Наверное, самым уютным элементом жилища были и остаются книжные полки. Люди любят книгу и потому она бессмертна. Ей предрекали кончину с развитием информационных технологий и совершенствованием носителей информации. Но никакой компакт-диск или компьютер не заменят книгу. Она всегда останется символом мудрости, интеллигентности и домашнего уюта. Поэтому бизнес на книгах вдвойне приятен для человека, любящего книги. О тех, кто не любит книги, говорить не будем. Им в любом бизнесе делать нечего.…

Итак, поговорим о букинистическом бизнесе. Несмотря на свою специфику, он не менее динамичен и прибылен, чем любой другой. К тому же, это идеальный тип бизнеса малых инвестиций и «отсутствующего хозяина». И лучше всего подходит, конечно, тем, кто любит и собирает книги, любит читать и общаться с культурными людьми.

Создание, а главное — прибыльность букинистического магазина требует времени и основательной подготовки. И не столько предпринимателя, сколько клиентов. Ваш магазин должны узнать в округе: как любители книг, так и культурные люди. К вашему гостеприимному сервису должны привыкнуть и стремиться самые капризные покупатели. На это может уйти и год, и два, и три. Зато, после становления на ноги, вы будете владеть бизнесом не подверженным рыночным колебаниям, и с доходом до $40 тыс. ежегодно!

Практика показывает, что букинистический магазин (в идеальном случае) требует потенциального рынка порядка 50 тыс. человек жителей. Так что расположить его желательно в районе интенсивного уличного движения, как можно ближе к школе, институту или университету.

Важно знать и изучать привычки вашего среднего клиента. Войдя в магазин, покупатель начинает осматриваться, чтобы увидеть, какой товар у вас в наличии. Вежливо помогите ему. Если он найдет нужную книгу, то немедленно ее купит. А если и не купит, но почувствует себя уютно и комфортно в вашем магазине, то будет возвращаться сюда при каждом удобном случае.

Очень хорошо, если вы разместитесь вблизи торгового центра или рядом с магазином новых книг. Покупатель, не найдя того, что ему нужно в других книжных или иных магазинах, заглянет и к вам, в букинистический. Хорошо, если в вашем районе много прогуливающейся публики. Она — лучший потенциальный рынок.

Важно изготовить привлекательную вывеску. Повесьте ее под прямым углом к уличному потоку перед магазином. Многие успешно используют вырезанные вручную стильные деревянные вывески, другие — светящиеся вывески с каллиграфической надписью. Проявите фантазию, не поскупитесь на подсветку, установите перед магазином прожекторы и направьте их на вывеску. Это лучше, чем подсвеченные изнутри пластмассовые короба.

Хорошо, когда вся фронтальная часть магазина — витрина. Тогда потенциальный покупатель сразу видит, какие книги у вас есть. Только не делайте ее более чем 1 м в высоту и оставьте побольше места для того, чтобы люди могли увидеть, что находится внутри. Хотя такая витрина необязательна. Достаточно, если прохожие смогут заглянуть внутрь магазина. Иногда начинающий владелец букинистического магазина просит членов своей семьи, родственников и друзей заходить и просматривать его полки — для приманивания покупателей.

Особое внимание уделите интерьеру магазина. Он должен быть «теплым». Можно выбрать стиль красного дерева. Не экономьте на ковровом покрытии. Главное правило: клиенты должны чувствовать себя уютно и комфортно. Сделайте ненавязчивое и уютное освещение, чтобы создать в магазине теплую атмосферу. Можно оклеить стены магазина (от верхнего края книжных полок до потолка) красочными описательными плакатами о путешествиях, выставках, концертах и цветными верхними обложками популярных книг.

Прилавок желательно расположить параллельно одной из стен, чтобы он не мешал входу или выходу из магазина. Книжные полки расположите вдоль каждой стены и поперек задней части магазина. Не ставьте полки выше двух метров. Разбейте их на секции шириной около 1,2 м. Вверху каждой секции поместите надпись, указывающую общую тему книг в этой секции.

Важно правильно создать и расположить внутреннее производственное оборудование. Это стеллажи, столы и вращающиеся полки для книг. Можно предусмотреть для особо ценных экземпляров и остекленные витрины. Стеллажи пусть будут 1,5 х 1,5 м. Разместите их под прямым углом к стенным полкам, и в задней части магазина.

Столы (примерно 1,0 х 1,5 м, высотой 0, 75 м) также установите под прямым углом к стенным полкам, но ближе к входу магазина. Стеллажи и столы (ближе к середине магазина) можно расположить в шахматном порядке: первый в 1 м от стенных полок, второй в 2 м, и так далее. Это позволит большему количеству людей быть увиденными снаружи, и создаст неформальную атмосферу, а это то, что вам нужно. Конечно, такое расположение потребует больше места, но зато увеличится посещаемость магазина.

