В борьбе за пассажира

На сегодняшний день во Владивостоке более 50 компаний предлагают услуги такси, причем большинство из них — нелегальные фирмочки, состоящие из одного диспетчера и 2-3 водителей с сотовыми телефонами. За счет демпинга цен подобные перевозчики переманивают значительное количество клиентов у тех, кто официально занимается таксоперевозками. Последние делают ставку на качество обслуживания и постоянных клиентов для того, чтобы из 1500 заявок в сутки к ним поступило как можно больше.

Когда жизнь в безопасности

Компания «Автопилот» первой во Владивостоке начала заниматься услугами автомобильных пассажирских перевозок, и, по словам ее генерального директора Сергея Рычкова, в последние годы дает о себе знать очень жесткая конкуренция. «Мы сильно ощущаем отток клиентов, которых переманили «нелегальщики». Чтобы открыть подобную фирму, практически не требуется вложений, а преувеличенные слухи о прибыльности этого бизнеса способствуют возникновению новых и новых фирм, если их можно так назвать. Но поскольку деятельность эта незаконна, долго на рынке они не держатся — подобно мыльным пузырям, одни из них исчезают, сразу же появляются другие.

В такой ситуации «Автопилот» выживает за счет репутации, большинство наших клиентов — постоянные. Они знают, что водителям компании можно доверить свою жизнь или автомобиль и завтра компания не исчезнет с лица земли. Стабильному потоку заявок способствует сотрудничество с юридическими лицами, концертными агентствами — для таких клиентов также важна уверенность в надежности перевозчика».

О том, что гарантия безопасности — важный фактор для увеличения заказов, говорит и Андрей Бралеев, директор компании «Примтакси» — еще одного лидера рынка. «Дорога всегда полна опасностей, так что от аварий никто не застрахован. В случае ДТП такси-однодневки не несут никакой ответственности ни за жизнь пассажира, ни за его автомобиль, если была оказана услуга перегона. Люди, которые это понимают, стараются обращаться в фирмы, хорошо себя зарекомендовавшие».

Сергей Макаров, директор компании «Такси-201»: «Прочно занять свою нишу компания сможет, если предоставит высокое качество обслуживания. Нынешний клиент осознает, что за выплаченную сумму он вправе требовать хорошую машину, профессионального водителя и корректного отношения со стороны компании-перевозчика. Сюда можно отнести и опрятный салон, аккуратный внешний вид автомобиля. Например, мы моем свои такси в среднем два раза в сутки — ведь если подашь клиенту грязное авто, он вряд ли воспользуется услугой еще раз».

Одной из основных составляющих качества г-н Бралеев называет техническое состояние автомобиля: «Если во время поездки машина барахлит либо ломается — 90% вероятности, что клиент больше к вам не обратится. Стоит ли говорить о том, к чему приведет авария? Поэтому техосмотр наш транспорт проходит раз в полгода, а каждое утро механик проверяет исправность всех машин. Не менее важно состояние водителя — перед выходом на работу таксисты проходят медосмотр, причем за руль не допускаются не только по причине опьянения или похмелья, но и в случае неважного самочувствия, усталости и недосыпания».

Одна из тенденций последнего времени — рост требований клиентов к классу подаваемых машин. Г-н Макаров: «Во многом это обусловлено географической спецификой — приморцы привыкли к машинам среднего или бизнес-класса. Самый оптимальный вариант — автомобили типа Camry 1996-98 годов, комфортные, маневренные, с передним приводом. Машины с полным приводом востребованы в очень короткий период — зимой — и требуют больших затрат в обслуживании».

В «Примтакси» отдают предпочтение только марке Toyota, не позднее 1994 г. «Для особо важных клиентов в парке есть несколько машин представительского класса, среди них Crown и Chaser», — отмечает г-н Бралеев.

Еще один момент, влияющий на лояльность клиента, — время выполнения заявки. Как признают собеседники «К», заказчик готов ждать машину не более 20 мин. Г-н Бралеев: «Чтобы вовремя выполнить заявку, необходимо в каждом районе города иметь 1-2 машины и четко отслеживать их перемещение при помощи компьютерной программы и работы диспетчеров. В «Примтакси» есть одно правило — никогда не обманывать клиента. Пустые обещания «будем через 5 минут» только вредят репутации фирмы».

