мужчины, а также те, кто приобретает сок реже 1 раза в неделю (табл. 1).

Таблица 1. ЗНАНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ СОКОВ И НЕКТАРОВ РАЗЛИЧНЫХ МАРОК,
% от числа покупателей/потребителей

Марки

Top-of-mind

Спонтанная известность

Известность
с поддержкой

Последняя покупка

Моя семья (ОАО "Нидан Соки")

20%

40%

85%

18%

J7 (Вимм-Билль-Данн)

18%

32%

77%

9%

Я (ЭКЗ "Лебедянский")

9%

24%

68%

8%

Привет (ЭКЗ "Лебедянский")

9%

20%

60%

10%

Добрый (ЗАО "Мултон")

8%

19%

77%

8%

Любимый сад (Вимм-Билль-Данн)

6%

18%

75%

9%

100% Gold (Вимм-Билль-Данн)

4%

12%

71%

5%

Rich (ЗАО "Мултон")

3%

11%

63%

3%

Фруктовый сад (ЭКЗ "Лебедянский")

2%

8%

65%

2%

Тонус (ЭКЗ "Лебедянский")

1%

6%

50%

3%

Сады Придонья (АПК "Придонье")

1%

3%

21%

2%

Фруто-Няня (ЭКЗ "Лебедянский")

1%

2%

44%

1%

Tropicana (PepsiCo)

0%

1%

43%

1%

Сокос (ОАО "Нидан Соки")

0%

1%

19%

1%

Да! (ОАО "Нидан Соки")

0%

3%

30%

0%

Чемпион (ОАО "Нидан Соки")

0%

3%

41%

0%

Nico (ЗАО "Мултон")

0%

2%

41%

0%

Spring (ООО "Spring")

0%

2%

19%

0%

Вико (ООО "Интерагросистемы")

0%

1%

27%

0%

Caprice (ОАО "Нидан Соки")

0%

1%

23%

0%

Пикник (Компания "ДигиДон")

0%

1%

17%

0%

Ясли-Сад (ЗАО "Мултон")

0%

1%

24%

0%

Золотая Русь (АПК "Придонье")

0%

1%

10%

0%

Del tropico (Компания "ДигиДон")

0%

0%

18%

0%

Rio Grand (Вимм-Билль-Данн)

0%

0%

11%

0%

Зеленое ранчо (ГК "Начпрод")

0%

0%

8%

0%

Яблочкин (Компания "ДигиДон")

0%

0%

10%

0%

Santal (Белгородский молочный комбинат)

0%

0%

4%

0%

Балтимор (Балтимор Холдинг)

0%

0%

17%

0%

Сочная долина (ООО "Интерагросистемы")

0%

0%

24%

0%

ДигиДон (Компания "ДигиДон")

0%

0%

5%

0%

Его величество (Компания "ДигиДон")

0%

0%

5%

0%

Курортная серия (Компания "Амтел")

0%

0%

7%

0%

Теди (MASPEX Sp. z o.o.)

0%

0%

6%

0%

Туса Джуса (ЭКЗ "Лебедянский")

0%

0%

7%

0%

Услада (Экес-Гранини)

0%

0%

16%

0%

Другое

1%

1%

0%

1%

Затрудняюсь ответить

16%

16%

1%

18%

Омичи не только приобретают соки и нектары промышленного производства, но также изготавливают их в домашних условиях – об этом сказали 55,4% респондентов. При этом подавляющее большинство (80,5%) из них изготавливает яблочный сок, на втором месте – томатный (33,3%), на третьем – морковный (17,9%) (рис. 8).

Следует также отметить, что чаще сок изготавливают в домашних условиях люди старшего возраста.

Рисунок 8. СОКИ, ИЗГОТАВЛИВАЕМЫЕ ОМИЧАМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ,
% от респондентов, изготавливающих сок дома

Таким образом, омичи являются активными покупателями и потребителями соков и нектаров промышленного производства. При этом эти напитки являются объектами семейной покупки, а потребляются в основном для получения удовольствия и необходимых полезных веществ.