Автомойки - бизнес далеко не новый, но по-прежнему востребованный. Более того, многие эксперты заявляют, что этот сектор переживает в настоящее время очередной виток развития. В особенности данное утверждение касается региональных рынков.

Согласно расчетам зарубежных экспертов, на каждые 50 тысяч населения должна приходиться одна портальная мойка.
Первоначальный бум на открытие автомоек прошел, но рынок этих услуг до конца еще не освоен.

Автомойщики предлагают практически одинаковое «меню», и работают с помощью одной и той же техники. Большинство предпочитает марку Karcher и другой знать не желает. Действительно, техника качественная и надежная, хотя и не самая дешевая. Зато широко распространенная: российская дилерская сеть этого немецкого концерна хорошо развита. Что касается других производителей, то в России представлена продукция таких марок, как Istobal (Испания), WAP , Weidner , Wesumat , California Kleindiest (Германия), Ceccato , Comet (Италия), Carebridge (Великобритания).

В целом по стране, 80% рынка занимает техника немецких производителей; остальные 20% делят итальянские, чешские и польские фирмы, чья продукция уступает немецкой в качестве и цене.

Из трех основных типов автомоек «мойдодыры» уверенно останавливают свой выбор на мойках ручного типа с аппаратами высокого давления -они занимают 80-90% регионального рынка. Крайне небольшой сегмент (10- 20%) числится за автоматическими портальными автомойками, что само по себе странно: услуга эта весьма привлекательна для клиентов и высокорентабельна. Сами мойщики поговаривают, будто водители не любят «порталки»: они якобы повреждают, царапают автомобиль.

Между тем мойки именно этого типа широко распространены в Европе, наряду с пунктами самообслуживания. Последние, кстати, также полностью отсутствуют на региональном рынке. Не говоря уже о мойках туннельного типа.
Учитывая вышеперечисленные особенности регионального рынка, вычислить способ «протиснуться» на него нетрудно. Тривиальный, но гарантированно выигрышный вариант - приобрести портальную автомойку, а еще лучше мойку туннельного типа. То есть заявить о себе в секторе с малой или отсутствующей конкуренцией. Способ хорош для предпринимателей, не стесненных в средствах.

Другое достаточно стандартное решение - увеличение площади «автопрачечной», то есть ее производительности. Но, сделав ставку на величину оборота, нужно и располагать такую мойку в соответствующем месте: поблизости от больших авто трасс, чтобы обеспечить себя клиентами. Либо искать «оптового» заказчика среди крупных автотранспортных предприятий и заключать с ним договор на эксклюзивное право «помывки». Ведомственные машины моют независимо от погоды - правило у них такое.

Собственно, наиболее выгодными являются всего два вида моек. К первому виду относятся мойки с высокой производительностью и минимальным ассортиментом услуг. Эти мойки приносят максимальный доход на загруженных участках автодорог и рассчитаны на клиентов, дорожащих своим временем. С другой стороны, чем быстрее обрабатывается одна машина, тем больше авто пройдет через автомойку за день. Среднее время обслуживания одного автомобиля на таких мойках не должно превышать 10-15 минут. Они максимально эффективны, в частности, на въездах в город и трассах, соединяющих спальные районы города с промышленными. Оборудование здесь нужно только автоматическое - портальные или туннельные мойки - производительностью 12-100 машин в час. А использование ручного труда сводится к минимуму. Разумеется, расходы на заработную плату тоже снижаются.

Второй, альтернативный вариант - мойки с высоким качеством и широким ассортиментом предоставляемых услуг при невысокой производительности. Набор их может включать мойку двигателя, химчистку салона, полировку кузова, натирку и полировку салона, чернение шин (в частности, в качестве предпродажной подготовки) и т. д. Такие мойки рассчитаны на клиентов, специально планирующих потратить определенное количество времени в обмен на качество, комфорт и престиж. Они могут располагаться в стороне от загруженных магистралей, но обязательно должны дать клиенту максимум пользы. На данных мойках применяется ручное оборудование: сначала ручным аппаратом с поверхности смывается абразив, затем ее протирают мягкой губкой, затем вытирают насухо, а мастер контролирует качество работ. Соответственно, на мойках данного назначения должны быть предусмотрены отдельные помещения для отдыха и занимательного времяпрепровождения клиентов. Это могут быть кафе, игровые автоматы, да что угодно! Все ограничивается только воображением владельца.

