Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Дата вступления в силу

Постановление Правительства РФ от 26 мая 2009 года N 451 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года914» (далее - Постановление N 451) вступило в силу 9 июня 2009 года.
Обоснуем свою точку зрения.

Текст Постановления N 451 был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 22 ст. 2727. Согласно п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

К таким нормативным документам относится и Постановление N 451. Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин РФ в Письме от 5 апреля 2004 года N 04-03-1/54 (при этом, правда, чиновники не привели никаких аргументированных доводов в обосновании своей точки зрения, кроме ссылки на упомянутый Указ).

Что изменилось

Говоря об изменениях, внесенных в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 года N 914 (далее – Правила), сразу хотим отметить, что сама форма счета-фактуры осталась прежней.

Указанные Правила дополнены положениями, устанавливающими порядок учета выставленных (полученных) счетов-фактур на суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Принятие данных поправок обусловлено вступлением в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ, согласно которым, в частности, с 1 января 2009 года на основании п. 12 ст. 171 НК РФ налогоплательщики при получении от продавцов счета-фактуры на сумму предоплаты вправе принимать к вычету суммы «входного» НДС, уплаченные поставщикам в составе предоплаты (аванса).

Изменения коснулись также порядка регистрации счетов-фактур посредниками и организациями, производящими взаимозачеты. Однако особое внимание налогоплательщикам стоит уделить составу показателей счета-фактуры. В частности, теперь в строке 2 данной формы следует указывать полное и сокращенное наименования организации-продавца (раньше можно было выбирать, что писать в этой строке: полное либо сокращенное наименование).

На наш взгляд, невыполнение этого требования может повлечь массовые отказы в вычетах по НДС, поскольку счет-фактура является основным документом, подтверждающим право на такой вычет. Тем не менее, если обратиться к Налоговому кодексу РФ, ни одна из статей, ориентирующих налогоплательщика в этом вопросе, не предусматривает, какое именно наименование должно быть указано. Так, п. 2 ст. 169 НК РФ закрепляет: «Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом».

В составе же п. 5 и п. 5.1 ст. 169 НК РФ в качестве необходимого показателя установлено просто наименование организации, без пояснения, полное оно должно быть или сокращенное, не говоря уж о том, чтобы указывать оба.

Фактически это означает, что установленные Постановлением N 451 правила в части заполнения строки 2, при их несоблюдении налогоплательщиками, никак не могут повлиять на право принять НДС к вычету, при условии выполнения остальных требований НК РФ.

К сожалению, налоговые органы вряд ли поддержат налогоплательщиков в данном вопросе, поэтому во избежание споров рекомендуем все-таки не забывать полностью заполнять строку 2. Думается, что в скором времени налоговиками будут даны разъяснения по многим вопросам, возникающим в связи с применением последних изменений, где будет четко прослеживаться позиция госорганов, в зависимости от которой можно будет определить и риски несоблюдения Правил.

Информация об изменениях Постановления N 914: указывать или не указывать?

На практике нередко возникает вопрос: нужно ли в правом верхнем углу (над заголовком) счета-фактуры указывать информацию о том, когда и какие изменения вносились в Постановление N 914? В п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ перечислены все обязательные реквизиты, которые должен содержать правильно оформленный счет-фактура, и в этом перечне нет такого реквизита, как сведения о вносимых поправках в Постановление N 914.

Ничего не говорится по этому поводу и в вышеназванных Правилах, а также во всевозможных официальных разъяснениях Минфина и ФНС России (см., например, письма Минфина России от 10 августа 2005 года N 03-04-11/202 «О вопросе оформления счетов-фактур при реализации товаров», от 6 августа 2007 года N 03-07-09/15, от 9 ноября 2006 года N 03-04-09/18, от 24 апреля 2006 года N 03-04-09/07, а также Письмо Федеральной налоговой службы от 20 мая 2005 года N 03-1-03/838/8 «О порядке заполнения счетов-фактур»).

Тем не менее, налоговые консультанты советуют такие сведения все же указывать, так как их отсутствие может стать очередным поводом для спора с налоговой инспекцией в части принятия НДС к вычету по «устаревшему» на их взгляд счету-фактуре.

 
Автор статьи: Екатерина Лебедева, юрист Центра налогового и правового консультирования ГК «ИРБиС»
Анна Миронова, юрист Центра налогового и правового консультирования ГК «ИРБиС»