Поставки из республики Беларусь — проблемы и решения

В.В. Панов, адвокат Санкт-Петербургской
Адвокатской Коллегии Нарышкиных, г. Санкт-Петербург
тел. (812) 314–85–27, т/ф. (812) 312–87–84, e-mail:akn@sp.ru,

Налоговый учет для бухгалтера ( № 4, 2005 г.)

Заключение договора


При заключении сделок с белорусскими организациями следует иметь в виду, что, несмотря на наличие общего таможенного союза РФ с Республикой Беларусь, данные сделки относятся к международным сделкам. Вследствие этого данные заключение подобных сделок регламентировано международными соглашениями, в частности Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи, принятой в Вене 11.04.1980 года, и Соглашением об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников СНГ, подписанным в Киеве 20.03.1992 года. Вышеуказанные соглашения предъявляют особые требования к содержанию международных договоров купли-продажи и поставки. Невыполнение этих требований может привести к признанию в спорных случаях таких договоров недействительными (незаключенными).
Учитывая, что белорусские предприятия осуществляют поставки собственной продукции, как правило, только после производимой предоплаты, в случае признания судом договора недействительным возможность требовать от белорусского поставщика исполнения договора отсутствует. Перечисленные же в качестве предоплаты денежные средства белорусские партнеры возвращают очень неохотно.
Особенно опасен был пункт 17 вышеуказанного Соглашения о поставках, говорящий, что «в договоре поставки обязательно определяется номенклатура (ассортимент), количество, качество, цена товара, сроки поставки, отгрузочные и платежные реквизиты. При отсутствии этих условий договор считается незаключенным». Я думаю, не для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики при заключении договора практически невозможно предусмотреть все перечисленные условия. Некоторые недобросовестные белорусские поставщики этим и пользовались.

 

Пример 1.


В моей практике был один случай, когда я совместно с одним очень квалифицированным адвокатом из Республики Беларусь представляли интересы одной петербургской компании.
В 2003 году между российской организацией ООО «МНПК «Технолог»», находящимся в Санкт-Петербурге и ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат» находящимся в Витебская области Республики Беларусь был заключен договор купли-продажи, согласно которому белорусский партнер обязался обязалось передать в собственность 2 500 000 банок сгущенного молока по цене 0,26 долларов США за одну банку. В соответствии с условиями заключенного договора ООО «МНПК «Технолог»» за 3 месяца до начала поставок, а именно 31 марта 2003 года платежным поручением на счет ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат» перечислило 100% предоплату. Согласно заключенному договору, поставка партий сгущенного молока в адрес ООО «МНПК «Технолог»» должна была производиться в период с 1 июля по 1 сентября 2003 года. Однако, вместо того, чтобы добросовестно исполнять условия заключенного Договора, руководство ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат» с июля 2003 года стало направлять письма о невозможности исполнения договора на оговоренных в нем условиях. При этом белорусское предприятие ссылалось в них на невозможность экспорта товаров по ценам ниже уровня плановой себестоимости для предприятия, предлагая поставлять товар по существенно завышенной и неприемлемой для ООО « МНПК «Технолог»» цене, а именно: по цене 0,35 долларов за одну банку. Одновременно руководство ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат» указывало на то, что данный уровень цен сложился на тот момент на продовольственном рынке России. Впоследствии фактически ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат» отказалось от производства поставок товаров, деньги между тем не возвратив.
ООО «МНПК «Технолог»» обратилось в хозяйственный суд Витебской области с иском к ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат» о присуждении к исполнению принятых на себя по заключенному договору обязательств. Решением хозяйственного суда Витебской области от 21 января 2004 года в удовлетворении исковых требований было отказано. При этом суд сослался на то, что при заключении договора не были согласованы условия, определенные в качестве обязательных «Соглашением об общих условиях поставок товаров между организациями Государств-участников Содружества Независимых Государств», а именно из-за нарушений вышеуказанного пункта 17 Соглашения в части несогласования сроков поставки и отгрузочных реквизитов. В связи с этим суд признал оспариваемый договор незаключенным.
Жалоба в кассационную инстанцию об отмене неправомерного решения была оставлена без удовлетворения.
Пришлось направить обращение в Экономический суд Содружества Независимых Государств, который вынес решение, разъясняющее, что необходимость соблюдения сторонами условий, определенных «Соглашением об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств», распространяются только на договоры поставки, заключаемые на основе межгосударственных экономических соглашений, то есть на договора поставки заключаемые между самими государствами — участниками соглашения и не распространяются на отдельных хозяйствующие субъекты. В результате 3 февраля 2005 года Заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в порядке надзора был направлен протест в Коллегию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по проверке законности решений хозяйственных судов с просьбой отменить вышеуказанное решение, а дело направить на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением предыдущими судебными инстанциями норм материального и процессуального права.

