Коммерческое использование интернет-сайтов: учет затрат на создание Web-страницы

Коммерческое использование интернет-сайтов: учет затрат на создание Web-страницы

Среди организаций, имеющих компьютеры, остается все меньше таких, которые еще не подключены к Интернету. И это понятно: иметь доступ в глобальную компьютерную сеть не только модно, но и удобно. Ведь в ней можно в любой момент и за счи-танные секунды найти всю необходимую информацию.

Кроме того, многие компании создают виртуальные магазины или по крайней мере Web-страницы, из которых любой посетитель узнает не только историю создания фирмы, но и расценки на ее товары или услуги или даже может оформить заказ, не выходя из Сети.

Более того, на собственных Web-страницах можно размещать рекламу других организаций (баннеры) и получать за это деньги.

Надеемся, что эта статья поможет вам правильно отражать в бухгалтерском учете расходы на Интернет и доходы, получаемые от коммерческого использования этой глобальной компьютерной сети.

Как разместить информацию в Интернете?

Рассмотрим два самых известных способа.

Первый - это создание Web-страницы предприятия. Как мы уже говорили, в ней можно найти информацию о сфере деятельности фирмы, ее основных достижениях, истории создания, местонахождении и т. п. Здесь же обычно размещается и реклама ее товаров (работ, услуг), а также прайс-листы.

Второй способ - разработка WWW-сервера. Это предоставляет предприятию гораздо больше возможностей. Главное отличие WWW-сервера от Web-страницы заключается в том, что на нем можно разместить стандартное и специализированное программное обеспечение. Например, чтобы организовать интернет-магазин, необходимы программы формирования заказов покупателями из выставленных прайс-листов, программы выписки и регистрации счетов и т. п.

Для начала давайте разберемся, как учитывать расходы на создание и содержание Web-страницы и WWW-сервера.

Реклама или расходы на управление?

Что такое реклама? Согласно статье 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", это информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая должна способствовать их реализации и предназначена для неопределенного круга лиц. Ее можно распространять в любой форме и с помощью любых средств.

Таким образом, если предприятие использует Web-страницу только для рекламы, то расходы на ее разработку и поддержание в рабочем состоянии считаются рекламными. Эти расходы предприятие должно нормировать в целях налогообложения прибыли. Кроме того, с суммы этих затрат исчисляется налог на рекламу.

А вот с созданием Web-сервера компании и организации на его базе Интернет-магазина дело обстоит иначе. В нормативно-правовых актах понятие Интернет-магазина как вида деятельности пока не определено. А значит, нет и классификации затрат на его функционирование.

Мы считаем, что расходы на работу и техническое сопровождение Интернет-магазина можно рассматривать как затраты по аренде торговых площадей. А согласно подпункту "ч" пункта 2 Положения о составе затрат, их нужно включать в себестоимость. Но только в случае, если магазин находится на сервере провайдера.

А если организация использует собственный сервер? Тогда расходы на создание и техническое сопровождение Интернет-магазина следует относить на себестоимость как затраты, связанные с технологией и организацией производства (подп. "а" п. 2 Положения о составе затрат).

И еще: создавая Web-сервер, предприятие обычно размещает на нем программное обеспечение, а также резервирует дисковое пространство для электронной почты. Эти расходы относятся к затратам, связанным с управлением производством. А значит, в целях налогообложения их тоже не нормируют и полностью включают в себестоимость (подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат).

Сложнее обстоит дело с оплатой за соединение с Интернетом. Если ваше предприятие использует Сеть только для поддержания Web-странички, то средства, которые идут на оплату за соединение, можно считать расходами по изготовлению и распространению рекламы.

Но нередко Интернет нужен еще и для того, чтобы получать информацию, которая не относится к Web-странице вашего предприятия. Тогда расходы на соединение считаются затратами на оплату услуг связи. Их в полном размере включают в себестоимость на основании подпункта "и" пункта 2 Положения о составе затрат.

Создание и поддержание Web-страницы организации

С технической точки зрения создать Web-страницу - значит разместить заранее написанный в определенном формате файл или группу файлов на сервере провайдера. Несомненное достоинство Web-страницы - невысокая стоимость ее технического сопровождения: 10-20 долларов в месяц (все зависит от обЪема занимаемого дискового пространства на сервере провайдера).

Содержанием Интернет-страницы (например, разработкой макета, дизайном, написанием программ, обновлением информации и т. п.) нередко занимаются программисты организации. Но гораздо чаще эти работы выполняют специализированные фирмы-разработчики (Web-студии).

Как мы уже говорили, обычно цель создания Web-страницы - формирование благоприятного имиджа предприятия и продвижение на рынке его товаров и услуг. Поэтому в бухгалтерском учете затраты на ее создание и сопровождение отражаются на тех счетах, где учитывают расходы, связанные со сбытом продукции.

Пример 1

ЗАО "Пилот-ТВ", занимающееся установкой и настройкой телекоммуникационных систем, решило создать Web-страницу, где разместило информацию об услугах своей фирмы. Эту страницу разработала сторонняя организация. Стоимость работ - 18 000 руб. (в том числе НДС - 3000 руб.).

Кроме того, предприятие заключило договор с провайдером о размещении Web-страницы на его сервере. Срок договора - один год, а разовая плата за размещение странички - 240 руб. (в том числе НДС - 40 руб.). Каждый месяц организация должна вносить за техническое сопровождение 300 руб. (в том числе НДС - 50 руб.).

А информационным сопровождением будет заниматься штатный работник предприятия, что ежемесячно будет обходиться ЗАО "Пилот-ТВ" в 2000 руб. (зарплата сотрудника с учетом начислений единого социального налога).

В бухгалтерском учете ЗАО "Пилот-ТВ" такие операции отражаются следующим образом.

По старому Плану счетов:

ДЕБЕТ 31 КРЕДИТ 60

- 15 000 руб. (18 000 - 3000) - приняты работы по разработке Web-страницы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 3000 руб. - учтен НДС по работам;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 18 000 руб. - перечислены денежные средства за разработку Web-страницы;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

- 3000 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом;

ДЕБЕТ 31 КРЕДИТ 60

- 200 руб. - учтены расходы по размещению Web-страницы на сервере провайдера;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 40 руб. - учтен НДС по расходам, связанным с размещением Web-страни-цы на сервере провайдера;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 240 руб. - перечислены денежные средства провайдеру в оплату за размещение Web-страницы;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

- 40 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом.

По новому Плану счетов:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60

- 15 000 руб. (18 000 - 3000) - приняты работы по разработке Web-страницы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 3000 руб. - учтен НДС по работам;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 18 000 руб. - перечислены денежные средства за разработку Web-страницы;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

- 3000 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60

- 200 руб. - учтены расходы по размещению Web-страницы на сервере провайдера;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 40 руб. - учтен НДС по расходам, связанным с размещением Web-страницы на сервере провайдера;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 240 руб. - перечислены денежные средства провайдеру в оплату за размещение Web-страницы;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

- 40 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом.

Затем бухгалтер ЗАО "Пилот-ТВ" ежемесячно должен делать такие проводки.

По старому Плану счетов:

ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 60

- 250 руб. - учтена стоимость ежемесячного технического сопровождения;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 50 руб. - учтен НДС по ежемесячному техническому сопровождению;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 300 руб. - перечислены денежные средства провайдеру за техническое сопровождение;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

- 50 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом;

ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 70 (69)

- 2000 руб. - учтены затраты по информационному сопровождению Web-страницы;

ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 31

- 1250 руб. (15 000 руб. : 12 мес.) - списана месячная часть расходов по разработке Web-страницы;

ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 31

- 16 руб. 67 коп. (200 руб. : 12 мес.) - списана месячная часть расходов по первичному размещению Web-страницы.

По новому Плану счетов:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

- 250 руб. - учтена стоимость ежемесячного технического сопровождения;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 50 руб. - учтен НДС по ежемесячному техническому сопровождению;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- 300 руб. - перечислены денежные средства провайдеру за техническое сопровождение;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

- 50 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 70 (69)

- 2000 руб. - учтены затраты по информационному сопровождению Web-страницы;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97

- 1250 руб. (15 000 руб. : 12 мес.) - списана месячная часть расходов по раз-работке Web-страницы;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97

- 16 руб. 67 коп. (200 руб. : 12 мес.) - списана месячная часть расходов по первичному размещению Web-страницы.

Но не забудьте: хотя все эти расходы и отражают на счетах учета затрат, но все-таки в целях налогообложения их нужно нормировать. Ведь это расходы на рекламу. А значит, сверхнормативную часть необходимо указать в подпунк-те "з" пункта 4.1 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли".

П. А. Поздеев,
генеральный директор ООО "НПФ "Мантика"
Журнал "Главбух", N 12, 2001 год





Постоянная ссылка на статью: