Два письма о 15 миллионах

Ситуации, в которых мама говорит ребенку «можно», а папа – «нельзя», бывают в каждой семье. Кого послушается сын или дочь? Того, кто добрее, или того, кто строже? А может быть, растерявшись, ребенок побежит за советом к мудрой бабушке? Налогоплательщики – не дети. Но из-за противоречивых разъяснений чиновников они тоже могут оказаться меж двух огней.

«Федеральная бухгалтерская газета»

Конец года. Фирмам, применяющим упрощенку, пора подумать о будущем. Если сумма доходов, полученных за год, близка к 15 миллионам рублей, а со специальным режимом прощаться не хочется, в декабре стоит сбавить обороты. Тем, кто не успеет «затормозить», с 2005 года придется вести полноценный бухучет и платить четыре налога вместо одного.

Конечно, перспектива расставания со льготами не из приятных. Но для фирм, которые применяют только УСН, она, по крайней мере, прозрачна. К тому же за оставшийся месяц можно что-нибудь предпринять. Гораздо тревожнее положение тех, кто в уходящем году совмещал упрощенную и вмененную системы. ЕНВД от них никуда не уйдет, главное – не менять профиль деятельности. А вот с упрощенкой, извините за каламбур, все не так просто.

Слово вылетит – не поймаешь

Напомним, что пункт 4 статьи 346.12 Налогового кодекса (действует с 1 января 2004 года) позволяет сочетать оба режима до тех пор, пока суммарный доход от реализации, общая численность работников и остаточная стоимость всех внеоборотных активов предприятия не превысят ограничения, предусмотренные для упрощенной системы. Не будем обращать внимания на небрежность законодателей, которые смешали воедино понятия «доход» и «доход от реализации» (отдельного лимита для выручки от реализации в ст. 346.13 нет). Дело не в этом. Суть проблемы в толковании ограничений.

На первых порах, познакомившись с нововведениями, многопрофильные фирмы стали строить свою деятельность аккуратно, так, чтобы все доходы – как полученные в рамках ЕНВД, так и облагаемые «упрощенным» налогом – к концу года не зашкалили бы за 15 миллионов рублей. Но время шло, и постепенно представители налоговой службы стали пояснять, что контролировать нужно только те доходы, которые подпадают под УСН. Прибавлять к ним доходы от вмененного бизнеса вовсе не обязательно.

Сначала такие разъяснения носили неофициальный характер. Например, в седьмом номере журнала «Все о налогах», был опубликован ответ заместителя начальника Управления налогообложения малого бизнеса МНС Игоря Андреева. Он писал, что «доходы, полученные такими (применяющими упрощенную систему – А.К.) налогоплательщиками от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на систему налогообложения в виде ЕНВД, не подпадают под действие ограничения по размеру доходов, установленного пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса».

Осенью подобные разъяснения получили официальный статус. 10 сентября 2004 года заместитель министра по налогам и сборам Салават Аминев подписал письмо № 22-1-15/1522 с точно таким же выводом. Оба ответа основывались на том, что доходы, полученные во «вмененном» бизнесе, при расчете упрощенного налога не учитываются.

Таким образом, если фирма, совмещающая два спецрежима, в 2004 году в рамках УСН заработала, например, 14, а в рамках ЕНВД – 50 миллионов рублей, то право применять упрощенку за ней должно сохраниться и в 2005 году.

Когда паны дерутся, у холопов чубы трещат

Несмотря на то, что выводы налоговиков напрямую из кодекса не вытекают, они вполне логичны. Ведь «вмененные» доходы автономны. Они не могут быть охвачены никакой другой системой налогообложения, если в регионе введен ЕНВД. Соответственно эти доходы не должны влиять на сумму, которой законодатели хотели ограничить сферу применения упрощенки.

Все было бы хорошо, если бы к концу года Минфин не огорошил налогоплательщиков новым документом. В письме от 4 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/43, подписанном Александром Иванеевым (заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики), отражена прямо противоположная точка зрения. Причем никаких пояснений в этом письме нет. Есть только цитата из кодекса и короткое резюме: «организация считается перешедшей на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором ее доход от всех видов деятельности превысил 15 миллионов рублей». И получается, что те, кто перестал контролировать объем «вмененных» доходов, поверив чиновникам из бывшего МНС, теперь обречены на возврат к общей системе налогообложения.

Не правда ли, ситуация прямо как в семье с доброй мамой и строгим папой. Не хватает только бабушки. Впрочем, ее роль вполне может исполнить арбитражный суд. Именно туда придется обращаться налогоплательщику, если он пострадает от несогласованных действий чиновников. Опасаться того, что Минфин теперь главнее, не стоит.

Ведь что, собственно, произошло? Говоря канцелярским языком, уполномоченное должностное лицо налогового органа (заместитель министра) дало письменные разъяснения относительно исполнения законодательства о налогах и сборах. Тот же Александр Иванеев письмом от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 подтвердил, что подобные разъяснения компетентны, а руководствоваться ими вправе все налогоплательщики. В этом же письме сказано, что выполнение таких разъяснений исключает вину предприятия в налоговом правонарушении. Следовательно, если фирма-упрощенец за счет «вмененных» доходов превысила 15-миллионный лимит и продолжает применять УСН, то оштрафовать ее за неуплату «обычных» налогов и отсутствие полноценного бухучета будет нельзя.

Но освобождение от ответственности – утешение довольно слабое. Ведь окончательно оно не снимает возникшую проблему. Решая судьбу конкретного налогоплательщика, инспекция может проигнорировать сентябрьское письмо МНС и руководствоваться последними указаниями Минфина. Более того, налоговики могут опереться непосредственно на положения кодекса, буквальное толкование которых не дает оснований для столь смелых выводов. И если общий язык найти не удастся, то с того квартала, когда фирма формально утратила право на УСН, ей придется начислить НДС, ЕСН, налог на прибыль и налог на имущество, а также пени за весь пропущенный период.

Такова цена несогласованных действий двух федеральных ведомств, которые теперь объединены в одно.

А.В. Колесов,
обозреватель «Федеральной бухгалтерской газеты»