 

Пересечение товаром границы (к вопросу о стране происхождения товаров)

В соответствии с Указом Президента РФ от 25.05.1995 № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь» и постановлением Правительства РФ от 23.06.1995 № 583 таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь отменен. В отношении указанных товаров действует упрощенный порядок декларирования.
Таможенное оформление этих товаров осуществляется довольно просто. Регулируется оно приказом Государственного Таможенного Комитета РФ от 09.12.2000 № 1146 «О порядке таможенного оформления товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию». В отношении данных товаров при выпуске их для свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов, в отличие от товаров, импортируемых из других стран, не взимаются.
Однако предпринимателям следует учесть, что указанный таможенный режим распространяется только на те ввозимые из Республики Беларусь товары, страной происхождения которых является сама Республика Беларусь. Для ввозимых из Республики Беларусь товаров, происходящих с территории иного, чем Республика Беларусь, государства, таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в федеральный бюджет Российской Федерации в полном объеме.
Особые проблемы могут возникать при ввозе с территории Республики Беларусь сахарного песка. Многие белорусские предприятия по переработке сахара ввиду сезонных поставок собственного сырья используют сахар-сырец, ввозимый из третьих стран. При заключении договоров с российскими импортерами сахара директора белорусских предприятий в силу понятных причин порой не ставят в известность о происхождении перерабатываемого сырья.
Российский законодатель, ввиду имеющих место подобных фактов, в целях защиты собственных производителей, ввел в практику особые методы контроля страны происхождения ввозимого из Республики Беларусь сахара. Согласно распоряжению ГТК РФ от 17.03.1999 № 01–14/328 «Об определении статуса сахара белого и сахара-сырца, ввозимых с территории Республики Беларусь» в целях определения страны происхождения данных товаров, в настоящее время производится отбор проб сахара. Отобранные пробы направляются для проведения экспертизы в таможенные лаборатории. Исследование указанных проб в таможенных лабораториях производится путем спектрометрического анализа сахарного песка с применением методики, утвержденной ГТК РФ. При этом исследуется наличие в обобранной пробе примесей крахмала.
Это связано с тем, что сахар может производиться из двух сырьевых продуктов: сахарного тростника и сахарной свеклы. При производстве сахара из сахарного тростника в конечном продукте обязательно присутствует незначительная примесь крахмала, в сахаре же произведенном из сахарной свеклы примесь крахмала отсутствует. Поскольку сахарный тростник на территории Республики Беларусь не произрастает, то при установлении в опытной пробе крахмала всю партию товара считают произведенной из сырья, поставленного в Республику Беларусь из третьих стран.
Согласно указанному Распоряжению ГТК РФ в случае подтверждения результатами экспертизы производства сахара белого и сахара-сырца из тростникового сырья к поставляемой партии товара применяется таможенный режим товаров, ввозимых из Республики Беларусь, но происходящих с территории иного, чем Республика Беларусь, государства. В этом случае таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в полном объеме. Выпуск же товара в свободное обращение на территории РФ допускается только после прохождения подобной разновидности таможенного контроля.
При спорах о стране происхождения сахарного песка, ввозимого из Республики Беларусь, применяется письмо ГТК РФ от 22.03.2004 № 01–06/10111 «Об усилении таможенного контроля сахара белого, ввозимого из СНГ», согласно которому допускается наличие крахмала в отобранной пробе сахара, но в пределах до 20 мг в 1 кг. В последнем случае данный сахар признается свекловичным, при превышении указанной нормы — тростниковым.
В случае обнаружения экспертизой в сахаре наличия крахмала в размерах, превышающих 20 мг на 1 кг, по заявлению лица, производящего таможенное оформление (декларанта), с целью производства повторной экспертизы может быть произведен повторный отбор проб в присутствии декларанта. До получения результатов повторной экспертизы спорная партия товара может быть выпущена в свободное обращение под гарантийное обязательство юрлица об уплате причитающихся (в случае подтверждения результатов первоначальной экспертизы) таможенных платежей.
Закон не ограничивает декларанта в выборе лаборатории для исследования пробы сахара. Следует учесть, что существующая методика спектрометрического анализа является внутренней методикой таможенных органов. В иных товароведческих лабораториях применяется утвержденная ГОСТом методика химического исследования сахара на наличия в нем крахмала, состоящая из исследования водного раствора сахара путем добавления в него раствора йода. При наличии в растворе сахара примеси крахмала при добавлении йода раствор приобретает синюю окраску. Данный метод менее точен, поэтому даже при наличии заключения таможенной экспертизы о наличии в сахаре примесей крахмала, исследования по последней методике могут дать совершенной обратный результат и не обнаружить в исследуемой пробе примесей крахмала. Однако ввиду того, что методика, используемая таможенными органами, не имеет подтверждения права использования ГОСТом РФ, в последнем случае экспертное заключения таможенной лаборатории о том, что исследуемый сахар является тростниковым, довольно просто опротестовывается.

 

Пример 2.


Имел место в моей практике и такой случай, когда при проверке вагонов сахара ввезенного с территории Республики Беларусь в адрес ООО «Северный крупяной двор» таможенной лабораторией в пробе сахара был обнаружен крахмал, свидетельствовавший о том, что ввезенный сахар являлся продуктом переработки не свеклы, а сахарного тростника. Отделом административных расследований Санкт-Петербургской таможни было возбуждено административное дело по статье 16.2 «Недостоверное декларирование» КоАП РФ.
По нашей инициативе была проведена повторная экспертиза в лаборатории товароведческих экспертиз Торгово-промышленной палаты, которая, проводилась с использованием методик, утвержденных ГОСТ РФ, и показала отсутствие в пробах инородных примесей, а следовательно и крахмала. Была получена справка об отсутствии иных, утвержденных ГОСТ методик классификации сахара. Административное дело было прекращено. 


НДС и акцизы

 

1 января 2005 года вступило в силу Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (ратифицировано Федеральным законом от 28.12.2004 № 181-ФЗ). Изменился порядок уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов) на перемещаемые товара между странами-участниками настоящего соглашения. В соответствии со статьей 3 указанного Соглашения при импорте товаров, российский субъект хозяйственной деятельности косвенные налоги, а именно налог на добавленную стоимость и акцизы, уплачивает на территории Российской Федерации, за исключением товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь на территорию России для переработки, товаров перемещаемых транзитом, и товаров, которые в соответствии с законодательством обеих республик не подлежат налогообложению.
Указанные косвенные налоги уплачиваются по месту постановки на налоговый учет. Проще говоря, ранее, до 01.01.2005, при перемещении через границу (импорте или экспорте) товара стоимостью 100 рублей покупатель оплачивал продавцу 100 рублей цены товара и 18 рублей НДС в бюджет налогового органа продавца, теперь же покупатель оплачивает продавцу товара 100 рублей цены товара, а 18 рублей НДС вносит в бюджет своего налогового органа (налогового органа покупателя).
При импорте товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, российское предприятие — импортер, фактически являясь налоговым агентом белорусского предприятия — экспортера, оплачивает за него косвенные налоги (НДС и акцизы).
При экспорте товаров, ввозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, российское предприятие экспортер применяет нулевую ставку налога на добавленную стоимость и освобождается от уплаты акцизов. В последнем случае белорусское предприятие-импортер уплачивает косвенные налоги за российского экспортера.
Согласно письму Минфина РФ от 10.02.2005 № 03–04–08/21 «О предоставлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, акцизам» при ввозе товаров российский импортер подает две декларацию — отдельную по уплате налога за белорусского партнера и общую декларацию, где фирма показывает вычет уплаченного налога. В настоящее время в Минфине разрабатывается новая декларация для фирм, торгующих с Республикой Беларусь. До этого времени сдаются декларации по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 20.11.2003 № БГ–3–03/644.
Налоговые органы осуществляют контроль за движением товаров на основании приказа Минфина РФ от 20.01.2005 № 3н «О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов». Указанные отметки подтверждают соответственно, что экспортер применил нулевую ставку, а импортер уплатил НДС в бюджет.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2004 года № 181-ФЗ «О ратификации Соглашения от 15.09.2004 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», все вышеуказанные положения относятся только к товарам, страной происхождения которой является Российская Федерация или Республика Беларусь. При экспорте из России в Белоруссию товаров производства иных стран нулевая ставка не применяется.

Приведем официальное мнение налоговой службы по спорным вопросам применения указанного соглашения.

Ответы специалистов ФНС России на проблемные вопросы, связанные с применением Соглашения между Правительством России и Правительством Республики Беларусь (опубликовано на официальном сайте ФНС Россииwww.nalog.ru28.02.2005) 


Вопрос 1. В целях определения момента возникновения налоговой базы при ввозе товаров из Республики Беларусь, какая дата считается датой принятия на учет товаров, предназначенных для использования в качестве основных средств предприятия?
Ответ. В соответствии с разделом I Положения, являющегося неотъемлемой частью Соглашения для целей уплаты НДС при импорте товаров моментом определения налоговой базы считается дата принятия на учет ввезенных товаров. Под датой принятия на учет ввезенных товаров понимается дата отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов.
Таким образом, в случае ввоза налогоплательщиком товаров, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, и затраты на которые в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94-н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» учитываются на счете 07 «Оборудование к установке» или счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», налоговая база определяется на дату отражения стоимости таких товаров на указанных выше счетах независимо от даты ввода их в эксплуатацию в качестве основных средств.

Вопрос 2. Имеют ли право налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенную систему налогообложения, а также использующие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренное статьей 145 Кодекса, на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров?
Ответ. В соответствии с пунктом 8 раздела I Положения суммы НДС, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством Сторон.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.
При этом необходимо учитывать, что право на налоговые вычеты имеют только налогоплательщики налога на добавленную стоимость.
Следовательно, поскольку лица, перешедшие на уплату сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения, равно как и лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, то право на вычет сумм налога, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, у них не возникает.

Вопрос 3. Применяется ли к налогоплательщикам, использующим специальные режимы налогообложения, ответственность за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при осуществлении ими операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь?
Ответ. В целях применения Соглашения установлено, что налогоплательщиками НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь признаются организации и индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные юридические лица, включая организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности либо на упрощенную систему налогообложения, а также использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145 Кодекса.
Согласно пункту 6 раздела I Положения налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Непредставление в налоговый орган налоговой декларации в указанный срок признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 119 Кодекса.

Вопрос 4. Если российский налогоплательщик осуществляет торговые операции с белорусскими контрагентами, должен ли он представлять соответствующие налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды, в которых отсутствовал факт оприходования товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь?
Ответ. Согласно положениям пункта 6 Раздела I Положения налогоплательщики представляют в налоговый орган налоговую декларацию, в которой отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В связи с этим, за налоговые периоды, в которых не было принятия на учет ввезенных товаров, вышеуказанная налоговая декларация в налоговый орган представляться не должна.

Вопрос 5. Если налогоплательщик в соответствии со статьей 174 Кодекса имеет право представлять в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость ежеквартально, то имеет ли в данном случае налогоплательщик право отразить в указанной декларации начисленную сумму налога на добавленную стоимость по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь поквартально либо независимо от срока представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик должен представить отдельно налоговую декларацию за тот месяц, в котором приняты на учет ввезенные товары?
Ответ. Соглашение носит статус международного договора. При этом Положение, являющееся неотъемлемой частью Соглашения, устанавливает обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию, в которой отражается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Принимая во внимание положения статьи 7 Кодекса, если Соглашение устанавливает иные нормы, касающиеся налогообложения, чем предусмотрены Кодексом, то применяются нормы Соглашения.
С учетом изложенного, налогоплательщик, имеющий право на уплату налога на добавленную стоимость ежеквартально и представление налоговой декларации в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, при принятии на учет товаров, ввезенных с территории Республики Беларусь, обязан представлять отдельно налоговую декларацию, в которой отражается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Вопрос 6. Возможно ли принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные на территории Российской Федерации при ввозе товаров из Республики Беларусь, при наличии задолженности перед поставщиками за приобретенный товар?
Ответ. В соответствии с подпунктом 8 раздела I Положения суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством Сторон.
Таким образом, суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым из Республики Беларусь в Российскую Федерацию подлежат вычету в порядке, установленном статьей 171 Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 171 Кодекса суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычету у налогоплательщика при соблюдении соответствующих положений статей 171 и 172 кодекса, а именно, при выполнении следующих условий:
— при принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса) на основании соответствующих первичных документов;
— при использовании ввезенных на территорию Российской Федерации товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
— при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма налога на добавленную стоимость по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, указанной в этой налоговой декларации.
Следовательно, налог на добавленную стоимость, уплаченный на территории Российской Федерации при ввозе товаров из Республики Беларусь, может быть принят к вычету при наличии задолженности перед поставщиками за приобретенный товар.

Вопрос 7. Имеет ли право налогоплательщик включить в налоговые вычеты сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, и отразить их в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за тот же налоговый период, в котором он уплачен налогоплательщиком в бюджет?
Ответ. Если товар ввезен на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и принят на учет, а также налог на добавленную стоимость уплачен, например, в феврале, то, принимая во внимание, что перечисленная в бюджет сумма считается фактической уплатой налога, а не переплатой только тогда, когда она нашла отражение в налоговой декларации, а налоговая декларация за февраль сдается по окончании налогового периода, т.е. до 20-го марта, то налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации может быть включен в налоговые вычеты по НДС в налоговой декларации представляемой за налоговый период, следующий за периодом в котором он уплачен и отражен в налоговой декларации, т.е. за март.

Вопрос 8. Каким образом производится налогообложение налогом на добавленную стоимость услуг по переработке давальческого сырья в условиях вывоза сырья для переработки с территории государства одной стороны Соглашения на территорию государства — другой стороны Соглашения и ввоза продуктов переработки обратно, в отсутствие протокола, регламентирующего порядок взимания налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг?
Ответ. Статьей 5 Соглашения установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств Сторон.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о налогообложении налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации услуг по переработке товаров из давальческого сырья следует руководствоваться положениями главы 21 Кодекса, в частности, положениями статьи 148 Кодекса.Одновременно необходимо учитывать, что при ввозе продуктов переработки на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается. В соответствии с пунктом 2 раздела I Положения налоговой базой при ввозе продуктов переработки на территорию Российской Федерации, является стоимость услуг по переработке.

Вопрос 9. Какие документы должен представлять налогоплательщик в налоговый орган при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь продуктов переработки одновременно с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость для подтверждения заявленной к уплате суммы налога на добавленную стоимость и контроля налоговым органом за надлежащим исполнением налогоплательщиком своих обязанностей?
Ответ. При ввозе на территорию Российской Федерации продуктов переработки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров налоговую декларацию и документы, предусмотренные в пункте 6 Раздела I Положения.
Положением предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые налогоплательщик самостоятельно представляет одновременно с налоговой декларацией в обязательном порядке.
В составе указанных документов предусмотрено представление договора, на основании которого товар ввозится с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Таким образом, при ввозе на территорию Российской Федерации продуктов переработки, подвергшихся переработке на территории Республики Беларусь, таким документов является договор на оказание работ (услуг) по переработке товаров.
Положением не предусмотрена обязанность налогоплательщика по представлению одновременно с налоговой декларацией иных документов, не указанных в пункте 6 Раздела I Положения.
В то же время, в целях осуществления налоговым органом контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком своих обязанностей, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе запросить у налогоплательщика дополнительные документы (документы, подтверждающие отправку товара на переработку в Республику Беларусь, акты выполненных работ (услуг) белорусского переработчика, счета-фактуры выставленные белорусским продавцом (переработчиком) российскому покупателю (собственнику товара) при выполнении работ (оказании услуг).

