Жертвами аферистов стали клиенты банка «Русский Стандарт» Как только банк стал рассылать пластиковые карты, в Оренбурге появились кредитные мошенники.

Клиентам «Русского Стандарта» начали приходить уведомления о том, что они должны банку, потому что якобы снимали деньги с высланной им карты.

С доставкой на дом

Оренбуржец Сергей Н. оформил в ЗАО «Банк Русский Стандарат» кредит на год и купил сотовый телефон. Рассчитался за 6 месяцев и получил из банка письмо с благодарностью за своевременное погашение. В письме была кредитная пластиковая карточка. Активировав ее, клиент мог взять несколько десятков тысяч рублей, сразу или частями сняв деньги в банкомате. Для активизации кредитки Сергею нужно было только позвонить по бесплатному московскому телефону в справочно-информационный центр банка и сообщить номер договора и PIN-код карточки, указанный в письме, а также паспортные данные и придуманный им пароль.

- Я сначала обрадовался, - рассказывает Сергей, - но, когда стал выплачивать проценты по кредиту, понял, что проценты слишком высокие. За 20 000 рублей кредита через год я отдал почти 40 000.

Чужие письма

Сергей активировал карточку. А вот те, до кого не дошло отправленное банком письмо, как говорится, попали. Жительница Оренбурга Валентина К. была в шоке, когда ей позвонили и потребовали погасить задолженность по кредиту.

- Какой кредит, какая карта?! - возмутилась женщина.

- С вашей кредитной карточки получено 10 000 рублей, - заявил женщине банковский работник.

Только в милиции женщине объяснили, что письмо с кредиткой, отправленное на ее имя, скорее всего, было украдено из почтового ящика. Вор, воспользовался указанным в письме PIN-кодом, вычислил паспортные данные Валентины и активировал ее карту. Если не удастся доказать, что деньги с карты Валентины сняты без ее ведома, погашать кредит придется ей самой. И не одна она пострадала от аферистов. Таких случаев по области зарегистрировано более 100. Только в Дзержинском райотделе подано 20 заявлений о подобных махинациях.

- Это новый вид мошенничества, - рассказала «КП» следователь ОВД Дзержинского района Оренбурга Ольга КОНОПАТОВА. - Число оренбуржцев, пострадавших от этой системы кредитования, ежедневно растет. Упрощенная система кредитования сама по себе провоцирует аферистов к действию. Они легко вычисляют паспортные данные, а вытащить кредитку с PIN-кодом из почтового ящика еще проще. К сожалению, в нашем законодательстве нет четких правил относительно подобных кредитных операций. И поэтому юридически банки чисты.

По словам милиционеров, доказать, что жертва мошенников не сняла с карточки ни копейки, чрезвычайно сложно. А если этого не сделать, банк подаст на жертву в суд. Кстати, банк ничего не теряет, даже если «клиент» с ним не рассчитается: все кредиты у него застрахованы.

А еще в милиции говорят, что поймать профессионального кредитного афериста практически невозможно.

Просто пришел срок

Банк «Русский Стандарт» еще в марте 2006 года стал отправлять кредитные карточки исключительно заказными письмами. Но и теперь работники почты не всегда выполняют требования о вручении этих писем лично под расписку, а просто бросают их в почтовые ящики.

И люди до сих пор обращаются в милицию, когда для ничего не подозревающих «должников» наступает срок погашения кредита.

ОФИЦИАЛЬНО

В пресс-службе центрального офиса ЗАО «Банк Русский Стандарт» в Москве нам сообщили, что меры против мошенничества принимаются: рассылают карты ценными письмами с уведомлением, меняют процедуру активации карты и получения PIN-кода, проводят мониторинг подозрительных операций.

ВАЖНО!

Как обезопасить себя от мошенников

1. При смене места жительства уведомляйте банк, чтобы карту не выслали по старому адресу.

2. Храните паспорт, PIN-код и карту в недоступном для других месте.

3. Не передавайте третьим лицам ни по телефону, ни через Интернет, ни каким-либо другим способом номер карты, PIN-код и другие данные.

4. Операции по карте (покупка, снятие наличных в банкомате и т. д.) делайте так, чтобы никто не смог увидеть набранный вами PIN-код.

5. Если вы получили требование о погашении кредита, который вы не брали, пишите заявление в милицию и в банк. При подтверждении факта мошенничества банк прекратит работу с клиентом по вопросу просрочки до решения суда.

6 Мошенники могут позвонить по телефону, представиться сотрудником банка и запросить у человека или его родственников паспортные данные, адрес и другую информацию, уверяя, что она необходима банку для проверки и т.п. Могут прислать от имени банка или его менеджеров простое или электронное письмо с такой же просьбой. Запомните: банк никогда не запрашивает подобную информацию, она у него и так есть.

 
Автор статьи: Тимур ГАДЕЕВ, Комсомольская Правда, Оренбург. 8 декабря 2006