Рынок кредитных карт ожидает настоящий бум

Российский рынок пластиковых банковских карт, возникнув относительно недавно, на волне "зарплатных проектов", демонстрирует впечатляющие темпы роста. По оценкам Центробанка, на 01.07.2005 года было выпущено 42.5 млн. пластиковых карт, что в 1.5 раза больше, чем на середину 2004 года. Сегмент кредитных карт, хотя и относительно невелик – 4.2% на июль 2005 года – однако его темпы роста выше (прирост за год составил 82% при 50% по дебетовым картам). Именно карточное кредитование, по прогнозам экспертов, станет приоритетным направлением для российских банков и вытеснит потребительские кредиты. Число кредитных карт к 2008 году может составить 15–20 млн. единиц, что на порядок выше нынешних 1.8 млн. единиц. В ноябре 2005 года компания "ИМА-консалтинг" провела комплексное исследование рынка банковских кредитных карт Москвы.

Для анализа ситуации были использованы следующие методы сбора информации:

  1. Экспертный анализ (10 экспертов) - Банковские служащие (специалисты по пластиковым картам, маркетингу, работе с розничными потребителями), журналисты, аналитики, курирующие банковскую тематику.
  2. Desk-research - aнализ рынка кредитных карт на основе информации открытых источников (аналитические обзоры, исследования, статистика).
  3. Mystery Shopping - "таинственные покупатели" проверили качество работы front-персонала в 3 отделениях каждого 10 банков Москвы по направлению "кредитные карты" в ходе личных визитов и звонков в телефонные службы банков.
  4. Телефонный опрос (500 респондентов) - реальные и потенциальные пользователи кредитных карт. Выборка репрезентирует население Москвы 18–60 лет по полу и возрасту.

В ходе Mystery Shopping качество консультирования при выборе кредитной карты оценивалось по нескольким группам критериев. При личном визите измерялись (1) доступность консультации в операционном зале, (2) качество работы консультантов в зале, (3) качество информационных материалов, а также (4) доступность и удобство банковских услуг в целом. Телефонный звонок в информационную службу банка позволял оценить (5) доступность телефонной консультации и ее (6) качество.

Диаграмма 1. Качество консультирования

Как видно из диаграммы 1, общая оценка эффективности работы банков по продвижению кредитных карт находится в диапазоне от 41% (для Сбербанка) до 68% (для МДМ-банк) из максимально возможных 100%. Среди особенностей российского рынка кредитных карт можно отметить следующие. Во-первых, достаточно незначительный разброс в оценках: для семи из десяти банков различия в эффективности их работы не превышают 8%. То есть, по итогам аудита качества обслуживания можно сделать вывод о том, что большинство банков-участников исследования предлагают новую услугу примерно на одинаковом уровне. В то же время важно отметить наличие неиспользованного потенциала в 30%, что демонстрирует незрелость формирующегося рынка кредитных карт и слабую дифференциацию формата предлагаемых услуг, вследствие невысокой конкуренции в сегменте. Во-вторых, интересно отметить, что даже банки, которые на момент исследования не предлагали своим клиентам классические револьверные кредитные карты (Райффайзенбанк, Уралсиб и Внешторгбанк 24), показывают довольно высокий уровень качества консультирования по данному продукту. Качество консультирования при выборе кредитной карты оценивалось по нескольким группам критериев. В ходе личного визита измерялись (1) доступность консультации в операционном зале, (2) качество работы консультантов в зале, (3) качество информационных материалов, а также (4) доступность и удобство банковских услуг в целом. Телефонный звонок в информационную службу банка позволял оценить (5) доступность телефонной консультации и ее (6) качество.

Поведение потребителей мы выясняли в ходе телефонного опроса.

Диаграмма 2. Структура потребителей банковских карт, в % от общего числа опрошенных

Согласно результатам исследования на данный момент среди жителей Москвы 18–60 лет обладателями кредитной карты являются 18.1% (или 940 тыс. чел.). Чаще всего респонденты отмечали, что банком-эмитентом их кредитной карты являются Альфа-банк, Банк Москвы, МДМ-банк и Ситибанк.

Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard. Примерно треть владельцев кредитных карт приобрели их в текущем году и чуть менее половины – за последние 1–2 года.

Диаграмма 3. Структура намерений о приобретении кредитной карты в течение ближайшего года, в % от общего числа опрошенных

Максимальный ожидаемый спрос на кредитные карты, по результатам проведенного исследования, составляет в Москве 8.5% или 440 тыс. единиц. Указали, что уже имеют, как минимум, одну кредитную карту 1.1%, а 7.4% отметили, что кредитной карты на данный момент у них нет. Рассмотрим некоторые характеристики пользователей кредитных карт.

Среди владельцев кредитных карты выше среднего доля мужчин, почти две трети из них относятся к возрастной группе 24–40 лет, столько же имеют высшее образование, более 90% работают. Примерно две трети относят себя к среднему классу, указали, что имеют общесемейный доход 50 000 руб. (при среднем по выборке 36 000 руб.). Около двух третей владельцев кредитных карт имеют также автомобиль, более 80% – домашний компьютер. Около 60% из них обычно покупают продукты в ближайшем супермаркете. Потенциальные потребители кредитных карт отличаются несколько большей долей респондентов в возрасте 24–40 лет (более 70%), владельцев домашнего компьютера (около 90%), но меньше общесемейный доход (в среднем около 27 000 руб.). Среди потенциальных потребителей в два раза ниже, чем среди реальных владельцев кредитных карт, доля респондентов 41–50 лет (15% и 30% соответственно)".