Вопрос 10. Является ли основанием для вынесения налоговым органом решения об отказе в подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при экспорте товаров в Республику Беларусь, представление налогоплательщиком в пакете документов, предусмотренных пунктом 2 Раздела II Положения, выписки банка, свидетельствующей о поступлении выручки за экспортированные товары не от покупателя товаров, а от третьего лица.
Ответ. Пункт 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение) для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров в Республику Беларусь предусматривает представление налогоплательщиком одновременно с налоговой декларацией пакета документов, в том числе, выписки банка (копии выписки), подтверждающей фактическое поступление выручки от покупателя товара на счет налогоплательщика.
Указанная норма содержит обязательность условия о поступлении выручки именно от покупателя товара.
В то же время, выписка банка (копия выписки), подтверждающая поступление выручки на счет налогоплательщика не от покупателя товаров, а от третьего лица, не являющегося покупателем, может служить основанием для вынесения налоговым органом решения об отказе в подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при экспорте товаров в Республику Беларусь только при условии, если налоговым органом с учетом фактических обстоятельств конкретной поставки будет доказано, что третье лицо действовало не в интересах лица — покупателя экспортированных товаров.

Вопрос 11. Если по результатам налоговой проверки установлена неуплата или неполная уплата сумм налога на добавленную стоимость вследствие неправомерного применения налоговой ставки 0 процентов и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, установленной статьей 122 Кодекса, а впоследствии налогоплательщик представляет документы, предусмотренные пунктом 2 Раздела II Положения и налоговую декларацию за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов, подлежит ли возврату ранее уплаченная сумма штрафов?
Ответ. В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 2 Раздела II Положения, по истечении срока, установленного пунктом 3 указанного Раздела (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате налога в соответствии с данным пунктом), уплаченные суммы налогов подлежат возврату в порядке, предусмотренном национальным законодательством Сторон.
Законодательство Российской Федерации по налогам и сборам не предусматривает возможность возврата штрафных санкций за неуплату или неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость.
Таким образом, ни пени, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты налога на добавленную стоимость, ни штрафные санкции, указанные выше, налогоплательщику при подтверждении впоследствии правомерности применения налоговой ставки 0 процентов возвращены не будут.

Вопрос 12. Возможно ли применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь в случае осуществления взаиморасчетов, в том числе через третьих лиц?
Ответ. В соответствии с пунктом 2 раздела II Положения для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров в Республику Беларусь налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией представляется пакет документов, в том числе, выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя товара на счет налогоплательщика.
В случае если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров.
В случае внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их принятие на учет. При этом для целей Положения под внешнеторговой товарообменной (бартерной) сделкой следует понимать совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие прямой безденежный обмен товарами и оформленные единым договором (контрактом), в котором производится оценка товаров с целью создания условий для эквивалентности обмена.
Таким образом, вышеуказанные нормы предусматривают применение налогоплательщиком нулевой ставки только в случае получения денежных средств именно от покупателя товаров либо получения товаров в рамках внешнеторговой товарообменной (бартерной) сделки. В иных случаях российский налогоплательщик при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, не может применить нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость.

Вопрос 13. Имеет ли право налогоплательщик не уплачивать налог на добавленную стоимость, если на дату представления им налоговой декларации, в которой отражена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, в карточке лицевого счета имеется переплата по налогу на добавленную стоимость, в сумме, превышающей сумму налога, подлежащую уплате согласно представленной налоговой декларации? Проставляет ли в данном случае налоговый орган отметку об уплате сумм налога на добавленную стоимость на Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов?
Ответ. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.12.2004 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» введен отдельный КБК 182 1 04 01000 01 1000 110 по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в части товаров, ввозимых из Республики Беларусь.
В связи с эти, при наличии в карточке лицевого счета налогоплательщика переплаты по налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, т.е. переплаты налога на добавленную стоимость по тому же КБК, на который должна зачисляться сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет согласно представленной налоговой декларации, то указанная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, может быть зачтена в счет имеющейся переплаты в соответствии с порядком, установленном статьей 78 Кодекса.
После проведения зачета, налоговый орган проставляет отметку об уплате налога на добавленную стоимость на Заявлении.

Вопрос 14. Какой порядок налогообложения следует применять при реализации товаров в Республику Беларусь с территории Российской Федерации, в случае, если при ввозе на территорию Республики Беларусь данные товары не подлежат налогообложению?
Ответ. Статьей 2 Соглашения установлено, что применение налоговой ставки 0 процентов не распространяется на товары, вывозимые с территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Республике Беларусь в случае, если при ввозе на территорию Республики Беларусь данные товары не подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Поскольку указанная реализация товаров в Республику Беларусь не подпадает под действие норм, предусмотренных Соглашением, то налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Положениями главы 21 Кодекса предусмотрено следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, при реализации товаров в Республику Беларусь, по которым при ввозе на территорию Республики Беларусь в соответствии с национальным законодательством применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, налогообложение операций по реализации указанных товаров производится на территории Российской Федерации по налоговым ставкам 10 или 18 процентов.
При реализации в Республику Беларусь товаров, поименованных в статье 149 Кодекса, по которым при ввозе на территорию Республики Беларусь в соответствии с национальным законодательством применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, налогообложение операций по реализации указанных товаров производится в соответствии со статьей 149 Кодекса.

Вопрос 15. В случае реализации в Республику Беларусь товаров, освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 Кодекса, чем следует руководствоваться при определении порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость: положениями Соглашения или положениями Кодекса?
Ответ. Статьей 149 Кодекса определен перечень товаров, операции по реализации которых на территории Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения).
Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Соглашения налогообложение по налоговой ставке 0 процентов применяется при экспорте товаров в Республику Беларусь при условии документального подтверждения факта экспорта.
Перечень документов, подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов установлен пунктом 2 Раздела II Положения.
Следовательно, при реализации налогоплательщиком в Республику Беларусь товаров, поименованных в статье 149 Кодекса, должны применяться соответствующие нормы Соглашения.
Таким образом, налогообложение операций по реализации товаров, поименованных в статье 149 Кодекса, при вывозе с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, производится по налоговой ставке 0 процентов (за исключением случаев, когда данные товары при ввозе на территорию Республики Беларусь не подлежат налогообложению).

Вопрос 16. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 150 Кодекса не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Какими документами подтверждается данное освобождение от налогообложения НДС в случае ввоза данных товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации?
Ответ. В качестве документов, подтверждающих, что технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, налогоплательщиком могут быть представлены в налоговые органы следующие документы:
— копии учредительных документов организации согласно ее организационно-правовой форме с внесенными изменениями (в случае, если такие изменения и дополнения вносились), прошедших государственную регистрацию и заверенных согласно установленному порядку;
— перечень ввозимого оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (в случае, если такой перечень не содержится в учредительных документах);
— в установленных случаях отчета независимого оценщика об оценке ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;
— иных документов, имеющих отношение к применению данного освобождения.

Вопрос 17. Пакет документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов, установлен статьей 165 Кодекса и является исчерпывающим. В разделе 2 Положения предусмотрен перечень документов, отличный от Кодекса. Предполагается ли внесение изменений в Кодекс в связи с вступлением в силу Соглашения?
Ответ. Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, в случае реализации российским налогоплательщиком товаров в режиме экспорта на территорию Республики Беларусь, правомерность применения налоговой ставке 0 процентов должно подтверждаться документами, перечисленными в пункте 2 раздела 2 Положения.