«Реанимируем» баланс

Е. Диркова, аудитор

Устроившись на новую работу, бухгалтер может столкнуться с необходимостью восстановления учета за предшествующие периоды. Что делать, если на отчетную дату остатки по счетам не сформированы, а баланс требуется в ближайшее время?

Ситуации, когда фирмы не ведут бухгалтерский учет в полном объеме, не так уж редки. Например, законодательство позволяет поступать таким образом «упрощенцам» (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Однако на практике данная «льгота» зачастую оборачивается ловушкой (об этом мы писали в ПБ № 3, 2006, стр. 80). Но с отсутствием бухгалтерского учета можно столкнуться и в небольших фирмах на общем режиме, владельцы которых поглощены накоплением стартового капитала. Для подобных фирм характерна частая смена главбухов невысокой квалификации. А руководство санкционирует формирование отчетности с точки зрения «посильной» налоговой нагрузки. В результате баланс превращается в «фантастический» документ, не поддающийся расшифровке. Но в серьезном бизнесе без достоверного баланса уже не обойтись.

Только первый этап

Достоверным же баланс становится лишь при условии, что остатки по счетам сложились в результате сплошного и непрерывного учета хозяйственных операций с соблюдением требований законодательства. Посему предстоит восстановление учета – процедура трудоемкая и соответственно дорогостоящая. Но для оперативности применяется экспресс-метод восстановления баланса. О нем и пойдет речь ниже.

Сразу оговоримся, что «реконструкция» баланса выступает отправной точкой для полноценного восстановления учета прошлых отчетных периодов. «Реанимированный» баланс в первую очередь предназначен для внутренних целей. Это некий эрзац-продукт, полуфабрикат, нуждающийся в доработке, уточнении и тщательном документальном обосновании. И если такой документ все же передается внешним пользователям, то к нему нужно приложить пояснительную записку (п. 9 ПБУ 4/99). Она раскроет допущенные отступления от правил.

Будем восстанавливать

Для выявления и оценки имущества и обязательств на отчетную дату необходимо провести инвентаризацию. Если по товарно-материальным ценностям отсутствуют документы о приобретении, то их денежная оценка осуществляется по рыночным ценам. Первоначальные сведения о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами бухгалтер может получить у руководителя и менеджеров. Впоследствии по каждому обязательству следует оформить акт сверки взаиморасчетов.

Наряду с денежным выражением соответствующих статей инвентаризация позволяет определить итог баланса. Ведь итог актива – это стоимость экономических ресурсов фирмы, которые включают ее дебиторскую задолженность. Пассив же подразделяется на кредиторскую задолженность и собственный капитал организации. Значит, последний определяется как разность стоимости активов фирмы и ее кредиторской задолженности (выявленных инвентаризацией). Рассуждаем дальше. Основными компонентами собственного капитала являются нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) и уставный капитал, величина которого известна (прописана в учредительных документах). Поэтому бухгалтер может расчетным путем вывести и финансовый результат, который выступает суммой, «балансирующей» итог актива и пассива.

Конечно, это – грубая схема, которая дает баланс лишь в первом приближении. Однако после представления «предварительного» баланса бухгалтер сможет выполнить корректирующие проводки, относящиеся к операциям предшествующих отчетных периодов.

Почти похожи

По существу, вышеописанный процесс идентичен выявлению при инвентаризации неучтенных излишков и недостач, которые являются внереализационными доходами и расходами организации. Только они не регистрируются по отдельности, а их финансовый результат показывается в свернутом виде. Поясним на примере.

Пример

Предположим, инвентаризацию проводят на фирме с таким исходным состоянием баланса:

Актив
Пассив
Материалы......................210

Уставный капитал....................10 Задолженность перед поставщиком ........................200

Итого 210 Итого 210

Результаты «обычной» инвентаризации бухгалтер отразит проводками:

Дебет 91 Кредит 10

– 5 денежных единиц – выявлена недостача материалов;

Дебет 41 Кредит 91

– 3 денежные единицы – выявлены неоприходованные товары;

Дебет 60 Кредит 91

– 25 денежных единиц – списана неподтвержденная кредиторская задолженность поставщика;

Дебет 91 Кредит 99

– 23 денежные единицы – определен финансовый результат инвентаризации в отсутствие виновных лиц (прибыль).

Баланс с учетом результатов инвентаризации примет вид:

Актив
Пассив

Материалы......................205 Уставный капитал....................10

Товары.......................................3 Нераспределенная прибыль...23

Итого 208 Итого 208

Но и не прибегая к методу двойной записи, мы могли бы отразить результат инвентаризации сразу по каждой из статей баланса, а пассив «уравновесить» с активом при помощи нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Так, представим себе, что исходный баланс отсутствует. По итогам «восстановительной» инвентаризации бухгалтер выведет: запасы – 208 (205 + 3), кредиторская задолженность – 175. Итого имущества на 208 денежных единиц (актив баланса). Согласно уставу, уставный капитал – 10 денежных единиц. Поэтому нераспределенная прибыль составит:

208 – (10 + 175) = 23 денежные единицы.

Как быть с налогами

Заметим, что «реанимация» остатков не создает новых налоговых обязательств, поэтому корректировать НДС и налог на прибыль не нужно. Но восстановление налоговых обязательств заслуживает отдельного внимания. Лицевой счет фирмы, который ведется в налоговой, формируется на основании поданных деклараций. И если корректирующие декларации в инспекцию не направлялись, то с исправлением обязательств по налогам в бухучете можно повременить. В связи с этим по расчетам с бюджетом мы рекомендуем в полном объеме восстановить аналитический учет на основании деклараций и соответствующих платежей. Заметим, что эти данные за три предшествующих года потребуются и для сверки с налоговой инспекцией.

Обратите внимание, что отложенные налоговые активы и обязательства экспресс-реконструкции не поддаются. Ведь они возникают только вследствие разниц между бухгалтерским и налоговым учетом операций. А вот «отложенный» до момента оплаты НДС (на счетах 19 в активе и 76 в пассиве) корреспондирует с задолженностями контрагентов.

внимание

За искажение любой статьи баланса не менее чем на 10 процентов директору и главному бухгалтеру грозит штраф по статье 15.11 КоАП РФ. Однако для количественной оценки искажения потребуется «правильная» сумма, а взять ее неоткуда. Несвоевременные или ошибочные записи на счетах бухгалтерского учета – это уже налоговое нарушение (ст. 120 НК РФ). И, даже если у фирмы нет занижения налогов, ее ждет штраф до 15 000 рублей. При этом не стоит надеяться, что инспекторы восстановят учет в целях исчисления налогов. Проверяющие вправе определять суммы налогов расчетным путем по тем данным о фирме, которыми они владеют. Контролеры также могут начислить налоги по аналогии с другими организациями (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).


Настоящая энциклопедия для бухгалтера!
Система «ПОМОЩНИК БУХГАЛТЕРА» включает нормативно-правовые документы, комментарии, консультации, справочные и другие материалы, необходимые в работе.

Обращайтесь по тел.(812) 740-78-96, portal@kodeks.ru