Дать народу кислороду - как открыть кислородный бар «Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем…» Мандельштаму грешно было жаловаться — скорее, это мы, жители современных мегаполисов, страдаем от кислородного голодания. Если предложить горожанам глоток свежего воздуха, вспененного или с приятными ароматами, можно заработать от 2 до 15 тысяч долларов в год, в зависимости от формата бизнеса.

Евгений Марков из кислородной компании Biosphere пытается надеть на меня что-то вроде компьютерной гарнитуры, нажимает кнопки на инфьюзере. В одном из кислотно-оранжевых стаканчиков бурлит вода.

— Никогда не дышали кислородом? — интересуется он.

В нос ударяет апельсином. Ощущение — будто выпил «фанты», но «фанта» была без воды.

— Теперь добавим мандаринчика. — Забулькало во втором стакане.

— Только не надо вопросы задавать сейчас, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. У вас же, наверное, гипоксия.

Пока предприниматель рассказывает мне про пользу оксигенотерапии и декламирует стихи под «Маяковского»: «это требует народ кислород», я вдыхаю O2 через «наушник» с распылителем.

Такие приборы появились в России недавно, а формат кислородных баров — и вовсе новинка для нашего рынка. Свободная ниша, в которой практически нет конкурентов. Правда, пока нет и постоянной клиентуры, зато любопытных — тьма.

Все новое — это хорошо забытое, а потом переработанное и красиво упакованное старое. Кислородные коктейли еще в 70-е годы можно было отведать в советских профилакториях и санаториях. Ходили «пить» пенку семьями и рабочими коллективами. Готовили их медики на магистральном кислороде, хотя порой использовали баллонный кислород. В принципе баллонную технологию активно применяют и сегодня, но у нее есть как минимум два недостатка. Во-первых, медицинский кислород не так-то просто найти, а во-вторых, баллон, с точки зрения пожарной инспекции, довольно опасная штука. А зачем нам лишние согласования?

«Вынести» кислород как продукт за пределы медицинских учреждений помогло изобретение удобного мобильного оборудования. Кислородный концентратор весит около 20–30 кг и выпускается как западноевропейскими, американскими, корейскими, так и отечественными производителями.

«Накормить» народ кислородом можно по меньшей мере двумя способами. Как следствие, просматриваются два отличных друг от друга бизнес-формата. Первый — производство кислородных коктейлей, второй — создание кислородного бара.

Барокамера

Кислородные бары уже год существуют в Москве (в «Рамстор-Сити» и в фойе кинотеатра «Формула кино на Можайке»), в Питере, недавно открылся объект в Казани. Первоначальные затраты на создание таких баров относительно невысоки — от 12 до 20 тысяч долларов, верхнего предела, впрочем, не существует. Дизайн и аренда — параметры плавающие. Существенная доля затрат приходится на аренду, которая сегодня в «проходимом месте» составляет в столице порядка 1 000–5 000 рублей за кв. метр в год, а в регионах — 300–700 рублей. Поэтому и срок окупаемости — около двух лет. Илья Альянов, генеральный директор компании Biosphere, сравнивает рентабельность кислородного бара с аналогичным показателем небольшой кофейни.

Система бара состоит из двух основных компонентов: генератора кислорода и станции со сменными ароматическими капсулами (инфьюзора). Концентратор, пропуская через молекулярное сито воздух, отделяет чистый кислород. В инфьюзере он насыщается ароматами и через хэдсет (наушник) попадает к потребителю. Прямо в нос.

Никаких сертификатов для старта не нужно. Государственные органы сертифицировали установки как обычные бытовые приборы. «Нигде не значится, что это медицинское оборудование, поэтому проблем с документацией не возникает», — поясняет Илья Альянов.

Чтобы бар вышел на точку окупаемости, нужна высокая проходимость, а значит, придется «селиться» в торговых центрах, бассейнах, бизнес-центрах и офисных зданиях, кинотеатрах. Для небольшой стойки и нескольких стульев хватит трех-пяти квадратных метров, с работой справляется один сотрудник. Из оборудования — два-четыре комплекта концентратора и инфьюзер. Свет и яркая вывеска. Но если открывать отдельную торговую точку, не стоит ограничиваться только коктейлями. Лучше устроить все в комплексе: «жидкий» кислород (коктейли) и дыхание через хэдсет.

Главный человек в кислородном баре — оксиджей. Его задача — общаться с клиентами и организовывать «кислородные сессии»: смешивать ароматы, создавать правильный букет, исходя из состояния и возраста клиента бара. Так как круг обязанностей оксиджея шире функций того же продавца попкорна, платить ему стоит на 20% больше, ведь успех кислородного бара не в последнюю очередь зависит от него. С поиском таких людей проблем не возникает. «Можно сказать, что среди обслуживающего персонала эта профессия — элитная», — уверяет Евгений Марков, заместитель генерального директора кислородной компании Biosphere.

Пена дней

Кислородный коктейль — пена из кислорода или фитораствора — продукт, рассчитанный на широкую публику, в отличие от предложений несколько нишевого и модного кислородного бара. Особенно хорошо «продается» в детских учреждениях. «В некоторых школах детей уже «кормят» кислородным коктейлем с использованием нашего оборудования», — рассказывает Илья Альянов. В регионах он пойдет на ура. Успешный опыт есть у компании «Целебный дар OXY» в Екатеринбурге. Во-первых, региональной компании проще договариваться с администрациями школ и детских садов, во-вторых, есть шанс получить субсидию на социальное дело, и, наконец, еще один плюс — невысокая капиталоемкость. В отличие от кислородного бара, на раскрутку которого требуется не меньше 12 тысяч долларов, здесь можно обойтись «малой кровью»: 45 тысяч рублей — это минимальный комплект оборудования для приготовления коктейля и некоторые аксессуары.

Базовое оборудование — кислородный концентратор, выбор приборов на рынке обширный. «Главный компонент кислородных концентраторов делают в Китае, поэтому особой разницы между итальянским, американским и российским оборудованием я не вижу», — говорит Петр Баскаев, менеджер «Восточно-медицинской компании». Другое дело, что дизайн, конечно, у итальянцев и американцев лучше. Отечественные концентраторы стоят 12–17 тысяч рублей, зарубежные — 1–2 тысячи долларов. Приборы бывают различными по вместительности — от 3 до 10 и более литров, от этого тоже зависит их цена.

Концентратор предельно прост в использовании. Включаем в розетку, ждем две-три минуты, и он начинает свою работу.

Кислородный коктейль нужно употребить в течение минуты-двух после приготовления, поэтому «кислородное» расписание стоит продумать, привязать к большой перемене (если вы решили «питать» кислородом школьников). Найти удобное место тоже не проблема — это рекреация или столовая. Один из нетривиальных способов: дежурный ученик или классный руководитель уносит поднос с готовым напитком в свой класс.

Кислородный коктейль готовится на основе натурального пакетированного сока (вишневого, яблочного, виноградного) или фитораствора (теплый травяной настой). Для пены добавляется специальный порошок — пенообразователь. Коктейль подается в одноразовом пластиковом стаканчике объемом 200 мл. «В принципе, можно обойтись и без порошка, — считает Петр Баскаев. — Прежде всего потому, что поставщики предлагают вместе с оборудованием сублимированный куриный белок, а руководители детских учреждений наотрез отказываются его использовать». Впрочем, есть и варианты — например, использовать в качестве пенообразователя желатин или корень солодки.

Для того чтобы стартовать, необходимо договориться с директором школы, причем для повышения лояльности предприниматели советуют «делиться» значительной долей прибыли. То есть часть дохода передавать на школьные нужды — и благосклонное отношение руководства вам гарантировано. Как показывает опыт региональных компаний, вход в школы для представителей «кислородного» сегмента проще, чем для вендоров, владельцев торговых автоматов со снеками и т. д. В любом случае коммерческий успех в большой степени зависит именно от административного ресурса.

Себестоимость порции коктейля — от 70 копеек до рубля, отпускная цена — 10 рублей, иногда 15. А ежемесячные расходы на стаканчики и пластиковые ложки — от 1 500 до 4 000 рублей, в зависимости от числа потребителей. Взрослая порция — 280 мл, детская — 140–150 мл. Из литровой «банки» порошка-пенообразователя можно приготовить от 80 до 120 порций.

Таким образом, по словам Ильи Альянова, прибыль с одной школы при хорошем раскладе составит около 21 тысячи рублей в месяц, причем комплект оборудования можно задействовать в двух-трех школах или детских садиках сразу, главное — правильно составить расписание.

Вернуть вложения можно уже через полтора-два месяца. Совсем без проблем, конечно, не бывает. Например, в Екатеринбурге городская СЭС, хотя областная «одобрила» этот вид бизнеса, постоянно просит дополнительные справки. Даже несмотря на то, что на оборудование есть сертификат соответствия, а на коктейли — заверенные ТУ.

И все-таки бизнес это понятный, скромный по доходам, но зато — стабильный. Никаких сезонных спадов: погода на потребление кислорода никак не влияет. На время школьных каникул можно подыскать летнюю площадку для бизнеса и торговать кислородом, как мороженым. А еще предпринимателей радует, что «кислородные коктейли в школах — честный и по-настоящему нужный бизнес, который приносит огромную пользу детишкам».

 
Автор статьи: Екатерина Чинарова