В Новгороде автомойки часто функционируют в комплексе с автосервисом или, по крайней мере, предлагают водителям всевозможные «побочные» услуги. В бизнесе есть такое понятие, как «синергизм». Под ним подразумевается дополнительный эффект от совмещения двух или более близких видов бизнеса. Если потенциальному клиенту надо купить масло и пару деталей, в багажнике валяется пробитая запаска, машина грязновата, да к тому же он не прочь перекусить, вероятнее всего, он выберет ту автомойку, где сможет совместить все операции, а не четыре разных места. Даже просто заезжая поменять колесо, водитель часто ради интереса заглядывает и на мойку, оценивает, удобно ли здесь будет помыть авто. Отдельно же стоящие мойки порой раскручиваются по полгода. В большинстве случаев причины провала автомоечного бизнеса кроются не в самой его невыгодности, а в неправильном подходе к его организации. Оригинальное решение бизнес-задачи, превращающее рутинную проблему моечного процесса в небольшой праздник для клиента, наверняка принесет предпринимателю дополнительную прибыль, которая может оказаться даже большей, чем доходы от «профильных» услуг.
Нужа ли реклама для моек? По этому вопросу существуют разные точки зрения. Разумеется, уместны размещение объявлений в «автомобильных» СМИ, распространение красочных буклетов в многолюдных местах и по почтовым ящикам.

Всегда полезно придумать нестандартный рекламный ход, чтобы выделиться. Вас должны запомнить.
В качестве примера можно привести ставшие популярными в последнее время в Москве и других городах мойки, на которых клиентам строго-настрого запрещается открывать окна, дверцы, выходить из машины и... прикасаться к мойщикам. Объясняется это просто - обряд очищения машин на радость (а иногда и на изумление) клиентам проводят полуобнаженные девицы. Нетрудно догадаться, что у этой мойки нет недостатка в по сетителях преимущественно мужского пола. Есть и противоположный пример, когда посмотреть на мастера балетного жанра, превращающего мойку машин в красивое шоу, съезжаются дамы из разных районов города. Конечно, чересчур консервативно настроенный посетитель может не оценить ваших стараний. Но для него есть множество других «изюминок». Предложите, например, клиенту во время мойки сыграть в «дартс» (чего уж проще - мишень и дротики) с условием, что если он наберет определенное количество очков, то получит небольшую скидку. В любом случае, вы можете быть уверены в том, что слухи о существовании необычной мойки разлетятся быстро и далеко. И к вам будут заглядывать клиенты не только из прилегающих районов, но и более отдаленных.

Порог вхождения в «мокрый» бизнес составляет порядка 10-15 тысяч долларов. Мойки АВД окупаются за 6-12 месяцев, причем около 3-х месяцев уходит только на то, чтобы о предприятии узнали. Куда более выгодна, по его мнению, портальная мойка. Но она требует значительно больших вложений, поскольку стоит от 40 000 евро и окупается за три года.

Многое зависит от размеров производственных площадей, количества автомобилей, которое мойка может обслужить за день. В Нижнем Новгороде, если «автопрачечная» занимает 100 кв. м, то, как утверждают эксперты, в среднем за день через нее проходят 15-20 машин. Но, разумеется, у каждой мойки свои показатели.

Поскольку чистота машины обходится владельцу в 100-200 рублей (конечная цена складывается из того, какие услуги хочет получить клиент, и сильно зависит от близости «точки» к центру города), ежемесячная прибыль средней автомойки может насчитывать от 4 до 8 тысяч долларов.

Учитывая все вышесказанное, рентабельность моек, по словам практикующих на помывке машин специалистов, составляет, как минимум, 20%. В лучшем случае планка прибыльности может достигать и 40%. Но уровень рентабельности весьма сильно зависит от нескольких факторов, основные из которых - месторасположение мойки, персонал, капризы оборудования, сезонность.

Нельзя, конечно, ставить восклицательный знак на утверждении, что моечный бизнес слишком зависит от непостоянства природы. Да, осенне-весенние столпотворения машин на мойке сменяются относительным летним спокойствием. Люди разъезжаются отдыхать, да и не прочь помыть машину самостоятельно. Зато летом, как свидетельствуют владельцы автомоек, клиенты приезжают, чтобы пропылесосить салон и сделать химчистку, весной и осенью денег на это они обычно тратить не желают. Чтобы привлечь клиентов и поддерживать приемлемый поток машин на мойке, не помешает сделать какие-нибудь летние скидки, по максимуму расширить ассортимент услуг.

Наиболее продуктивные периоды - весна и осень. В это время зачастую даже выстраиваются очереди. А спадает интенсивность посещения в праздничные дни и период летних отпусков. Безусловно, одним из важнейших условий успеха моечного бизнеса является правильный выбор места под размещение мойки (хотя даже наиболее удачное место само по себе еще не гарантирует 100%-ный успех предприятия). Считается, что наиболее выгодным месторасположением для мойки являются магистрали при въездах в город, особенно перед постами ГИБДД.

В Нижнем Новгороде это себя не оправдало. Оказалось, намного удобнее для клиентов, если мойка располагается вблизи от дороги, соединяющей спальные районы с промышленными, по которым утром и вечером движутся мощные потоки. Если мойка находится в «спальном» районе, то клиент, кроме наружного мытья автомобиля, зачастую пользуется дополнительными услугами: чисткой салона, выведением пятен на обивке, полировке панелей, мытьем двигателя и т. д., вплоть до чернения шин.

Если мойку поставить на слишком оживленной магистрали или на въезде в город, то клиент здесь будет скорее случайный, желающий только помыть машину и побыстрее уехать. Тогда имеет смысл устраивать помещение и подбирать оборудование, обеспечивающее максимальную пропускную способность. Это позволит увеличить производительность и избежать очередей. Но слишком хорошо - иногда плохо. Бывают случаи, когда мойка, расположенная вблизи крупных транспортных узлов, страдает от чрезмерной автомобильной суеты. Потенциальным клиентам часто просто «в облом» продираться через поток машин.

В подборе помещения важно обратить внимание на хороший подъезд к мойке, чтобы дорога была сносной, и ее не приходилось искать полчаса. Также практика показывает, что «автопрачечные» неплохо чувствуют себя при станциях техобслуживания, АЗС и автопарках. Еще один вариант - строительство моек возле гипермаркетов, где в выходные дни собирается много автомобилей.

Далеко не последним фактором, оказывающим влияние на доходность мойки, является и строгий отбор персонала. На первый взгляд, подобрать работников на автомойку нетрудно. Приглашай первого встречного, и пусть драит машину за умеренную плату. Ан нет. Хотя для чистки машин особого образования не нужно, опытные предприниматели отдают предпочтение работникам, разбирающимся в автомобилях. Энергичные ребята с «начальным автомобильным образованием» здесь как нельзя кстати.

Некоторые предприниматели остались весьма довольными, пригласив на работу девушек. Природное «чистолюбие» последних проявляется на автомойке в полной мере. Но мужчины все-таки предпочтительнее - работа достаточно тяжелая.

Актуален и вопрос защищенности оборудования от посягательств доморощенных «кулибиных». В частности, на автоматических мойках операторы ухитряются занижать учет количества вымытых автомобилей, нанося немалый ущерб владельцам. Российские самоучки быстро находят слабые места техники, поэтому лучше закупать максимально защищенное от взломов оборудование.

Страдают автомойки, особенно портальные, не только от рук персонала, но и от поломок импортного оборудования, которое плохо приспособлено к нашей воде. Выход из строя какого-либо блока или агрегата приводит к параличу всего моечного поста. А если в сервисной фирме нет необходимых крупных запчастей (что часто бывает), то их приходится заказывать за границей.
Ряд дополнительных проблем приносит владельцам моек и суровый российский климат. В морозы автомашины необходимо прогревать и мыть их только горячей водой. Расходы у мойщиков растут также из-за необходимости приобретать фирменную автокосметику. С другой стороны, не каждый импортный порошок или шампунь подходит.

 
Автор статьи: Надежда Веселова, Сергей Пичугин