«Для обеспечения быстрого приезда на вызов необходим хорошо укомплектованный парк машин, — объясняет г-н Макаров («Такси-201»), — не менее 50 единиц. Еще один способ — приобрести специальную программу, позволяющую на каждый автомобиль установить JPC-датчик, благодаря которому на мониторе диспетчер может отслеживать месторасположение транспорта в режиме реального времени. Однако аппаратура эта очень дорогостоящая и долго окупается — один датчик стоит около $1500".

Легкодоступные выигрывают

Все возрастающая конкуренция требует от фирм-перевозчиков больше внимания уделять маркетинговой политике и рекламе. Г-н Рычков («Автопилот»): «Широкомасштабная реклама очень важна, особенно для новичков, но она очень дорого обходится фирме. Если молодая компания станет «раскручивать» имя, размещая информацию в СМИ, эти вложения могут и не окупиться. Лучше всего обращаться к услугам информационных служб — это наиболее эффективно».

Чтобы не затеряться в массе предложений, необходимо броское название компании и легко запоминающийся номер телефона. Будучи удовлетворенным оказанной услугой, человек постарается запомнить название фирмы и в справочной поинтересуется именно ее координатами. Идеальный вариант — когда в памяти откладываются заветные шесть цифр, т.е. телефонный номер.

Стоит также обеспечить максимальную доступность услуги, преградой здесь часто являются занятые телефонные линии. Г-н Макаров («Такси-201»): «Из такой ситуации я вижу два выхода. Более дешевый — установление «режима ожидания»: когда вместо сигнала «занято» звучит музыкальное сопровождение, оно не так отпугивает звонящего, как короткие гудки. Второй — увеличение каналов вызова, которое, в свою очередь, требует больше диспетчеров. Не менее важен вежливый и приятный голос принимающего заказы...»

Г-н Бралеев предпочитает прямой рекламе более тонкие маркетинговые ходы. «Мы размещаем информацию только в справочных службах, остальные деньги лучше потратить, например, на униформу персонала. Клиенту приятно, когда его обслуживает аккуратный водитель, и, обратив внимание на его одежду с логотипом, запомнит, в какой фирме таксист работает».

На грани рентабельности

Собеседники «К» сходятся во мнении, что слухи о баснословной прибыльности данного бизнеса слишком преувеличены. Г-н Рычков («Автопилот»): «Почти все работают на грани рентабельности, практически цены на услуги складываются из затрат компании, наценка очень мала. Поэтому новичку, решившему серьезно заняться этим видом деятельности, будет очень тяжело занять свою нишу. Не стоит ожидать и того, что первоначальные затраты окупятся быстро».

Чтобы просчитать, сколько необходимо вложить средств для открытия фирмы таксоперевозок, стоит определиться — будете ли вы формировать свой парк машин либо нанимать водителей с личным транспортом.

Г-н Макаров («Такси-201») считает, что наличие собственного парка дает ряд преимуществ: «Во-первых, можно подобрать тот класс машин, который ты считаешь наиболее востребованным, и вкладывать большее количество средств для поддержания технического состояния. На собственных машинах ты можешь разместить логотип и рекламную информацию. Кроме того, компания имеет возможность использовать все виды страхования, необходимые для безопасности перевозок. Лучше всего организовать при своем предприятии станцию техобслуживания и автомойку».

Г-н Рычков пошел по второму пути: «Если вкладывать деньги в покупку авто, необходимо, чтобы его работа была практически непрерывной, ведь деньги должны окупиться. В таком случае несколько водителей работают на одной машине, а я считаю, что у нее должен быть один хозяин. Кроме того, свой автопарк требует очень больших вложений. Хотя если первоначальный капитал позволяет, то и вариант со своими машинами может иметь место».

Что касается средств связи, все зависит от личных предпочтений организаторов — можно выбрать мобильную либо радиосвязь. Например, г-н Бралеев («Примтакси») к преимуществам последней относит более быстрое соединение с водителем, возможность передачи информации во все машины одновременно и меньшую стоимость.

Приобретение топлива — одна из самых весомых статей затрат, чаще всего она ложится на плечи самих водителей. Компания же может сократить траты, закупив бензин оптом (тогда водители по меньшей цене приобретают его по специальным карточкам, а деньги руководство вычитает из заработной платы таксистов).

 
Автор статьи: Ольга ВЕЛИКАНОВА