Отчетность за I квартал 2003 года

Владимир МАЛЫШКО

Эксперт «ПБУ»

Год назад при составлении отчетности за I квартал бухгалтерские службы в большей степени уделяли внимание составлению налоговой отчетности. Обусловливалось это введением главы 25 НК РФ, внесением в конце 2001 года существенных изменений в главы второй части НК РФ, а также выпуском МНС России регламентирующих документов для работников ведомства по отдельным налогам, связанных с вводимыми изменениями. В текущем же году службам придется в первую очередь обратить внимание на бухгалтерский учет.

Деяния Минфина

В конце прошлого года Минфин России, продолжая выполнять План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета, разработанного в развитие Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283), выпустил ряд документов, которые в I квартале были согласованы Минюстом России. Среди них Положения по бухгалтерскому учету:

утвержденные соответственно приказами Минфина России от 19.11.02 № 115н, от 19.11.02 № 114н, от 10.12.02 № 126н.

Помимо этого вышли и Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.02 № 135н). Все вышеперечисленные документы водятся с отчетности за 2003 год.

Как известно, квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 3 ст. 14 закона о бухучете). Организации обязаны представить ее в течение 30 дней по окончании квартала. Поэтому при составлении бухгалтерской отчетности за I квартал 2003 года необходимо учитывать нормы вышеперечисленных документов.

Относительно небольшое количество организаций по России, которые в настоящее время осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Им‑то в первую очередь и необходимо изучить ПБУ 17/02, чтобы успешно применять установленные нормы. Наш комментарий к этому ПБУ (см. «ПБУ» № 2, 2003), поможет бухгалтерам.

Нормы ПБУ 19/02 понадобятся применять большему количеству бухгалтеров, так как с финансовыми вложениями сталкиваются многие организаций. В «ПБУ» № 3, 2003 был опубликован найдут материал, разъясняющий основные моменты положения.

Бухгалтерам организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль, в апреле придется существенно уплотнить свой распорядок дня. И связано это будет с необходимостью применения норм ПБУ 18/02. За каждым из введенных новых терминов, а их около десятка:

  • постоянные разницы и вытекающие из них постоянные налоговые обязательства;
  • временные разницы, подразделяемые на вычитаемые временные разницы, за которыми следует отложенный налоговый актив, и налогооблагаемые временные разницы, которые приводят к отложенному налоговому обязательству;
  • отложенный налог на прибыль;
  • условный расход (условный доход) по налогу на прибыль

стоят определенные учетные процедуры. Причем порядок их выполнения для счетных работников будет нов. Еще одно вводимое понятие текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) знаком – это налог на прибыль для целей налогообложения. И порядок определения налога во многом схож с исчислением налога на прибыль до введения главы 25 НК РФ. Тогда корректировалась налоговая база, теперь же предлагают корректировать величину налога. При этом используются исчисленные величины вводимых понятий. Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) определяется путем корректировки величины условного расхода (условного дохода) на суммы постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода (п. 21 ПБУ 18/02).

С подробный комментарием можно ознакомиться в «ПБУ» № 3, 2003, а сейчас обратим внимание на самые важные моменты.

В ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль, как в отчетном, так и в последующих периодов (п. 4 ПБУ 18/02). Авторы положения не уточнили, что они подразумевают под отчетным периодом. В бухгалтерском учете отчетным периодом является календарный год. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года (ст. 14 закона о бухучете). Если применять терминологию бухучета, то последующих периодов не может быть: с начала года начинается новый отсчет.

В налоговом же учете при исчислении налога на прибыль существует налоговый период – календарный год и отчетные: первый квартал, полугодие, 9 месяцев (ст. 285 НК РФ). Надо полагать, что в положении используются понятия НК РФ.

Постоянные разницы возникают в результате превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли, над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения. Сами постоянные разницы отражаются в бухгалтерском учете обособленно, в аналитическом учете соответствующего счета. Данные величины являются базой для исчисления постоянных налоговых обязательств - суммы налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей в отчетном периоде. Причем постоянные налоговые обязательства отражаются на счете учета прибылей и убытков в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

- отражено постоянное налоговое обязательство.

Однако в некоторых случаях постоянные разницы, если в налоговом учете для нормирования расходов используется выручка или расходы на оплату труда, таковыми в отчетные периоды, по сути, не являются. Точная величина таких расходов, признаваемых в налоговом учете, становится известной только по окончанию налогового периода. По итогам отчетного периода постоянные разницы в части таких расходов могут возникать, а по итогам года – их может и не быть, т. е. не выполняется второе необходимое условие – исключение из расчета налоговой базы в последующие периоды. Если следовать нормам Положения, то в последующие периоды придется обратиться к сторнирующей проводке:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

- сторнируется ранее начисленное постоянное налоговое обязательство.

Логичнее было бы такие «постоянные» разницы относить все таки к временным.

В положении приводятся примеры, когда расходы в бухгалтерском учете превышают величину, принимаемую в налоговом. При этом, как было сказано выше, возникают постоянные налоговые обязательства. Причем их величина положительная. Однако бывают случаи превышения и по доходам: в бухгалтерском учете они учитываются, в налоговом же - не принимаются к учету. Примером могут послужить доходы от списания основных средств, принятых на учет в 2001 году, стоимость которых от 2000 до 10 000 руб. или доходы от списания спецодежды, срок использования которой больше года. В налоговом учете на момент списания таких объектов не существует, поэтому и доходов нет. В этом случае текущий налог на прибыль при отсутствии отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств меньше условного расхода по налогу на прибыль - величины, определяемой как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, и разница между ними – отрицательное число. Разницей в таком случае будет постоянное налоговое обязательство, что подтверждает формула, приведенная в пункте 20 ПБУ 18/02, связывающая условный расход и текущий налог. То есть постоянное налоговое обязательство может быть как положительной величиной, так и отрицательной.

Помимо этого возможны и ситуации, когда некоторые доходы учитываются в налоговом учете, в бухгалтерском же они не отражаются. Примером служат доходы от получения на безвозмездной основе услуг. В налоговом учете они включаются в налоговую базу (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль организации должны отразить в отчете о прибылях и убытках (п. 24 ПБУ 18/02). В рекомендованной для использования Минфином России форме № 2 (приказ от 13.01.2000 № 4н) данных строк нет. Поэтому, если до сдачи отчетности за I квартал Минфин России не уточнит рекомендуемую форму, то организации должны будут самостоятельно дополнить ее тремя строками:

  • Условный расход (условный доход) по налогу (код строки 141);
  • Постоянные налоговые обязательства (код строки 142);
  • Отложенные налоговые обязательства (отложенные налоговые активы) (код строки 143).

Строку же 150 корректнее будет назвать: «Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток)».

Причем значение строки 150 определится как +/- строка 141 + строка 142 +/- строка 142.

Выпустив ПБУ 18/02, Минфин России оказал значительную услугу налоговому ведомству. Положение, во-первых, позволяет работникам инспекций МНС России осуществить контроль правильности исчисления налога на прибыль при камеральной проверке. Во-вторых, в какой-то мере выполнено пожелание налоговиков по вводу ответственности за не ведение налогового учета. Ранее многие налогоплательщики при исчислении налога на прибыль использовали данные регистров бухгалтерского учета, дополняя их необходимыми реквизитами и бухгалтерскими справками, что в совокупности и приводило к формированию регистров налогового учета. При этом корректирующие величины не затрагивали данные, отраженные на счетах бухгалтерского учета. Невыполнение вводимых требований о поэлементном учете отклонений и отражении их на счетах бухгалтерского учета позволит работникам ведомства привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 120 НК РФ. Напомним, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается, в том числе и несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций.

Если же искажение сумм начисленного налога или искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности превысит 10%, то должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ.

Однако некоторая часть организации, хотя и является налогоплательщиками налога на прибыль, но вправе не придерживаться норм ПБУ 18/02. Касается это субъектов малого предпринимательства, бюджетных учреждений, банков и страховых организаций.

Напомним, что условия отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Под таковыми понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%;
  • доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

При этом средняя численность работников за отчетный период не превышает:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно - технической сфере - 60 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в оптовой торговле и в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек (ст. 3 закона № 88-ФЗ).

Если малые предприятия осуществляют несколько видов деятельности, то они относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды определили порядок ведения бухгалтерского учёта вышеупомянутых активов.

С учетом спецодежды, под которой понимаются средства индивидуальной защиты работников организации (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы и др.) в соответствии с требованиями Методических указаний можно ознакомиться в этом номере «ПБУ».

Под специальным инструментом и специальными приспособлениями понимаются технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг). К специальным инструментам и оборудованию относятся штампы, пресс-формы, инструменты, модельная оснастка и т. д.

Под специальном оборудованием понимаются средства труда, многократно используемые в производстве и обеспечивающие условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций. К специальному оборудованию отнесена, в том числе и контрольно-испытательная аппаратура.

Организациям предоставляется право выбора ведения учета специальных инструментов, специальных приспособлений и специального оборудования: можно вести их учёт в соответствии с ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» или же согласно Методическим указаниям.

Творения Госкомстата

15 апреля 2003 года юридические лица, за исключением субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков, страховых организаций и прочих финансово-кредитных организации, должны будут представить в территориальные органы статистики новую квартальную форму федерального государственного статистического наблюдения № П-1 (ОКВЭД) «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности». Данная форма и инструкция по ее заполнению утверждены постановлениями Госкомстата России от 04.01.03 № 1 и от 24.01.03 № 30 соответственно. Заполнение формы не должно вызвать трудности. Однако помимо данных за соответствующий квартал прошлого года, необходимо будет приводить данные за предыдущий квартал. Отметим, что форму № П-1 старого образца организации продолжают представлять в территориальные органы статистики ежемесячно (постановление Госкомстата от 03.09.02 № 172 «Об утверждении статистического инструментария для организации государственного статистического наблюдения на 2003 год»).

Кстати напомним о возможных штрафных санкциях за нарушение порядка представления статистической отчетности. КоАП РФ установлена ответственность для должностных лиц Нарушение ими порядка представления информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 руб. до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Ответственным же за представление статистической информации является руководитель организации (п. 12 Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений; утв. постановлением Госкомстата России от 15.07.02 № 154).

Помимо этого отчитывающуюся организации могут обязать возместить ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности (ст. 3 Закона РФ от 13.05.92 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности»). При этом сумму ущерба территориальные органы статистики рассчитывают сами.

Также напомним, что с 1 января 2003 года введен Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Утвержден он постановлением Госкомстата от 06.11.01 № 454-ст. При этом на территории РФ отменяются 1 75 018 Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и части I и IV (применительно к экономической деятельности) ОК 004 - 93Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

С указанием кода ОКВЭД в бухгалтерской отчетности организации уже столкнулись при составлении отчета за 2002 год (соответствующие указания определены приказом Минфина России от 14.12.02 № 122н). Код ОКВЭД указывается и в формах статистической отчетности.

Помимо введения новой формы отчетности в I квартале 2003 года Госкомстат России постановлением от 21.01.03 № 7 утвердил новые Унифицированные формы первичного учета основных средств. Утвержденные формы должны применять все организаций за исключением кредитных и бюджетных.

Дополнительно к Акту приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) вводятся две «модификации»: форма ОС-1а - специальная форма применяется при вводе зданий и сооружений, форма ОС-1б предназначена для приемки группы однородных объектов. Сама же форма ОС-1 используется при вводе всех объектов основных средств за исключением зданий и сооружений.

Появилась новая форма ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств». К актам на списание добавилась форма ОС-4б, которую применяют при списании группы объектов основных средств. Появилось и «семейство» инвентарных карточек. Дополнительно к инвентарной карточке учета основных средств (форма ОС-6) прибавились инвентарная карточка группового учета (форма ОС-6а) и инвентарная книга учета объектов основных средств (форма ОС-6б), которая предназначена для субъектов малого предпринимательства.

Если организации не хватает приведенных в унифицированных формах реквизитов, то они вправе дополнить их. И если при этом изменятся размеры бланков, то ничего страшного в этом нет. Нельзя только удалять имеющиеся реквизиты.

Усовершенствование в налогообложении

Обратимся к изменениям в налогообложении. С начала текущего года введены три главы второй части НК РФ:

Причем в первые две были внесены довольно значительные изменения Федеральным законом от 31.12.02 № 191-ФЗ. Вводятся изменения, как обычно, 1 января 2003 года, что, как обычно, противоречит нормам статьи 5 НК РФ. И налогоплательщики вправе не применять в 2003 году изменения, ухудшающие их положение.

В «ПБУ» № 2, 2003 был опубликован материал о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В «ПБУ» 2-3, 2003 можно ознакомиться с материалами по упрощенной системе налогообложения.

Налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, законодатель поставил в щекотливое положение. С одной стороны, они освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона о бухучете в ред. от 31.12.02). С другой стороны, этим же законом их обязывают представлять годовую бухгалтерскую отчетность территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации (п. 1 ст. 15 закона о бухучете). Помимо этого бухгалтерскую отчетность необходимо представлять и в налоговый орган по месту учета (подп. 4 п. 1 НК РФ).

Налоговики, скорее всего, и не будут требовать ее представления. Их вполне удовлетворит то, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (п. 3 ст. 4 закона о бухучете). С территориальными органами статистики дела обстоят несколько иначе. Так как в «статистике» организации числятся на учете, то работникам органов необходимо закрыть данные по ним. Поэтому советуем организациям обратиться в свои территориальные органы и выяснить форму отчетности. По нашим сведениям органы удовлетворит упрощенная форма отчета.

Внесенные изменения в главу 27 НК РФ «Налог с продаж» коснулись религиозных организаций. В текущем году реализация ими предметов культа и религиозного назначения отнесена к операциям, не подлежащим налогообложению налогом с продаж. Для всех же остальных плательщиков налога будет небезынтересно письмо Банка Росси от 04.01.03 № 17-44/1 «О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов». В нем констатируется, что перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов относится к безналичным расчетам. Это прямо противоположно разъяснениям работников налоговых органов, которые приравнивают расчет по такой схеме к оплате наличными, и требуют соответствующего начисления налога с продаж (этой проблеме посвящена отдельная статья в «ПБУ» № 4, 2003).

Закон № 191-ФЗ существенно изменил главу 22 НК РФ «Акцизы» в части операций, производимых с нефтепродуктами. Налоговое ведомство довольно интенсивно потрудилось в I квартале, приводя выпущенные ранее документы, необходимые для налогообложения операций с нефтепродуктами, в соответствие с принятыми изменениями. Так приказами 06.02.03 № БГ-3-03/52 и от 31.01.03 № БГ-3-03/38 утверждены соответственно:

  • порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами;
  • порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами.

Кроме того, приказом от 04.02.03 № БГ-3-03/46 внесены изменения в декларацию по акцизам и инструкцию по ее заполнению - в форму № 3 по акцизам на нефтепродукты.

В течение этого года и следующего

  • услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением изданий рекламного и эротического характера);
  • редакционные и издательские работы (услуги), связанные с производством периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
  • услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях;
  • услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания (за исключением изданий рекламного и эротического характера), в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки

облагаются НДС по ставке 10% (ст. 1 Федерального закона от 31.12.02 № 195-ФЗ).

Правительство РФ спустя год постановлением от 23.01.03 № 41 утвердило Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%.

Хотелось бы остановится также на двух определениях Конституционного суда РФ - от 10.11.02 № 313-О и от 05.11.02 № 319-О.

Первое определение касается возможности использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. В нем Конституционный суд установил, что запрет на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС распространяется законодателем только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом. Поэтому налогоплательщик может воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении требуемых условии, установленных статьей 145 НК РФ, но только в части операций с неподакцизными товарами. При этом он должен будет вести раздельный учет реализации подакцизных и неподакцизных товаров.

Вторым определением установлено возможность обжалования акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган или в суд налогоплательщиком, полагающим, что его права нарушены этим актом, до того как их применят к нему. При этом судебное обжалование акта организацией или индивидуальным предпринимателем производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Обратим внимание наших читателей на письмо МНС России от 30.12.02 № ММ-6-09/2014. Оно может быть полезным для организаций, которые были зарегистрированы до 1 июля 2002 года и не подали в течение II полугодия прошлого года сведения о себе в налоговые органы.

Налоговое ведомство предлагает данным организациям подать все же сведения после 1 января 2003 года. Налоговые инспекции готовы принять у них документы. Однако к руководителям задержавшихся организаций применяется административный штраф в размере 5000 руб. (п. ст. 14.25 КоАП РФ).

ФСС не дремлет

15 апреля 2003 года налогоплательщики ЕСН, а также налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, должны представить в отделения ФСС РФ Расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ) по новой форме, утвержденной постановлением ФСС РФ от 29.10.02 № 113. Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, заполняют специальный раздел. Подробнее с заполнением расчетной ведомости можно ознакомиться в «ПБУ» № 3, 2003.

В текущем году установлена ответственность за непредставление расчетной ведомости или представлении ее позже установленных сроков. При ее не представлении или представлении после 15 апреля (июля, октября, января 2004 года) страхователи подвергаются штрафу в размере 1000 руб. Если нарушение будет совершено повторно, то сумма штрафа возрастает до 5000 руб. (ст. 20 Федерального закона от 08.02.03 № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год»).

Отметим, что налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, несколько по иному рассчитывают пособия по временной нетрудоспособности работающим у них лицам. Обусловлено это принятием Федерального закона от 31.12.02 № 190-ФЗ. ФСС РФ оперативно отреагировал на принятие закона, выпустив разъясняющее письмо от 15.01.03 № 02-18/05-195. Напомним, что за счет средств Фонда социального страхования РФ выплачивается часть суммы пособия, не превышающая за полный календарный месяц 1 МРОТ, сумма же превышения выплачивается за счет средств работодателей. Перечисляемая отделением Фонда сумма отражается в расчетной ведомости.

Федеральным законом от 27.12.02 № 183-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год» пролонгированы ранее действующие тарифы (подробнее см. «ПБУ» № 2, 2003).

И Минтруд не забывает…

В завершении хотелось бы обратить внимание руководителей и бухгалтеров организаций на два документа выпущенных Минтрудом России.

Постановлением от 31.12.02 № 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества. Новый Перечень во многом схож с ранее применяемым, но несколько расширяет его. Утверждена также и типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Не обошло министерство и вопросы коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвердив соответствующий перечень работ, при выполнении которых она может применяться. К этому Перечню прилагается и типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Подробнее о материальной ответственности читайте в «ПБУ» № 3-4, 2003.

Постановлением от 13.01.03 № 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Согласно Порядку каждый работодатель должен обеспечить охрану труда на вверенном предприятии. При этом он обязан создать систему по обучению охране труда и проверке полученных знаний сотрудниками. Если следовать постановлению, то значительную часть своего рабочего времени руководитель должен посветить охране труда. Уж очень много должно быть оформлено документов. Ответственность за организацию, своевременность обучения по охране труда, проверку знаний требований охраны труда сотрудников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством РФ. Напомним, что нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

Контроль же за своевременным проведением проверки знаний требований охраны труда работников организаций, в том числе и руководителей, осуществляется органами федеральной инспекции труда.







Постоянная ссылка на статью: