Проверка начинается с кадровой службы

Елена ШИРИМОВА, юрист
Опубликовано: Журнал "Кадровое дело" № 3 март 2003г.


Ни одна организация, будь то коммерческая фирма или государственное предприятие, не застрахована от визита государственного инспектора труда. О том, сколько проверок было проведено Государственной инспекцией труда в Москве в 2002 году и какие нарушения чаще всего допускают работодатели, нашему журналу рассказывает руководитель Государственной инспекции труда – главный государственный инспектор труда в г. Москве Николай Иванович ЗАХАРОВ.


– Николай Иванович, сколько всего проверок провела ваша инспекция в 2002 году?
– Всего на предприятиях и в организациях г. Москвы было проведено двенадцать с лишним тысяч различных проверок. Государственные правовые инспекторы труда провели почти 5 тысяч проверок, инспекторы по охране труда – более 7 тысяч.
Сразу оговорюсь, что проверки бывают разные: комплексные, тематические, целевые. Комплексная проверка проводится для того, чтобы установить, как работодатель исполняет трудовое законодательство в целом. Во время такой проверки организацию инспектируют по большому кругу вопросов – рабочее время, время отдыха, оплата труда, нормирование, гарантии и т. д.
В отличие от комплексных тематические проверки проводятся по одному или нескольким смежным разделам законодательства о труде. Например, проверка по рабочему времени и оплате труда.
Целевой называется проверка по конкретному нарушению.
Из общего числа проверок комплексные составили около 2 тысяч, целевые – более 4,5 тысячи. Остальные были тематические

– Целевые проверки проводятся по жалобам?
– Да, целевые проверки обычно проводятся по жалобам работников. Помимо этого к ним относятся расследования несчастных случаев на производстве и некоторые другие специальные проверки.

– И много поступает жалоб от работников?
– По сравнению с 2001 годом количество жалоб работников увеличилось на тысячу с небольшим. Всего в 2002 году мы получили около 4 тысяч различных обращений.

– Чем чаще всего недовольны работники?
– Чаще всего работники обращаются по поводу задержек выплаты заработной платы, невыплаты всех сумм, причитающихся работнику при увольнении, задержки выдачи трудовой книжки. Нередко работодатель не оформляет надлежащим образом трудовые отношения с работниками. Например, берет у работника трудовую книжку при приеме на работу, но не заключает с ним трудового договора в письменной форме, не делает никаких записей в трудовой книжке. Все эти и многие другие нарушения являются основаниями для проверок.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее, кто и как решает, что именно будет проверяться в организации?
– Это решает инспектор труда. Не секрет, что чаще всего проверка начинается с кадровой службы. На этом этапе инспектор, проверяя необходимые документы по жалобе работника, часто обнаруживает и ряд других нарушений. Таким образом, целевая проверка вполне может «по ходу дела» трансформироваться в комплексную.
Инспекция труда нередко практикует совместные проверки с органами прокуратуры, федеральными надзорами, профсоюзными организациями. При этом в первую очередь в поле зрения инспекции попадают организации, в которых произошли несчастные случаи на производстве. Здесь проверяются не только исполнение предписаний и устранение причин, приведших к несчастному случаю, но и состояние исполнения законодательства о труде и охране труда.

– Какие кадровые документы могут потребовать проверяющие?
– Практически все, в том числе предусмотренные постановлением Госкомстата от 6.04.01 № 26: трудовой договор, различные приказы, графики отпусков и другие. Какие документы потребует инспектор в том или ином случае, зависит от вопросов проверки.
Когда все документы в наличии и в порядке, это значительно облегчает работу инспектора и жизнь работодателя.
Очень важно, например, правильно вести книгу учета движения трудовых книжек. В нашей практике встречаются случаи, когда трудовые книжки находятся не в самой организации, а в ее структурном подразделении или даже на руках у работника. В таких случаях они, конечно, надлежащим образом не учитываются и не оформляются. Если имеется оформленная книга учета и все отметки в ней, можно избежать многих конфликтов с работником по поводу его трудовой книжки. Правильное ведение кадровой документации позволяет не довести дело до спора. А при проверке это помогает инспектору точно выяснить, прав ли обратившийся с жалобой работник или для жалобы не было оснований. Если кадровым документам в организации уделяется недостаточно внимания, этой организации будет очень сложно доказать свою правоту.

– Какие чаще всего встречаются нарушения, связанные с оформлением кадровых документов?
– Да, к сожалению, в их оформлении допускается немало ошибок. Та же книга учета движения трудовых книжек должна быть пронумерована, прошнурована, что не всегда выполняется. Карточки формы Т-2 часто бывают не заполнены или для них используются бланки старой формы. Случается, что отсутствуют подписи работника в тех документах, где они должны быть, например, в приказе о приеме на работу. Бывает, что работнику при увольнении не выдаются необходимые ему документы.

– Какие санкции применяются за эти нарушения?
– Статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф за нарушение законодательства о труде и об охране труда в размере от 5 до 50 МРОТ. Вопрос о сумме штрафа решается в каждом конкретном случае индивидуально, в зависимости от тяжести нарушения и обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность.

– Кого штрафуют за нарушения? Можно ли наложить штраф на работника отдела кадров?
– В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, штрафы могут налагаться на граждан, должностных лиц или юридическое лицо. Под гражданами в данном случае понимаются индивидуальные предприниматели, а должностные лица – это руководители государственных или коммерческих структур. На основании локальных актов организации на отдельных работников (например, начальника отдела кадров, главного бухгалтера) могут возлагаться организационно-распорядительные функции. Тогда ответственность несут эти лица. Рядового же работника оштрафовать в административном порядке нельзя.

– Какие выводы можно сделать по итогам проверок?
– В целом проверки показывают, что одной из основных причин нарушений является невысокий уровень знания у работодателей трудового законодательства.
Конечно, на динамику нарушений влияют и многие другие факторы. В частности, в последнее время по различным причинам происходят массовые высвобождения работников (сокращение численности, штата), в ходе которых допускаются многие нарушения. При высвобождении работников им не предоставляют никаких гарантий, что ведет к возрастанию количества жалоб от работников, а значит, и поводов для проверок.

Пока, к сожалению, число нарушений продолжает оставаться значительным.

Интервью подготовила Елена ШИРИМОВА







Постоянная ссылка на статью: