Исследования показали, что люди доверяют упаковкам и собственному суждению больше, чем когда-либо они доверяли продавцам. А значит, роль упаковки в продаже товара и, как следствие, в извлечении прибыли нельзя недооценивать.

Западные ученые обратили внимание на интересный факт:  люди, находясь среди изобилия продуктов, впадают в некое подобие транса. Парадокс заключается в том, что оформление упаковки приобретает смысл именно из-за этого зрительного перенапряжения.  Тот факт, что человек не смотрит на упаковку, еще не означает, что он ее не видит. За полчаса пребывания в супермаркете взгляд успевает охватить более 2000 различных упаковок, и задача каждой из них привлечь внимание. Домохозяйка затрачивает в среднем 20 с на осмотр конкретного товара. Следовательно, хорошая упаковка должна внезапно остановить ее взгляд. Самый сильный отклик вызывает цвет. При выборе товара один или два цвета, например, красный и желтый, действуют, как "магнит". Это подтверждают и другие психологи, которые считают, что внимание женщин быстрее привлекает упаковка красного цвета, внимание мужчин - синего. Один из специалистов по проектированию упаковки объяснил это явление неожиданно: большинство женщин оставляют очки дома или не носят их в общественных местах, и упаковка должна преодолеть барьер расплывчатости в их глазах.

Существуют определенные закономерности выбора цвета не только в зависимости от половой принадлежности, но и от возраста, социального положения, темперамента и даже географического положения.

Так, в журнале "Свой бизнес" приводились интересные результаты исследований цветовых предпочтений потребителей, проведенных Бирюлевским мясоперерабатывающим комбинатом: "В разных регионах лидерами становятся продукты в упаковке разного цвета. Например, на юге лучше всего продаются товары в красной и желтой упаковке, в Москве - в красной и зеленой, а в небольших малонаселенных городах - в синей упаковке".
В результате многочисленных исследований было замечено, что в деревнях с количеством населения менее 2000 человек фиолетовый цвет (внушаемость) ставится на первое место на 4% чаще, что напоминает цветовой выбор низших слоев населения и детей. Среди жителей больших городов развитое самоутверждение и соперничество на 4% повышают предпочтение к зеленому цвету и отклонение коричневого (желание выделиться на фоне коллектива).

Также наблюдается определенная связь между цветовыми предпочтениями и социальным положением. В большинстве западных стран яркие, чистые цвета любят дети и бедняки. Люди состоятельные и просвещенные предпочитают бледные тона и оттенки, как будто способность к более тонкому восприятию сопровождается понижением сенсорной чувствительности.

И наконец о  связи выбора определенного цвета и возраста. Дети младшего возраста чаще всего обращают внимание на красный цвет.  Первые три цвета предпочтения у детей располагаются в такой последовательности: красный, синий, желтый, а блеклые цвета категорически отвергаются. Молодежь в возрасте до 20 лет на восьмицветовой таблице ставит красный цвет как на первое, так и на второе место на 6% чаще, чем взрослые. Люди в возрасте от 20 до 29 лет красный ставят на первое место на 4% чаще, чем люди среднего возраста. Люди от 60 до 70 лет ставят красный цвет на первое место на 6% реже. Одновременно они на 3% чаще отдают предпочтение синему (стремление к покою) и на 5% отвергают, прежде всего, желтый (озабоченность).

И тем не менее, несмотря на кажущееся разнообразие предпочтений потребителей, в результате многочисленных исследований найдены закономерности воздействия цвета в целях привлечения внимания.

Но даже без подробного рассмотрения этих вопросов, на основе зафиксированных закономерностей, можно установить некоторые особенности выбора для конкретной упаковки соответствующей цветовой гаммы и привести некоторые практические советы:


• для привлечения внимания предпочтение следует отдавать чистым основным цветам, а не смешанным;
• быстрее обращают на себя внимание светлые, чистые цвета;
• по силе, с какой цвета привлекают внимание, их можно расположить в следующей последовательности: оранжевый, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый;
• при естественном освещении более выразительными оказываются теплые цвета (желтый, оранжевый, красный), чем холодные (зеленый, синий, фиолетовый);
• цвет обладает свойством оптически увеличивать или уменьшать предметы: светлые оттенки зрительно увеличивают предмет, темные уменьшают. Это свойство обусловлено яркостью цвета. Желтый цвет всегда воздействует как наиболее яркий, затем следует белый, за ним красный, зеленый, синий и черный.
• Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот, удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу.
• Воздействие цвета в значительной степени зависит от: большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления, откуда, воздействует цвет. Цвет, расположенный по вертикали воспринимается легким, диагональ - динамика, горизонталь - устойчивость. Напряжение цвета внизу - композиция естественная и устойчивая. Вверху - неестественность положения, высокое давление. С какого-либо края - неустойчивость композиции.
• Цвет, представленный кругом, увеличивает плоскость и создает движение вперед; впечатление усиливается, если это желтый, красный или оранжевый круг. Квадрат, окрашенный в холодные тона, наоборот, создает впечатление вогнутости и сжатия.
• Концентрация активного цвета в правом верхнем углу активизирует композицию, все увеличивается в размере. Напротив же, акцент в нижнем левом углу создает иллюзию пассивности и зрительное сжатие, движение назад.
• Если на какой-либо поверхности внизу даны темные цвета, а наверху светлые, то такое решение производит стабильное впечатление.  Светлые тона внизу  создают  впечатление неустойчивости. (М.Платонова.  "Воздействие цвета на человека и его психику").


Необходимо учитывать, насколько цвет поддается идентификации. Легче других цветов опознается красный, затем следуют зеленый, желтый и белый. Среди основных цветов наибольшую трудность распознавания представляют синий и фиолетовый. На этой закономерности идентификации базируется подбор цветов сигнализации на транспорте.

Цвет подписей на потребительской упаковке должен соответствовать всей комбинации цветов, но не ухудшать возможность прочтения.

Наиболее удачным специалисты по упаковке считают использование на желтом фоне красного цвета и на белом красного, зеленого, синего и черного. Все указанные сочетания цветов служат для привлечения внимания, но наиболее различимым является сочетание красного и желтого цветов. Красный - наиболее агрессивный среди остальных цветов, наиболее блестящий, яркий.
Белый цвет используется в основном как фон, усиливающий чистоту и выразительность другого цвета. Сам по себе белый цвет нейтрален, невыразителен, не схватывается глазом и не привлекает внимания, как цвет хроматической гаммы.

Светлые изображения на темном фоне оптически увеличиваются, темные на светлом - уменьшаются, но воздействуют массивнее, полнее и заметнее.
Оранжевый цвет на красном фоне кажется более желтым, чем на желтом фоне, где он переходит в красный цвет. Сине-зеленый цвет на зеленом фоне выглядит более синим, чем тот же цвет на синем фоне, где он переходит в зеленый.

И в заключение несколько слов о цветовых ассоциациях в рекламе, по мнению известного рекламиста Уолтера Мэргелайза. 


 
КРАСНЫЙ
Символ крови и огня. Приближается к голубому по степени популярности, но более продуктивен. Самый горячий цвет с высокой способностью призыва к действию.
КОРИЧНЕВЫЙ
Еще один мужской цвет, ассоциируемый со зрелостью, возрастом, лесами, землей, теплом и комфортом - сущностью мужественности. Может способствовать продаже любого товара.
ЖЕЛТЫЙ
Броский, особенно в сочетании с черным, физиологически оправдан для применения на  упаковках продуктов из зерна, лимонов  и цитрусовых.
ЗЕЛЕНЫЙ
Символ здоровья и свежести, часто используется на упаковках табачных изделий, особенно с содержанием ментола.
СИНИЙ
Самый холодный и наиболее привлекательный цвет. Эффективен при использовании в упаковках замороженных продуктов (впечатление холода и льда), в более светлых тонах создает впечатление "приятности".
ЧЕРНЫЙ
Передает ощущение сложности, высокой технологичности. Используется для передачи впечатления высокой стоимости. Хорош в качестве фона и обрамления для других цветов.
ОРАНЖЕВЫЙ
Самый "съедобный", особенно в оттенках близких к коричневому, напоминает об осени и вкусных вещах.

 
Автор статьи: Никитина Татьяна