Старайтесь всеми силами и средствами привлечь людей хотя бы для осмотра книг. Оказывается те, кто остановился просто, чтобы поглядеть и полистать — самые вероятные покупатели. Разрешайте клиентам делать всё, что им заблагорассудится. Пусть берут и листают книги, читают их или просто болтают между собой или с вами. Эти люди — ваши самые лучшие и верные покупатели.

Продумайте режим работы магазина. Его время работы должно согласовываться со временем работы ваших соседей. Постарайтесь открываться на полчаса раньше, чем они. Используйте это время, чтобы привлечь ранних покупателей, пришедших к вашим соседям, но не рассчитавших время. Чтобы скоротать 20–30 минут, они обязательно зайдут в ваш магазин.

Если вы заняты и не можете уделять магазину всё время, если ваш бизнес расширяется, и вы не в состоянии за всем уследить — наймите помощника. Хотя бы на несколько часов: утренних или вечерних. Самое лучшее — домохозяйку или студента на небольшую зарплату.

Подготовьте им перечень всего того, что они должны выполнить в свою смену. Если обязанностей немного, поручите производить расстановку, чистку, сортировку и оценку товара. У вас станет меньше проблем и появится больше прибыли и времени. Не стесняйтесь подробно изложить требования, и предъявить их во время интервью перед принятием на работу.

И, конечно, принимайте на работу только книголюбов. В идеале: общительных, приятных и деловых. Лучший способ найти таких людей — пообщаться с клиентами. Они быстрее других найдут для вас подходящую кандидатуру. Обучайте помощников вашему бизнесу. Пусть они учатся управлять магазином в ваше отсутствие.

Постоянно уделяйте внимание рекламе. И помните, что ваш самый лучший метод рекламы — это чувство уюта, удобства, комфорта, дружелюбия. А если клиентам понравится и цена, то слух о вашем магазине распространится очень быстро и создаст рекламу эффективнее, чем в газетах. Время сделает всё остальное.

Но, конечно, желательно разместить информацию о себе в «желтых страницах», давать объявления в холлах институтов и университетов, школ и училищ, а время от времени — и в местных газетах.

Можно изготовить недорогие флаеры, приглашающие людей обменять книги или просто просмотреть ваш товар. А реклама и распродажа во время праздников особенно эффективны для привлечения новых клиентов в букинистический магазин.

Теперь о товаре. Многие начинающие предприниматели используют собственные собрания книг как первичный запас товара. Можно также начать переговоры с соседями, друзьями и родственниками на предмет пожертвования ими книг.

Полезно пройтись по рынкам и уличным базарам. Ведь вам для начала потребуется иметь в наличии, по крайней мере, 10 тыс. книг, а это немало. Полистайте газеты бесплатных объявлений — они наверняка обеспечат вас большим запасом товара. Да и сами поместите объявление о том, что ищете хорошие б/у книги.

Как назначить закупочную цену? Сначала оцените книгу: сколько вы сможете запросить в букинистическом магазине. Затем вычтите две трети из общей суммы — остаток и будет предлагаемой ценой закупки. Нужно всегда отделять книги, которые обязательно продадутся, от тех, в которых вы сомневаетесь.

Прежде чем стать успешным продавцом, надо стать опытным книжным покупателем. Для этого потребуется некоторое время, но со временем вы сможете быстро «на глаз» определять прибыль от каждой книги.

Внимательно просматривайте страницы каждой книги и убедитесь в хорошем ее состоянии прежде, чем укажете цену. Вы, наверняка, обнаружите, что из 25 предлагаемых книг вы заинтересованы в закупке лишь 10. Но продавцу хочется избавиться от всех книг и немедленно. Прибавьте к покупаемым 10 книгам небольшую разумную сумму и он легко отдаст вам все 25. Их же вы всегда сможете использовать как бонус при распродажах (две книги по цене одной) или, предлагая бесплатную книгу каждому, кто придет в определенные дни.

В магазине должны быть книги, как в мягкой, так и в твердой обложке. За б/у книгу в твердом переплете платите не больше чем 25 % цены новой книги, и покупайте только те, которые обязательно продадутся. За использованную книгу в мягкой обложке платите не более 10 % цены новой книги (и не связывайтесь с сексуально ориентированными книгами).

Изучайте спрос. Не ленитесь посещать библиотеки и книжные магазины. Приглядывайтесь, прислушивайтесь, узнавайте: что люди читают, что покупают или берут по абонементу? Старайтесь пополнять свой запас именно такими книгами.

Если вы любите книги, любите людей, терпеливы, коммуникабельны и приветливы, то у вас всё получится наилучшим образом. Успехов вам!

 
Автор статьи: Роман Боев