Трудноизлечимая болезнь. Лесть и подхалимство помогают делать карьеру

Джаред Сэндберг

Когда Эрику Старкману, бывшему репортеру Detroit Times, вздумалось выявить редакционных подхалимов, ему оказалось достаточно просто повнимательнее оглядеть редакцию. Тогда их боссом был Роберт Джайлс, внушительного вида мужчина с не менее внушительным журналистским опытом. Ходил он в подтяжках, носил наглухо застегнутые рубашки и очки, которые чаще всего или были сдвинуты на лоб, или висели на шнурке на груди.
Со временем несколько начальников рангом пониже тоже стали появляться на работе в подтяжках, наглухо застегнутых рубашках и с очками, которые они тоже носили не столько на носу, сколько на лбу или на груди. Старкману и его товарищам казалось, что подобное заискивание выглядело ужасно. По его словам, от одного взгляда на этих подхалимов у него буквально сводило скулы.

"Мне не давала покоя мысль, до чего же бессовестными были эти редакторы отделов, - вспоминает Старкман. - Не представляю, как они вообще могли видеть свое отражение в зеркале - я уж не говорю об их обновленном гардеробе".

Лесть и подхалимство - едва ли не самая трудноизлечимая болезнь, создающая немало проблем в корпоративной культуре. Из-за подхалимов портится психологическая обстановка в коллективе, система, при которой растут наиболее способные и трудолюбивые, начинает стремительно разрушаться, а счастливые руководители напрочь утрачивают способность к самокритике.

Причем некоторые из завороженных подчиненными-подхалимами нередко и не подозревают, что ими попросту манипулируют, а тем временем льстивые персонажи успешно и без лишних проволочек продвигаются по карьерной лестнице.

В лучшем случае подхалимаж - это просто противно, в худшем - приводит к катастрофическим последствиям для всей компании. "Интересный вопрос: сколько народу знало о нарушениях в Enron, Tyco или в WorldCom? " - говорит Марк Фейген, основатель компании Katzenbach Partners, специализирующейся на управленческом консультировании. По мнению Фейгена, эти бухгалтерские скандалы стали возможны в первую очередь благодаря многочисленным подхалимам, которые не желали в какой-то момент сказать: "А король-то голый! " Проблема еще и в том, что лесть оказывается на редкость действенным средством карьерного роста. Генеральному директору хедхантинговой компании Stascom Technologies Харви Бассу хватило мужества рассказать, как в молодости он выслуживался перед начальством.

По его словам, он всегда стремился угодить и следовал за своим боссом словно тень. Задания он неизменно выполнял на несколько дней раньше установленного срока, при этом не упускал случая сообщить начальнику, что работал даже в выходные. Он засыпал своего босса комплиментами по поводу его гардероба и сам копировал его стиль. Как и "дорогой начальник", Басс стал интересоваться политикой и теми же видами спорта, что и он.

Причем теперь, став руководителем, Басс признается, что подхалимам у него живется легче. Правда, умелым подхалимам. Басс терпеть не может грубой лести, а вот когда сотрудник рассказывает ему, как много пришлось работать, это ему нравится.

Редкий руководитель умеет распознать лесть и не выделять подхалима. Один из таких боссов - Стенли Херст, возглавляющий собственное агентство по подбору руководящих кадров. Херст вспоминает, что был у него один сотрудник, который не мог нахвалиться на своего руководителя. Причем делал это вслух и изливал свои восторги непосредственно любимому начальнику.

"Тогда я попался на крючок, и от этого пострадала работа", - рассказывает Херст. Подхалим получал повышения по службе в обход других сотрудников, для него создавались исключительные условия, ему выплачивали более солидные бонусы, чем остальным, - и в коллективе к нему стали относиться с презрением.

Причем любопытно, что Херст попался на удочку, хотя прекрасно знал, что такое явление существует, и сам испытывал отвращение, глядя, как на лесть подхалимов клюют другие. "Каждому начальнику нравится, когда его любят. Это как грибок: он возникает с маленького пятнышка и начинает расти, - говорит он. - Однако больше я в такие ловушки не попадаю".

Как бороться с подхалимами? Во-первых, следует помнить, что это нелегко. По мнению психолога Дори Холландер, можно попробовать в разговоре с боссом осторожно оспорить верность идей, выдвигаемых коллегой-подхалимом. При этом следует выглядеть совершенно неэмоциональным, трезвым реалистом. Правда, это может оказаться рискованным. "Руководители, как правило, начинают злиться, - говорит Холландер. - Они наотрез отказываются видеть недостатки своего любимчика". (WSJ, Екатерина Кудашкина)