Крупнейшие медиакорпорации мира

В прошлом году впервые после трехлетнего спада был зафиксирован рост мирового медиарынка и индустрии развлечений. Всю индустрию в целом в прошлом году аналитики PricewaterhouseCoopers оценили в 1,2 трлн долл. К 2008г., согласно прогнозам, ее оборот вырастет до 1,7 трлн долл. (в среднем 5,7% роста ежегодно), причем наибольший рост ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе - по 9,8% в год.

Волна слияний крупных корпораций, охватившая едва ли не все отрасли мировой промышленности, относительно недавно докатилась до медиарынка. Несколько лет назад американские America Online и TimeWarner осуществили гигантскую по объемам сделку по слиянию, в Европе их примеру последовала французская Vivendi, поглотившая американскую Universal Group. Каждая из этих сделок была призвана коренным образом изменить не только сами компании, но и расстановку сил в мировом медиа-бизнесе.

В настоящий момент практически весь мировой медийный рынок контролируется всего несколькими компаниями, главным образом, основанными в США. Из общего числа выделяются 8 компаний с годовым оборотом не менее 15 млрд долл., 5 из них – американские. Стоит отметить тот факт, что доходы медиакорпораций в последние 10-15 лет растут как на дрожжах (так, Disney и Time Warner за это время увеличили свои доходы более чем в 4 раза). Постоянно появляются компании, показывающие еще более впечатляющий рост финансовых показателей, например, Comcast Corporation, оборот которой всего за год вырос более чем в два раза – с 8 млрд долл. до 18 млрд долл., и которая совсем недавно примерялась к покупке другого медиа-гиганта Disney Corporation.

Позади этих фирм - второй ряд приблизительно из трех-четырех десятков фирм, годовой оборот которых составляет от 1 млрд долл. до 10 млрд долл. Для большинства этих компаний характерна специализация в какой-либо одной отрасли медиарынка – в издательстве, телевидении, интернете. Тем не менее, многие из них имеют совместные предприятия с компаниями из первой восьмерки, что, с одной стороны, повышает конкурентноспособность компаний второго эшелона, а с другой, дает возможность медиагигантам продвигать свою продукцию на национальных рынках.

На мировом рынке в последнее время наметилась тенденция к уменьшению доходов от рекламы. Аналитики Veronis Suhler Stevenson подсчитали, что в прошлом году доходы, полученные американскими медийными компаниями от своих абонентов, выросли на 6,5% и составили 178,4 млрд долл., в то время как доходы от рекламы выросли всего на 3,2%, составив 175,8 млрд долл. На первое место доходы от абонентской платы вышли благодаря стабильному ежегодному росту с 1998 года (в среднем на 7,9%). Увеличивающаяся популярность цифровых и интерактивных технологий обеспечит устойчивый рост и в ближайшие годы. По мнению экспертов банка, рост "нерекламных" доходов медийной индустрии говорит о том, что потребители предпочитают платить за узкотематический информационный и развлекательный контент и отказываются от зависящих от рекламных поступлений СМИ, ориентированных на более широкую аудиторию.

Российский медийный рынок, заработавший в прошлом году на рекламе 2,63 млрд долл., в ближайшие годы по-прежнему будет зависеть в основном от рекламодателей. "В России ситуация с платным телевидением, прежде всего с тематическими каналами, кардинально отличается от той, что сложилась в США, - говорит гендиректор Национальной ассоциации телерадиовещателей Андрей Сафронов. - В Москве работает 16 каналов, и все они по большому счету направлены на одну и ту же аудиторию, перетягивая ее другу друга. Диверсификация рынка, развитие тематических, нишевых каналов у нас пока в зачаточном состоянии, так что рассчитывать на то, что денег от подписки можно будет собирать столько же, сколько от рекламы, пока преждевременно.

Тем не менее, отечественный медиарынок считается самым динамичным среди регионов Восточной Европы, Среднего Востока и Африки, которому эксперты PricewaterhouseCoopers предрекают рост в 5,5% в год (с 420 млрд долл. до 549 млрд долл.). Оценки общего объема российского рынка ни в прошлом году, ни к 2008 г. в докладе не содержится. Однако, если сложить показатели по основным сегментам, получится, что в 2003 г. объем российского рынка медиа и развлечений составлял 6,5 млрд долл. (с учетом затрат на доступ в Интернет, книгоиздание и т. д.), а к 2008 г. приблизится к 10 млрд долл.

Крупнейшие медиакорпорации мира

Компания

Страна

Выручка, 2003г., млн$

Выручка, 2002г., млн$

Выручка, I пол. 2004г., млн$

1 TimeWarner США 39 565 37 314 10 769
2 Vivendi Universal Франция 30 949 34 117 13 843
3 News Corp. Австралия 29 913 29 014 10 723
4 Disney Corp. США 27 061 25 329 15 739
5 Viacom США 26 585 24 605 13 614
6 Sony Япония 20 159 н/д 3 448
7 Comcast Corporation США 18 348 8 102 н/д
8 Bertelsmann ФРГ 16 801 18 312 9 844
9 DirecTV США 10 121 8 863 5 136
10 Lagardere Group Франция 9 719 9 904 4 931
11 Thomson Канада 7 606 7 444 3 548
12 Gannett США 6 830 6 330 3 608
13 The BBC Великобритания 6 630 6 314  
14 NHK Япония 6 153 6 106 н/д
15 Cox Communications США 5 759 5 039 3 136
16 Reuters Великобритания 5 705 6 380 н/д
17 Tribune Co. США 5 595 5 384 2 828
18 The McGraw-Hill Companies США 4 828 4 640 2 142
19 VNU Нидерланды 4 711 5 187 2 228
20 Cablevision Systems США 4 177 3 802 2 400
21 Wolters Kluwer Нидерланды 4 170 4 727 н/д
22 Fuji Television Япония 3 895 н/д н/д
23 Mediaset Италия 3 727 2 811 2 202
24 New York times co. США 3 227 3 079 1 626
25 Knight Ridder США 2 945 2 927 1 472
26 Washington Post США 2 839 2 584 1 577
27 RCS Editori Spa Италия 2 716 2 687 1 472
28 The Reader's Digest США 2 388 2 369 н/д
29 Tokyo Broadcasting System Япония 2 346 н/д 2 338
30 Havas Франция 1 997 н/д 911