Есть туристы, которые планируют свой отдых заранее, щепетильны к деталям путешествия, не хотят получить «кота в мешке» при покупке путевки за день до отъезда и готовы заключить договор и заплатить деньги за тур своей мечты задолго до начала поездки.

Такие клиенты выгодны для турфирм, которые ведь тоже получают возможность заранее забронировать места в отелях, билеты на самолеты и прочие составляющие турпродукта и получить дополнительные скидки у своих партнеров. Поэтому нередко за раннее бронирование туров клиентам предоставляются дополнительные скидки.

УЧЕТ У ТУРОПЕРАТОРА
Туроператор сам формирует турпродукт и устанавливает цену на него. Ценовая политика туроператора (как часть маркетинговой политики турфирмы) может предусматривать различного рода скидки, в том числе и «сезонные» скидки в конкретные календарные периоды, и скидки за заблаговременное бронирование тура.

Условия предоставления таких скидок целесообразно закрепить приказом руководителя турфирмы или, например, прописать в маркетинговой политике турфирмы, которая также утверждается приказом или распоряжением руководителя.
Например, можно указать, что, если тур бронируется более чем за 20 календарных дней до даты отъезда туриста, ему предоставляется скидка в размере 3 процентов от стоимости тура, а если тур забронирован более чем за 45 дней до его начала, клиенту полагается скидка в размере 7 процентов от стоимости тура. Или, допустим, руководство турфирмы может постановить, что скидки в размере 10 процентов от стоимости тура предоставляются клиентам, забронировавшим поездки до начала сезона (до некоей даты, устанавливаемой руководством турфирмы исходя из специфики колебаний спроса на определенные туристские направления).

Наличие такого документа поможет доказать правомерность признания выручки как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, в том числе и в целях исчисления НДС, с учетом предоставленных скидок. В том случае, если скидка значительна и приводит к тому, что стоимость отдельных путевок оказывается более чем на 20 процентов ниже, чем средняя цена реализации аналогичных путевок за непродолжительный период времени, при доначислении налогов контролеры обязаны учесть скидки, предоставляемые в соответствии с маркетинговой политикой и сезонными колебаниями спроса.

В бухгалтерском учете предоставленные скидки не отражаются в качестве самостоятельного расхода – они уменьшают сумму выручки, признаваемую турфирмой. Ведь, согласно пункту 6 ПБУ 9/99 «Доходы организации», выручка должна приниматься к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

А в соответствии с пунктом 6.5 ПБУ 9/99 эта самая «величина поступления и (или) дебиторской задолженности» определяется с учетом всех предоставленных согласно договору скидок (накидок). Именно фактическая стоимость проданной путевки, уже уменьшенная на сумму предоставленной скидки, отражается у туроператора по кредиту счета 90 «Продажи».

ПРИМЕР 1 В соответствии с маркетинговой политикой туроператора «Морской берег», если турист бронирует тур и вносит оплату ранее чем за 30 календарных дней до начала поездки, ему предоставляется скидка в размере 5 процентов от стоимости тура. «Обычная» цена путевки в Египет составляет 30 000 руб. Однако турист Матвеев О.П. приобрел путевку с датой выезда 14 июня 2009 года более чем за месяц – 6 мая 2009 года. Поэтому с него взяли всего: 30 000 руб. – 30 000 руб. × 5% = 28 500 руб. Бухгалтер турфирмы «Морской берег» отразит операции по продаже путевки такими записями: ДЕБЕТ 50    КРЕДИТ 62 – 28 500 руб. – получено с Матвеева за путевку; ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – 28 500 руб. – отражена выручка от продажи путевки (с учетом скидки).


УЧЕТ У ТУРАГЕНТА
В отличие от туроператора турагент не так свободен в установлении цен и предоставлении скидок туристам.
Согласно статье 995 Гражданского кодекса РФ, комиссионер должен строго следовать указаниям комитента. И если, например, он продал имущество по цене ниже согласованной с комитентом, он обязан возместить комитенту разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки.

Аналогичные нормы действуют и в случае, если между сторонами заключен агентский договор, в рамках которого агент действует от своего имени.
Если туроператор сам устанавливает дополнительные скидки за раннее бронирование, турагент будет следовать его указаниям и суммы скидок будут учтены в расчетах между турагентом и туроператором.

ПРИМЕР 2 Изменим условия примера 1. Предположим, что туроператор «Морской берег» заключил агентский договор с турфирмой «Бриз», которая в качестве турагента будет продавать путевки в Египет. В этом договоре отдельно прописаны условия предоставления скидок туристам, в том числе и 5-процентная скидка за раннее бронирование. Агентское вознаграждение фирмы «Бриз» составляет 10 процентов от продажной стоимости путевки с учетом скидок, предусмотренных туроператором, причем вознаграждение удерживается агентом самостоятельно из сумм, подлежащих перечислению туроператору. Допустим, что турист Матвеев О.П. приобрел путевку в Египет через турфирму «Бриз». В этом случае бухгалтер турфирмы «Бриз» сделает такие записи: ДЕБЕТ 50    КРЕДИТ 62 – 28 500 руб. – получено от Матвеева за путевку; ДЕБЕТ 62    КРЕДИТ 76 – 28 500 руб. – отражена сумма, причитающаяся туроператору; ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – 2850 руб. (28 500 руб. × 10%) – отражена выручка в размере агентского вознаграждения; ДЕБЕТ 76    КРЕДИТ 51 – 25 650 руб. (28 500 – 2850) – перечислено туроператору за вычетом агентского вознаграждения.


Если же туроператор устанавливает фиксированные цены на путевки и не предусматривает никаких скидок за раннее бронирование и по договору турагенту причитается вознаграждение в определенном проценте от стоимости проданных путевок, по идее турагент вообще не должен предоставлять никаких дополнительных скидок клиентам.
Если все-таки турагент захочет сделать это по собственному желанию, например чтобы привлечь дополнительных клиентов или поощрить постоянных клиентов, заранее бронирующих свои поездки, предоставленная скидка будет, как говорится, его личной проблемой. Ни сумма, причитающаяся туроператору, ни величина агентского вознаграждения не будут уменьшены в результате предоставления скидки.

Фактически сумма предоставленной скидки будет представлять собой убыток турагента.

ПРИМЕР 3

Теперь изменим условия примера 2. Предположим, что агентским договором не предусмотрено никаких скидок за раннее бронирование. Иными словами, туроператор не предписывал турагенту предоставлять такие скидки. Однако руководство турагента «Бриз» решило ввести такие скидки как элемент собственной маркетинговой политики, без согласия туроператора. В этом случае расчеты с туроператором по поводу продажи путевки Матвееву О.П., цена которой установлена туроператором в размере 30 000 руб., с дополнительной 5-процентной скидкой нужно будет отражать так: ДЕБЕТ 50    КРЕДИТ 62 – 28 500 руб. – получено с Матвеева за путевку; ДЕБЕТ 62    КРЕДИТ 76 – 30 000 руб. – отражена сумма, причитающаяся туроператору; ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка» – 3000 руб. (30 000 руб. × 10%) – отражена выручка в размере агентского вознаграждения; ДЕБЕТ 76    КРЕДИТ 51 – 27 000 руб. (30 000 – 3000) – перечислено туроператору за вычетом агентского вознаграждения; ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 62 – 1500 руб. (30 000 – 28 500) – списан убыток в размере предоставленной скидки.


Признать такой убыток в налоговом учете вряд ли получится. Ведь даже при общем режиме экономическая обоснованность предоставления скидок, не предписанных агентским договором, вызывает серьезные сомнения. А уж если турагент применяет «упрощенку», у него вообще не остается никаких аргументов – в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ суммы скидок не упомянуты в закрытом перечне расходов, которые могут быть признаны при «упрощенке».

 

Автор: Н. Шишкоедова, доцент кафедры "Бухучет и аудит"", Курганский филиал АТ и СО. Журнал "Учет в туристической деятельности"



Постоянная ссылка на статью: