Директор группы независимых консультантов "Платан" Евгений Юхневич признался, что в этом году он как будто и не отдыхал, несмотря на то что уже вернулся из отпуска, проведенного на море. "Я купил книгу "От хорошего к великому" (Jim Collins, "Good to great") - думал, что почитаю ее, пока буду лететь, но в результате, сидя на пляже, целыми днями не мог от нее оторваться", - говорит он. Все прочитанное предприниматель мысленно прикладывал к своему бизнесу и буквально каждые пять минут хватал мобильный телефон, чтобы позвонить к себе в офис в Перми и поделиться новыми идеями с коллегами.
Цитата из "Каникул в Простоквашино" - "Отдыхаю я хорошо, только устаю очень" - прекрасно описывает ситуацию с владельцами небольших компаний, беспокоящимися о состоянии бизнеса, оставленного ими на время отпуска. По данным исследования International Communications Research, проведенного весной этого года в Соединенных Штатах, размер бизнеса напрямую отражает готовность его руководителя сделать передышку и провести пару недель где-нибудь у моря.

В опросе принял участие 781 предприниматель, возглавляющий компанию со штатом менее 100 человек. Большинство респондентов (66% ) сказали, что планируют хотя бы недельный отпуск в этом году. Как отмечают исследователи, это на 15% больше, чем в 2002 г.

Зависимость между размером возглавляемой компании и планами отдохнуть выразилась в том, что среди владельцев больших компаний планируют отдохнуть этим летом 74% , в то время как среди их коллег с меньшим по оборотам бизнесом этот показатель составил лишь 56% , при этом треть из них признались, что постараются совместить отдых с работой. Большинство предпринимателей сильно беспокоятся о том, что будет твориться на работе в их отсутствие.

Первым в "рейтинге беспокойств" стоят мысли о том, что в связи с отсутствием контроля со стороны владельца пришедший клиент не получит должного обслуживания. Об этом, лежа на пляже, думают 24% опрошенных. Вопросы, кто и как будет "воротить" бизнесом вместо них, волнуют 18% ответивших. Примерно такое же количество людей тревожат упущенные возможности сотрудничества.

Директор компании "Каскад" Александр Братко во время становления своего бизнеса не отдыхал в течение четырех лет - с 1993 по 1997 г. По его словам, в то время он не помышлял не только об отпуске, но даже и о выходных. В 1997 г. ему все-таки удалось вырваться и отдохнуть 12 дней, после чего он снова окунулся в работу. Сейчас он уходит в отпуск, только когда чувствует, что это можно сделать, но и на отдыхе не прекращает думать о делах. Александр Братко вспоминает, что во время своей поездки в Крым в 2000 г. он каждый день звонил и спрашивал о том, как идут дела в компании, пока на его мобильном телефоне не закончились деньги. "Отсутствие информации меня напрягает, - говорит он. - Без знания о том, что творится в моей компании, мне сложнее расслабиться - а значит, и отдохнуть".

Страхи предпринимателей настолько сильны, что они готовы в любую минуту прервать отдых и вернуться к делам. Так поступил исполнительный директор компании "Академия Приключений" Максим Громов. "Мне позвонили и сказали, что мы можем упустить крупного клиента, которого вели уже давно", - вспоминает он. Выяснилось, что конкуренты сильно снизили цены, и надо было срочно что-нибудь придумывать. Отдохнув одну неделю из запланированных двух, он бросил все и поехал спасать положение. Для компании все закончилось хорошо, клиент воспользовался именно ее услугами, а Максим Громов остался недоволен своим отпуском и снова поехал на море. "Ту оставшуюся неделю я все же отдохнул, но это был уже не тот отдых: не та погода и не то море", - говорит он.

Страсть постоянно держать руку на пульсе доводит владельцев небольших компаний до курьезных ситуаций. Директор компании "Зеленая улица" Евгений Дремлюга всегда оставляет клиентам номер своего мобильного телефона. Когда он уехал отдыхать в Таиланд, ему позвонил клиент и сказал, что у него есть отличная идея, которую надо срочно обсудить. "Была одна незадача: клиент не учел разницу во времени, а тогда у меня было как раз три часа ночи, и я давно уже спал, - вспоминает Евгений Дремлюга. - Но в результате все равно пришлось продирать глаза и выслушивать ту идею".

Консультанты считают, что предприниматели волнуются за свое детище не из-за гипертрофированного чувства ответственности, а из-за того, что не умеют правильно уходить в отпуск. "Исходя из своего опыта, хочу сказать, что отпуск будет намного менее тревожным, когда он тщательно подготовлен", - говорит генеральный директор "АКСИМА Консалт" Елена Скриптунова. По ее словам, загорая на курорте, она никогда не беспокоится о делах своей компании. Такую точку зрения разделяет и старший партнер компании "Качалов и коллеги" Игорь Качалов. "Если будешь постоянно звонить и узнавать, все ли нормально, то это нельзя будет назвать ни отдыхом, ни работой", - поясняет он.

По мнению консультантов, владельцам небольших компаний надо придерживаться четырех правил, соблюдая которые можно отправляться к морю со спокойной душой:

Не уезжать "завтра".

Под свое отсутствие надо подготовить почву. Начинать лучше за полгода. При этом не стоит главным критерием выбора времени делать "мертвый сезон". Сезон вполне может оказаться "живым", а следовательно, отпуск будет испорчен. Ориентироваться следует на важные дела, которые надо закончить до отъезда и временно забыть о них.

Не уезжать надолго.

Лучше всего дробить отпуск на две части, каждая из которых не превышает 10 дней. Полторы недели - как раз тот срок, за который сотрудники еще не успеют "забыть" о существовании директора, и за это время все-таки можно хорошо отдохнуть.

Назначить и. о.

Лучше всего сделать это письменным приказом, чтобы у людей не было разных представлений относительно того, кто теперь начальник.

Составить список важных дел.

Все, что может взволновать во время отпуска, надо изложить на бумаге и передать новоиспеченному и. о. Делегирование ответственности на короткий срок мало того что избавит от необходимости дистанционного контроля, но и станет небольшим испытанием для возможного преемника. Даже если он недостаточно компетентен, за 10 дней он вряд ли сможет испортить дела фирмы.


Автор статьи: Александр Цакунов