Сегодня объектом информационной агрессии легко может стать практически любой бизнес — от гигантской корпорации до частного предпринимателя. Развитие Интернет-технологий значительно повлияло на характер «локальных» информационных войн, упростив и удешевив их до незначительности. Блоги, форумы, Интернет-СМИ стали использоваться в качестве универсального оружия недобросовестными участниками рынка. Впрочем, компаниям есть что им противопоставить: при грамотной организации весьма эффективны в обороне корпоративные блоги.

Интернет как новое поле для информационных войн

Еще лет 10 назад для организации информационного прессинга и негативного влияния на репутацию объекта специалисты «черного PR», как их принято называть в России, в основном использовали традиционные каналы распространения информации — печатные СМИ, телевидение, радио. При необходимости в ход шли листовки или письма. «По вкусу» добавлялись «неформальные информационные каналы» — слухи, кулуарные внутриэлитные коммуникации и т. п. Интернет как площадка для серьезной PR-активности почти не рассматривался и в основном служил вспомогательным средством.

Сегодня ситуация резко изменилась. Темпы роста российского сегмента Интернета настолько стремительны, что коммуникативная активность все больше и больше смещается в виртуальное пространство.

В информационных атаках на объект интереса, задействуются, как правило, недружественные компании Интернет-сми, Интернет-форумы либо блоги.

Эти ресурсы находятся в тесной и скоординированной взаимосвязи, перекликаясь друг с другом, тем самым многократно усиливая резонанс и свое негативное воздействие на «мишень».

Интернет-СМИ публикуют информацию из блогов и форумов, придавая слухам, домыслам и непроверенным фактам (зачастую — откровенно клеветнического характера) вес «журналистского материала», а блоги и форумы, в свою очередь, подхватывают опубликованное и эффективно «разгоняют» информацию в Сети.

Учитывая, что контролировать выбросы негативной информации на ресурсах социальных сетей практически невозможно, а уровень доверия к ним очень высок, блоги и форумы противника становятся реальной угрозой для организации, против которой ведется информационная война. Чрезвычайно высока и скорость распространения информации. К тому же «доверяют» таким ресурсам не только люди, но и поисковые системы.

Что такое блог

Ясное и четкое определение блогу дал в своей книге Е. Ющук: «блог — это фактически небольшой Интернет-сайт с очень простой системой управления и возможностью обратной связи с читателями. Управление блогом сделано настолько простым, что каждый человек, умеющий работать в текстовом редакторе Word и выходить в Интернет, может стать блоггером без дополнительного обучения. Именно простота размещения материалов на блоге и интерактивность сделали блоги таким распространенным явлением. Причем на блоге могут быть размещены не только тексты, но и фотографии, видео и аудиофайлы».

Логически понятно, что корпоративный блог — это блог компании, которая создала и ведет его в своих интересах. Интересы могут быть разными: связи с общественностью, изучение своей целевой аудитории, неформальные коммуникации с существующими и потенциальными клиентами и деловыми партнерами и т. д.

Существуют также внутренние корпоративные блоги, выполняющие в крупных компаниях функцию средства коммуникации, оперативной связи между сотрудниками.

Важное преимущество корпоративного блога

В отличие от официального Интернет-сайта блог компании менее скучен, позволяет озвучивать события, которые не находят отражения на сайте организации; дает возможность непосредственного диалога с руководством компании. Даже если на вопросы посетителей и отвечают специально назначенные люди из «блог-команды», у посетителей есть иллюзия общения с первыми лицами.

Все эти качества в совокупности дают корпоративному блогу огромное и неоспоримое преимущество — доверие аудитории. Социальные сети, частью которых являются и блоги, вообще воспринимаются обществом с высокой степенью доверия к публикуемой в них информации, что вполне закономерно: официальные источники всегда вызывают подозрение в ангажированности, в подаче информации в русле интересов своих владельцев. О неформальных сообществах, напротив, судят без стереотипов их «продажности».

Блог — «первая линия обороны» при информационных атаках

Острая кризисная ситуация, последствия которой несут ощутимую угрозу для компании, редко возникает «из ниоткуда», однако ее начальные фазы часто остаются незамеченными или недооцененными. Корпоративный сайт в момент начала открытой информационной агрессии наверняка не сможет отреагировать на нападение. Он работает в жестких рамках корпоративной политики и отражает официальную точку зрения компании, которой в сложившейся ситуации пока нет.

Между тем именно в этот момент общественность и СМИ потребуют от компании разъяснения ситуации. Неизбежно возникнет информационный вакуум, который будет заполнен слухами и домыслами. Единственная по-настоящему «боеспособная единица», которая может и должна немедленно приступить к отражению агрессии — это корпоративный блог, являющийся, с одной стороны, проводником корпоративного мнения, с другой — не вполне официальным источником информации.

Еще одно неоспоримое преимущество корпоративного блога в том, что от информации, опубликованной на сайте, очень сложно отказаться или заявить, что вас неправильно поняли. Напротив, мнения высказанные «рядовым сотрудником» компании на страницах корпоративного блога — это частные суждения, которые вполне могут «не отражать политики фирмы».

В заключение, стоит сказать о том, что корпоративный блог может оказаться и вовсе единственным средством доведения точки зрения компании до аудитории, если ваш противник обладает достаточными ресурсами, чтобы устроить информационную блокаду. В отличие от официального сайта, корпоративный блог, расположенный на одном из известных блогохостингов, блокировать практически невозможно.

Полный текст статьи опубликован в журнале «Экономические преступления» № 6/2009

 

Автор: Александр Кузин, директор компании «Высокие Технологии Коммуникаций», эксперт в сфере информационных войн, конкурентной разведки, репутационного менеджмента (г. Новосибирск).
Журнал &qu



Постоянная ссылка на статью: