Объединение с государственным нефтяным концерном "Роснефть" произойдет без акций "Юганскнефтегаза"

Традиционно неофициальное празднование Нового года в России продолжается почти всю первую половину января. По старому календарю, действующему уже на протяжении веков, 2005 год наступит только в этот четверг. Однако в серых, отгородившихся от чужих глаз офисных башнях "Газпрома", расположенных на окраине Москвы, уже не первый день работа идет полным ходом. Подготовка к объединению газового гиганта с государственным нефтяным концерном "Роснефть" продолжается. До конца января она в значительной степени должна быть завершена. Тогда в конце июня собрание акционеров "Газпрома" одобрит эту сделку.

Недавно появилась информация, что процесс объединения "Газпрома" и "Роснефти" заморожен. Для этого имелись веские причины. "Роснефть" глубоко завязла в авантюрной покупке "Юганскнефтегаза" – стержневого предприятия концерна ЮКОС. Вместе с прежними обязательствами "Роснефть" сейчас имеет отрицательный баланс в размере 11 млрд долларов.

Одна лишь эта ноша, взваленная на себя "Газпромом", может вызвать необратимые процессы. К этому следует присовокупить также все еще открытые юридические вопросы, касающиеся весьма спорных методов, которые государство применяет по отношению к ЮКОСу. Но "Газпрому" после очередного неожиданного поворота, очевидно, больше не следует пугаться этой опасности: "Роснефть" не будет вкладывать акции новоприобретенного "Юганскнефтегаза" в объединившееся предприятие, сообщил министр энергетики Виктор Христенко.

Тем самым "Газпром" и его главный акционер, российское государство, могут снова сконцентрироваться на своей основной стратегической цели. Перед либерализацией фондового рынка Кремль хочет взять под свой контроль большую часть акций "Газпрома" – 50% плюс один голос. Этой цели как раз и служит присоединение концерна "Роснефть", на все 100% принадлежащего государству, стоимость которого оценивается в 8-9 млрд долларов.

Хроническое отсутствие денег

Процесс интеграции достаточно сложен, новые проблемы менеджменту "Газпрома" не нужны. Они и без того имеются, о чем свидетельствует опубликованный недавно предварительный баланс за 2004 год. Концерн является российским монополистом и одновременно – крупнейшим игроком на европейском газовом рынке. Но золотых гор у него нет. Это обусловлено, прежде всего, его основной задачей, которая диктует ему особые правила: "Газпром" должен обеспечивать внутрироссийские поставки газа по ценам значительно более низким, чем на мировом рынке, ниже себестоимости.

В текущем году в этом плане наконец-то что-то должно измениться, считает заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов. "Хотя бы промышленность должна платить за газ больше. Ведь, в конце концов, она реализует произведенную на нашей энергии продукцию по ценам, которые как минимум приближаются к ценам мирового рынка", – говорит он.

Сегодняшние высокие мировые цены на газ в 2004 году опять должным образом не повлияли на доходы "Газпрома". Свои поставки концерн все еще осуществляет на основе долгосрочных договоров, их перезаключение – дело будущего. Какой тогда будет цена на газ, пока сказать трудно.

Существенно возросли налоговые отчисления. Зато, по крайней мере, не нужно опасаться дополнительных налоговых требований, уверен Рязанов. "Газпрому" срочно необходимы деньги на модернизацию своих производственных активов. Кроме того, продолжается рост производственных издержек, поскольку некоторые из месторождений в Восточной Сибири уже почти исчерпаны. Однако менеджменту пришлось сократить первоначально запланированные инвестиционные расходы на 2005 год примерно на 20 млрд долларов (около 40%), поскольку тогда в планах значилась покупка "Юганскнефтегаза". Вероятно, теперь на эту сумму снова можно рассчитывать.

Тем временем продолжаются спекуляции относительно будущего "Юганскнефтегаза". Пока что нефтедобывающее предприятие, по утверждению министра Христенко, будет преобразовано в отдельное акционерное общество со 100-процентным государственным капиталом. В конце прошлого года 20% его акций уже предлагалось китайской государственной нефтяной компании China National Petroleum Corporation. До сих пор официального ответа на это предложение из Пекина не поступило. Зато глава индийской Oil&Natural Gas Corp. с этой недели ведет в Москве переговоры о приобретении 10-15% акций "Юганскнефтегаза".






Постоянная ссылка на статью: