Сегодня, чтобы купить иномарку, приходится записываться в очередь и ждать не менее месяца. А на популярные модели в листе ожидания можно простоять и до полугода. И дело здесь не только в возросших доходах наших граждан. Автомобильный дефицит вернулся в страну благодаря расцвету автокредитования.

Судя по цифрам банковской статистики, скоро россияне вообще перестанут покупать машины целиком за собственные средства. Вот какие данные приводит один из основных игроков этого рынка — Международный московский банк. "За первые 7 месяцев 2006 года портфель автокредитов вырос на 16% и достиг $394 млн. В сравнении с прошлым годом объемы выданных кредитов выросли еще больше: почти в 2,5 раза, — рассказывает генеральный управляющий по розничным продуктам и услугам ММБ Алексей Аксенов. — Так, в период с января по август 2005 года Международный московский банк выдал автокредитов на $106 млн (почти 7 тыс. кредитов), а в этом году за тот же срок эта цифра составила уже $250 млн (более 16 тыс. кредитов)". Еще один лидер — Райффайзенбанк в этом году выдал автокредитов более чем на 2 млрд руб. и на $102 млн.

В этом году активно наращивают портфели автокредитования не только иностранные, но и российские банки. Так, Транскапиталбанк увеличил портфель в 7 раз, Абсолют-банк — в 9,5 раза. В Юниаструм Банке число автокредитов выросло в 3,7 раза. Альфа-банк выдал свыше 5000 автокредитов на сумму более $60 млн. МДМ-Банк — 25500 кредитов за полгода. В Промсвязьбанке прирост портфеля — свыше 1,8 млрд руб., в "Возрождении" — более 140 млн руб. "Число выданных кредитов выросло на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом в стоимостном выражении выдача за первое полугодие 2006 года выросла более чем в два раза, — сообщает замначальника управления департамента розничного бизнеса Собинбанка Сергей Костюков. — Банк изменил условия по основным программам, изменены условия кредитования покупателей подержанных иностранных автомобилей, мы провели рекламную кампанию программы беспроцентной рассрочки. Всё это повлияло и влияет на рост портфеля автокредитов банка".

Что же стоит за этими цифрами? "Известия" попросили банкиров раскрыть тайны своих портфелей автокредитования. И вот что удалось выяснить.

Автозаемщик переходит на рубли

На сегодняшний день в Москве и Петербурге преобладают кредиты в долларах. "Возрождение" добавляет к ним и Калининград. В остальных регионах наибольшим спросом пользуются рублевые автокредиты. Однако, по свидетельству банкиров, сейчас стал расти спрос на кредиты в рублях и в столицах. "Если на начало года доля кредитов в долларах составляла 98% нашего портфеля, то сегодня эта цифра снизилась до 90%", — отмечают в Абсолют-банке. В многофилиальных банках перекос в пользу доллара менее заметен. Например, в "Возрождении" на долю валютных автокредитов к началу августа приходилось 49% кредитов, рублевых — 51% (на начало года — 41 и 59% соответственно). В Промсвязьбанке в начале года отмечали перевес в пользу валютных кредитов — 54,5%, а сейчас перевес на стороне рублевых — 61,9% против 38,1. Такая же картина и в МДМ-Банке: 62,1% (рублевые кредиты) против 37,9% (валютные) на начало года, а на 1 июля уже 73,6% против 26,4% соответственно.

"Валютная структура портфеля автокредитов зависит во многом от регионов. В Москве большая часть кредитов выдана в долларах. Это связано с тем, что в Москве часто зарплаты привязаны к доллару, у москвичей есть возможность подтвердить свой доход, и они могут позволить себе приобретение в кредит более дорогого автомобиля на более длительный срок", — объясняет руководитель по маркетингу блока "автокредитование" Альфа-банка Елена Крымова. По словам Сергея Костюкова из Собинбанка, сейчас рублевые кредиты предпочитают в основном покупатели отечественных автомобилей. "Если смотреть в разрезе специальностей заемщиков рублевых кредитов, то это служащие и рядовые специалисты коммерческих структур и государственных учреждений, рабочие различных специальностей и квалификации со стабильным окладом в рублях РФ и соответственно им проще ориентироваться на рублевую сумму аннуитета", — отмечает он.

Гулять так гулять

Наши автолюбители предпочитают кредитоваться на максимально возможный срок. Сейчас это, как правило, 5 лет. "Учитывая, что банк никоим образом не ограничивает заемщика в досрочном погашении предоставленного кредита и ставка по кредиту на новый автомобиль в классической программе банка не зависит от срока, совершенно естественно, что клиенты выбирают максимальный срок кредита, поскольку в данном случае бремя выплаты по кредиту относительно доходов заемщика будет минимальным, — объясняют в Собинбанке. — Поэтому на данный момент около 60% портфеля составляют кредиты со сроком от 36 месяцев. Более короткие сроки предпочитают клиенты банка по беспроцентной рассрочке, которых интересует краткосрочное финансирование с минимальными затратами".

Тенденцию увеличения срока автокредита подтверждают и другие банкиры. "Год назад максимальный срок кредита в долларах, который мы предлагали, составлял 4 года, — рассказывают в Абсолют-банке. — В этом году мы увеличили срок кредитования до 5 лет, соответственно, доля кредитов сроком на 4 года постепенно сокращается и на данный момент составляет12% портфеля, 88% портфеля составляют кредиты сроком на 5 лет". А в Промсвязьбанке приводят такие цифры: доля автокредитов сроком до года в 2006 г. оставалась неизменной — около 1%; доля автокредитов сроком до трех лет с начала года увеличилась с 12% до 45%; доля кредитов сроком до 5 лет уменьшилась с 86% до 54%.

Аппетиты растут

Анализ банковских портфелей показывает, что чаще всего россияне занимают на покупку машин от 10 до 20 тыс. долларов. Как правило, кредиты до $10 тыс. составляют около 10% портфеля, от 10 до $20 тыс. — 30—50%, на кредиты от 20 до $30 тыс. приходится 20—30% портфеля, на займы свыше $30 тыс. — 10%. Средняя сумма автокредита в Собинбанке — $10—11 тыс., в Абсолют-банке — $22 тыс., в Промсвязьбанке — $20—23 тыс., в Альфа-банке — $12 тыс., в "Возрождении" — около $20 тыс., в Юниаструм Банке и ММБ — почти $15—16 тыс., в Райффайзенбанке — чуть выше $18 тыс., в МДМ-Банке — $12,5 тыс.

Среди заметных изменений Ольга Банных, начальник департамента кредитования инвестиционных программ Транскапиталбанка, назвала тенденцию к покупке машин стоимостью свыше $30 тыс. "Если рассматривать рынок кредитования новых автомобилей, то налицо две тенденции — это высокий спрос на недорогие автомобили стоимостью до $20 тыс. и на дорогие автомобили премиум-класса", — добавляет начальник управления маркетинга и развития банковских продуктов для физических лиц Райффайзенбанка Наталья Алымова.

Предпочитаем иномарки

"Наши клиенты фактически не испытывают интереса к покупке автомобилей отечественного производства", — честно признаются в Транскапиталбанке. Например, в "Возрождении" только 8% займов выдано на покупку отечественных машин. Примерно такой же порядок цифр и в Абсолют-банке. "Российские авто сейчас составляют 10% портфеля, между тем с начала года их доля в портфеле выросла вдвое", — отмечают там.

Но есть банки, активно кредитующие покупку отечественных авто. Например, Собинбанк, Юниаструм Банк, у которых на долю отечественных машин приходится около 40% кредитов. "Это обусловлено активным взаимодействием банка с крупнейшими сетевыми дилерами отечественных автопроизводителей", — объясняют в Собинбанке.

В Бинбанке также высока доля кредитов на российские авто — 30%. Однако, по словам Олега Соколова, директора департамента розничного кредитования Бинбанка, с начала года наблюдается рост спроса на иномарки и, соответственно, падение интереса к отечественным машинам, приобретаемым в кредит.

Мода на новое

Основу банковских портфелей составляют кредиты на новые машины. Например, в Абсолют Банке на такие займы приходиться 95% портфеля, в Промсвязьбанке — более 50%. Однако в последнее время банкиры стали активно развивать кредитование подержанных машин. "Связано это с увеличением предложения в данном сегменте: на рынок поступает все больше автомобилей, приобретенных у официальных дилеров в период активного роста продаж новых иномарок в 2003—2005 гг.", — поясняют в Собинбанке.

Также банкиры отмечают рост интереса заемщиков к специальным программам: trade-in (зачет стоимости старой машины), buy-back (кредит с отсрочкой погашения или обратным выкупом), беспроцентная рассрочка. Программа "автомобиль в рассрочку" сейчас очень популярна среди заемщиков Собинбанка. В Абсолют Банке самая высокая динамика привлечения клиентов по кредиту без первоначального взноса. Заемщики Промсвязьбанка предпочитают автокредит без обязательного оформления "КАСКО".

По мнению банкиров, в будущем именно эти программы, а также совместные проекты банков и производителей автомобилей (со сниженными ставками кредитования, без комиссий и уменьшенными страховыми тарифами) обеспечат приток автозаемщиков и дальнейший рост портфеля автокредитов.

Самые популярные автокредиты

"Известия" попросили банкиров дать прогноз развития рынка автокредитования. По мнению специалистов, хитом 2006 года станут специальные программы, в том числе и buy-back (обратный выкуп), и, конечно, рублевые кредиты на длинные сроки.

По мнению банкиров, основные тенденции развития рынка автокредитования таковы: продолжится рост доли рублевых кредитов и кредитов с низким или нулевым первым взносом, также ожидается увеличение сроков кредитования. Так считает генеральный управляющий по розничным услугам и продуктам ММБ Алексей Аксенов. По его мнению, останутся популярными специальные кредитные программы, которые совместно предлагают банк, автопроизводители и автосалоны и — часто — страховые компании. Условия таких программ, по словам банкира, как правило, гораздо выгоднее стандартных условий кредитования: ниже процентная ставка, меньше требований к заемщику, ниже первый взнос, дешевле стоит страховка. "Большое количество специальных программ позволяет удовлетворить практически любое желание клиента. Это похоже на супермаркет: пришел и выбрал то, что подходит именно тебе", — отмечает Алексей Аксенов. Уже сейчас в ММБ примерно 75—80% продаж автокредитов приходится на долю специальных программ. И в будущем такие программы продолжат набирать популярность.

И в Райффайзенбанке считают, что спрос на рублевые кредиты (особенно если продолжается укрепление рубля по отношению к доллару) будет сохраняться и расти. "Это в принципе отражает тенденцию рынка: рубль укрепляется и валютные продукты немного теряют на этом фоне привлекательность для клиента", — поясняет свой прогноз начальник управления маркетинга и развития банковских продуктов для физических лиц Наталья Алымова. В Абсолют-банке дальнейший рост доли рублевых кредитов связывают с ожидаемым активным выходом банков на региональные рынки.

"Можно прогнозировать продолжение роста спроса на новые автомобили иностранного производства в связи с повышением доходов населения. Востребуемые сроки кредита будут смещаться в сторону длинных займов, которые позволят клиенту приобрести более дорогой автомобиль, — полагает директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов. — На фоне укрепления рубля в Москве более активно будут оформляться долларовые кредиты, в то время как в регионах по-прежнему предпочтение будет отдаваться рублевым кредитам". Кроме того, по его мнению, будет плавно сокращаться доля продаваемых в кредит подержанных иномарок, на что окажет влияние строительство ведущими иностранными автопроизводителями своих заводов в России.

Промсвязьбанк также ожидает к концу года увеличения доли портфеля по рублевым кредитам. "Распределение долей портфеля по срокам кредитования сохраняется: большинство кредитов планируется предоставлять на срок до 5 лет (около 50%) и до 3 лет (около 40%), — отмечает директор розничных продаж Лидия Герцена. — Средняя планируемая сумма кредита — от 18 до 23 тысяч долларов. Наибольшие продажи прогнозируются по специальным программам банка (кредитование с процентной ставкой 9% годовых в иностранной валюте и кредитование без страховки)".

А хитом сезона, похоже, станет программа buy-back. По крайнем мере на нее уже "ставят" в ММБ , Райффайзенбанке и других банках. "Buy-back — это кредит с возможностью отложить погашение до 55% от суммы кредита до конца срока кредитования. Данная программа позволяет на протяжении всего срока кредита, за исключением последнего месяца, вносить ежемесячные платежи меньшего размера по сравнению со стандартными условиями автокредитования, — объясняют в ММБ. — По окончании срока кредита заемщику необходимо погасить кредит, оплатив остаток основного долга из собственных средств или с помощью нового кредита. Кроме того, клиент может продать кредитный автомобиль дилеру, погасить кредит, а оставшиеся от продажи автомобиля деньги использовать в качестве взноса для покупки новой машины". В банке ожидают, что эта услуга будет пользоваться наибольшим спросом у заемщиков, берущих кредит на дорогие автомобили.

По мнению начальника отдела маркетинговых программ НОМОС-банка Михаила Куваева, рынок автокредитования станет более "цивилизованным". "Одно из главных отличий рынка автокредитования в нашей стране от финансовых рынков развитых стран заключается в том, что за рубежом клиент выбирает сначала банк, а уже потом автосалон, где он предпочитает купить автомобиль, — говорит он. — Такая же тенденция появляется и в нашей стране, когда банк становится партнером клиента не только по удовлетворению его потребностей в автокредитовании, но и по предоставлению всего спектра банковских услуг".

"В будущем банки будут стараться улучшить условия по программам кредитования автомобилей. Предлагать более низкие ставки, более длительные сроки, кредиты на большие суммы", — заключает руководитель по маркетингу блока "Автокредитование" Альфа-банка Елена Крымова.

 
Автор статьи: Ольга Заславская izvestia.ru