Банковское сообщество торгует деньгами. Часто формула сложного процента делает чудовищно рентабельным простое действие: взял под 15-17%, передал под 23-28%. Процент на деньги -  непревзойденное банковское изобретение с более чем тысячелетней историей.  Что уж говорить о сложном проценте, который собственно и стоит за спиной у сильнейших банковских воротил.

Но по другую сторону всегда стоят компании и корпорации, чьи потребности в деньгах удовлетворяются за счет привлечения кредитов от финансовых учреждений. Но ведь банки берут эти деньги почти бесплатно!!! Компании и корпорации давно перестали мириться с этой несправедливостью относительно себестоимости заемных средств. И в противовес банковскому проценту появилась доля в бизнесе компании - shares, или, по-русски, акция. Акции давали возможность занять у инвестора бесплатные деньги и использовать их по своему усмотрению, лишь изредка отчитываясь перед своими акционерами и выплачивая им скудные дивиденды.

Очевидно, что механизм "займа" у инвестора со стороны эмитента выглядит весьма нехитро. Задача: продать крупный пакет акций на крупный капитал по дорогим ценам. Если все будет хорошо, то придет еще более крупный инвестор и, в свою очередь, перекупит этот пакет еще дороже. Эмитента это уже не волнует: ему все равно, кому выплачивать и перед кем отчитываться за административно-хозяйственные решение. Желательно, конечно, чтобы инвесторы зарабатывали. В итоге, когда ситуация на рынке начинает попахивать жареным, самый крупный инвестор платит по всем счетам. Самый крупный инвестор – понятие, скорее, абстрактное - это самый крупный капитал, который совсем недавно "затарился", как говорится, на "хаях", в то время, как поезд уже тронулся в противоположную сторону - от прибыли.

В случае, когда акции начинают сильно падать в цене, трейдеры компаний-эмитентов выкупают свои бумаги по дешевой цене у самого крупного и незадачливого инвестора. Таким образом, эмитенты могут зарабатывать огромные суммы. Фактором, способствующим данной махинации, является уровень free float - количество акций в свободном обращении на бирже. Как правило, во времена подъемов free float увеличивается по мере роста объемов, а при падении free float снижается.

Получается, что если смотреть со стороны эмитента - фондовый рынок является его банком. Все что ему надо делать, так это вовремя продать свои акции, а потом их подешевле откупить. Ничего не напоминает? Конечно, это же трейдерская операция - "шорт". Выходит, что именно шорт приносит доход с завидным постоянством рыночного цикла. Но крупный инвестор ведь тоже не дурак, поэтому ему нужны виды на то, что он сможет продать свой пакет акций кому-нибудь еще.

Ответ на вопрос, кто купит пакет у инвестора, напрашивается сам собой - НАРОД. Физические лица. Именно они придают стабильность рынку. Как правило, население в большинстве своем приобретает акции в конце последнего подъема, исходя из жадности и аналитики, которая либо передается от "крыльца к крыльцу", либо звучит из уст какого-нибудь авторитетного политика или финансиста.

Если вспомнить май прошлого года, то мы видели, как под аплодисменты нефтяников с их очередным послаблением крупные инвесторы распродавали Газпром на умопомрачительные суммы!!! Казалось бы, все растет, бери, покупай: и нефть тебе почти по 150$, и льготы ввели основному кормящему сектору, но, видимо, данная информация предназначалась не им. Что говорить, по ту сторону баррикад всегда иные правила игры. Вспоминаю правило Паретто, про большинство и меньшинство - столько лет, а работает лучше, чем банковский процент.

Надежный рынок для крупного инвестора - это тот рынок, куда тянутся деньги населения. Наша страна еще пока не может этим похвастать, но у нас все еще впереди. Кризис - он на то и кризис, чтобы деньги были не у всех. Поживем, как говорится, увидим. Быть может, наши 3% участников фондового рынка превратятся в 15%, как в Турции или в 30%, как в Европе. В этом случае к нам, конечно, потянется крупный инвестор и не один.

Кроме того, физические лица в России сейчас - это инвесторы, вкладывающие кирпичики в общий фундамент, который будет отстраиваться в пирамиду, но уже за чужой счет. Физические лица, играющие против большинства, никогда не теряют много. Их основная задача сводится к одной простой истине: "Дай прибыли течь, вовремя крой убыток".

А пока финансовые рынки плавно подходят к уровням биржевых цен, на основе которых можно заключить, что они не так уж и дешевы. За полгода индекс РТС вырос почти вдвое, а любая попытка скорректироваться встречала резкое сопротивление. Рынок растет и растет, играя на жадности тех, кто на первых предпосылках к росту сказал что-то типа "я подожду, оснований для роста нет". Конечно, последним покупателям данного восходящего тренда никто и никогда не скажет, где зарыт клад, но вот карту к нему предлагают все, кому не лень. Может, оно и к лучшему, ведь эмитентам сейчас нужны деньги, большие деньги. Вполне вероятно, что текущая распродажа по "дорогим ценам" прольет лучик света и на реальный сектор, чтобы было потом, на что нашим гражданам покупать.

 

Автор: Андрей Сапунов, управляющий активами ИК «ФИНАМ» .
© ИА Клерк.Ру, аналитический отдел



Постоянная ссылка на статью: