Не позднее 28 марта плательщики прибыль должны сдать свои отчеты. В этом году всем выпала удача: 28 марта 2009 года — суббота, поэтому последним днем сдачи является 30 марта — понедельник.

Горячая пора идет вовсю! О том, какие нюансы необходимо учесть при составлении годовой декларации по и почему важно сдать ее вовремя, мы попросили рассказать шеф-редактора аналитического отдела налоговой экспертизы редакции «Бератор» Людмилу Буданову.

— Людмила Викторовна, какие главные моменты нужно учесть налогоплательщикам при составлении годового отчета по налогу на прибыль?
— Их довольно много. Это и форма декларации по налогу на прибыль, которую хоть и не назовешь совсем новой (по ней начали отчитываться начиная с первого полугодия 2008 года), но за год все ее заполняют впервые. Это и изменения в Налого-вом кодексе РФ, которые внесены Законами от 22 июля 2008 г. № 135-ФЗ и от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ. Они вступили в силу с 1 января 2009 года, но отдельные нормы распространяются и на 2008-й. Это и отдельные моменты, введенные более ранними законами, о которых хотелось бы напомнить...

— Давайте по порядку. Какие новшества налогового законодательства, принятые в 2008 году, должны найти отражение в годовом налоговом отчете по прибыли?
— Первое, о чем хочу напомнить, это поправка, которая была внесена Законом № 135-ФЗ в статью 256 Налогового кодекса России. Из состава имущества, не подлежащего амортизации, исключены продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени и другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота). То есть теперь в налоговом учете, как и в бухгалтерском, их нужно амортизировать. Хоть это изменение и вступило в силу с 1 января 2009 года, но распространяется оно на отношения, возникшие с 1 января 2008 года. Поэтому, если предприятие имеет таких животных и начало их эксплуатировать в 2008 году, при заполнении итоговой «прибыльной» декларации сумму амортизации, начисленной за весь год, можно учесть в расходах.

— А изменение предельной величины процентов по кредитам, которую можно учесть в расходах, тоже распространяется на весь 2008 год?

— Нет. Эта «антикризисная» норма введена в пункт 4 статьи 269 Налогового кодекса России Законом № 224-ФЗ. Новые нормативы действуют только по кредитам, взятым с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года. Цель — помочь компаниям за счет повышенного процента по кредитам и займам заплатить налог на прибыль в меньшем размере. Это интересно фирмам, которые нормировали проценты по рублевым кредитам и займам исходя из ставки рефинансирования, увеличенной на 1,1, по валютным кредитам — исходя из 15 процентов годовых.
Теперь по рублевым кредитам и займам действует коэффициент 1,5, а по валютным максимальная процентная ставка стала 22% годовых. Норма действует задним числом, поэтому проценты нужно пересчитать и сделать корректировки в учете.

— А уточненные декларации нужно подавать?
— В этой ситуации компания может либо подать уточненные декларации по всем отчетным периодам начиная с сентября 2008 года, либо указать новые значения в годовой декларации. Ведь обязанность представлять «уточненку» установлена только в том случае, если в результате искажений налоговая база по налогу оказалась занижена (п. 1 ст. 81 НК РФ). В нашей ситуации налоговая база оказалась завышена, поэтому подавать уточненные декларации — право, а не обязанность компаний. Тем же, кто решит подать уточненные расчеты, чтобы избежать возможных претензий со стороны проверяющих, эти изменения необходимо отразить в приложении 2 к листу 02 по строке 201 и в листе 02 по строке 040 декларации.

— Многих интересует, как отразится решение компании о переходе в IV квартале 2008 года на уплату налога исходя из фактически полученной прибыли в годовом отчете?
— Независимо от того, как компания уплачивала авансовые платежи (по новым или по старым правилам), при заполнении годовой декларации начисленные авансовые платежи необходимо отразить по строкам 210—230 листа 02 декларации. Подчеркиваю: именно начисленные, а не уплаченные.

— На наш взгляд, не совсем изученным по сей день является вопрос о приобретении предприятия как имущественного комплекса.
— Вы правы. Это совершенно новая норма налогового законодательства (ст. 268.1 НК РФ), и действует она только с 1 января 2008 года. Жизнь показала, что приобретение предприятия как имущественного комплекса — вовсе не экзотика, поэтому, собственно, ее и ввели. Ведь организация, делающая такую покупку, должна учитывать полученный доход или понесенный расход при налогообложении прибыли.

— Расскажите об этом поподробнее.
— Расходом является положительная разница между ценой приобретения предприятия и его чистыми активами, доходом — отрицательная. При этом превышение считается надбавкой к цене, в противоположном случае квалифицируют скидку. Эта скидка может быть в случае, когда на продаваемое предприятие нет «очереди» из стабильных покупателей, у него отсутствует деловая репутация и т. д.
Надбавку учитывают в составе расходов равномерно в течение пяти лет, начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности; скидку признают доходом в месяце, в котором зарегистрировано право собственности на предприятие как имущественный комплекс.

Операции по покупке и продаже предприятия как имущественного комплекса отражают в декларации?
— Да, в новой декларации для этого предусмотрены отдельные строки. Покупатели предприятия должны заполнить строки 300—330 Приложения 3 к листу 02. В них указывают цену приобретения предприятия, стоимость чистых активов предприятия, приобретенного как имущественный комплекс, скидку, которая получена покупателем, или надбавку, которая им уплачена. Сумму надбавки, которая уменьшает налоговую базу текущего периода, отражают по строке 120 Приложения 2 к листу 02 и включают в общие расходы (строка 130 Приложения 2 к листу 02 и строка 030 листа 02). Продавцы же показывают выручку от реализации предприятия как имущественного комплекса (строка 023 Приложения 1 к листу 02), стоимость чистых активов (строка 061 Приложения 2 к листу 02). Стоимость чистых активов сначала учитывают в выручке от реализации (строка 340 Приложения 3 и строка 030 Приложения 1), а потом в общей выручке (строка 040 Приложения 1 к листу 02 и строка 010 листа 02)

— А как считают стоимость чистых активов предприятия при его продаже как имущественного комплекса?

— Стоимость чистых активов покупаемого предприятия в этой ситуации определяют на основании данных передаточного акта (п. 5 ст. 268.1 НК РФ). Но только если предприятие приобретается не по конкурсу или не в порядке приватизации. В этих случаях используют не величину чистых активов, а оценочную стоимость предприятия.
— Это все касается покупателя. А как быть продавцу, получившему убыток от сделки?
— Об этом сказано в пункте 4 статьи 268.1 кодекса. Продавец может признавать убыток в течение десяти последующих лет, полностью или по частям, по правилам статьи 283.

— Расскажите вкратце о других важных моментах, о которых не следует забывать при работе над годовой декларацией.
— Важным, на мой взгляд, является порядок уточнения резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. Напомню, что его уточняют исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и отчислений (п. 4 ст. 324.1 НК РФ). Согласно уточнению с 2008 года в налоговом учете действует следующее правило. Если сумма резерва в части неиспользованного отпуска превышает остаток резерва на конец года, ее включают в состав расходов на оплату труда. В обратной
ситуации относят на внереализационные доходы. Также напомню о новом нормативе расчета признаваемых расходов на НИОКР, а именно — расходов на НИОКР в форме отчислений в специализированные фонды. Эти отчисления включаются в состав расходов в пределах 1,5 процента валовой выручки (до 2008 года — в пределах 0,5 процента доходов) налогоплательщика (п. 3 ст. 262 НК РФ).

— Что нового в самой декларации по налогу на прибыль, о которой Вы упомянули в начале нашей беседы?
— Новая декларация по налогу на прибыль введена приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н. Из особенностей, которые необходимо учесть при составлении годовой декларации, хочется обратить внимание на те новшества, которых не было при составлении декларации за предыдущий год.
Фирма, которая отчитывается по налогу ежеквартально, независимо от того, платит или не платит ежемесячные авансовые платежи, на титульном листе в поле «Налоговый (отчетный) период» ставит код «34». Фир-
ма, которая отчитывается ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, ставит код «46».
Компания, получившая убыток, указывает его сумму со знаком «минус» в строке 120 листа 02 декларации. Компания, которая имеет обособленные подразделения, должна учесть, что при заполнении годового расчета нужно отразить авансовые платежи на начало I квартала следующего года. В предыдущей годовой декларации этого не было, а в новой есть отдельная строка 120 приложения 5 к листу 02. Хочется обратить внимание на отдельные строки для некоторых операций, которых не было в прошлой декларации.
Отдельные строки в новой декларации предусмотрены для имущества, которое получено безвозмездно (строка 103 Приложения 1 к листу 02), для доходов, которые не учитывают при налогообложении прибыли (строка 200 Приложения 1 к листу 02), сумму штрафа, пеней и других санкций за нарушение договоров, а также компенсаций за причиненный ущерб (строка 205 Приложения 2 к листу 02), расходов на ликвидацию основных средств и незавершенного производства (строка 204 Приложения 2 к листу 02), убытков по обслуживающим производствам и хозяйствам, которые нельзя учесть в отчетном году (строка 201 Приложения 3 к листу 02).

— А состав декларации одинаков для всех?
Годовая декларация в обязательном порядке должна содержать следующие разделы:

  •  титульный лист (лист 01);
  •  подраздел 1.1 раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»;
  •  лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций»;
  •  приложение 2 к листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, —  расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам».

Специальные листы декларации предназначены только для фирм, получивших доходы от отдельных операций или видов деятельности.
Приложение 4 к листу 02 необходимо представить, если компания уменьшает налоговую базу на убытки, которые получила в прошлые периоды.
Приложение 5 к листу 02 должны представить фирмы, у которых есть обособленные подразделения.
Если компания начисляет дивиденды и проценты по государственным и муниципаль-
ным ценным бумагам, то она должна заполнить лист 03. В этом случае она выступает в роли налогового агента.
Организация, которая получила дивиденды от иностранной компании, должна подготовить и лист 04.
Предприятия (кроме пенсионных фондов), которые имеют ценные бумаги, должны представить лист 05.
Лист 06 предназначен только для негосударственных пенсионных фондов.
Лист 07 должны заполнять компании, которые получили из бюджета средства целевого финансирования.
Хотелось бы также напомнить, что компании, чья среднесписочная численность за предшествующий календарный год больше ста человек, должны предоставлять отчетность в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Это касается и вновь созданных или реорганизованных компаний.

— Еще Вы говорили об ответственности...
— Не пропустить срок сдачи отчетности особенно важно, так как в противном случае фирму оштрафуют. Размер штрафа установлен статьей 119 Налогового кодекса России и зависит от срока опоздания. Если опоздание не превышает 180 дней, за каждый полный и неполный день просрочки взыщут 5 процентов, но не более 30 процентов от суммы налога, указанной в декларации. При этом сумма штрафа не может быть меньше 100 рублей.
Если компания задержит подачу декларации более чем на 180 дней, штраф делится
на две части. Фиксированная часть составляет 30 процентов от суммы налога, дополнительная — 10 процентов от суммы налога за полный или неполный месяц просрочки начиная со 181-го дня.
Кроме того, могут оштрафовать и руководителя компании. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).
Но напоминаю, что, помимо штрафа, за просрочку больше десяти рабочих дней инспекция может остановить операции на ее расчетном счете.
Поэтому желаю всем плательщикам налога на прибыль сдать декларацию вовремя.

БИОГРАФИЯ
Людмила Буданова — шеф-редактор аналитического отдела налоговой экспертизы редакции «Бератор». Возглавляет отдел с сентября 2007 года. До этого работала главным бухгалтером. Руководила авторским коллективом и принимала участие в создании бераторов «Зарплатные налоги», «Мы идем в суд», «Экономим на налогах». Является ведущим экспертом по налогообложению знаменитого пособия «Годовой отчет-2008» под редакцией В. И. Мещерякова.

 

Автор: Михаил Шнаков
Журнал "Московский бухгалтер"



Постоянная ссылка на статью: