Госдума одобрила в первом чтении президентский пакет законопроектов о работе судебных приставов. Как говорят депутаты, документы направлены на то, чтобы сделать службу приставов более эффективной. Одно из наиболее заметных нововведений - арест имущества тех, кто не возвращает потребительских кредитов, не выплачивает алиментов или задерживает зарплату своим сотрудникам.

Председатель Госдумы Борис Грызлов так оценил этот закон: «Теперь суд может наложить арест на имущество должника, более того, документ впервые предусматривает арест ценных бумаг. Однако в целом изменений не так уж много».

В унисон со спикером выразился и представлявший законопроект в нижней палате директор Федеральной службы судебных приставов Николай Винниченко: «Коренной ломки системы не произойдет. Нововведение призвано устранить существующие пробелы и коллизии». Тем не менее эти поправки могут реально повлиять на жизнь среднестатистического гражданина, который все чаще и охотнее пользуется банковскими кредитами.

 

Всевидящее око пристава

Одобренные депутатами коррективы уже активно обсуждаются в банковском сообществе. Дело в том, что теперь судебный пристав будет вправе запрашивать у налоговых органов, банков и Федеральной регистрационной службы (ФРС) гораздо больше информации, чем раньше. Это сведения о банковских реквизитах: сколько денег и в какой валюте находится на счете и во вкладах, откуда они поступили и куда переводились. Одним словом, это данные не только в пределах соответствующей задолженности, а гораздо шире. Плюс судебный пристав может потребовать у нотариусов, налоговиков и сотрудников ФРС информацию об имуществе того или иного гражданина. И эти данные должны быть представлены в течение трех дней. А налоговые органы будут обязаны сообщать об открытии новых банковских счетов.

По новому скорректированному закону срок исполнения составляет два месяца (отдельно оговариваются ситуации, которые не включаются в этот срок), однако и по истечении двух месяцев приставы смогут продолжать исполнительное производство. А главный судебный пристав России получит возможность передавать исполнительное производство из одного территориального органа в другой. Таким образом, должник после решения суда не сможет ни спрятаться, ни скрыться.

 

Неисполнение вердиктов

По данным разработчиков документов, федеральные законы об исполнительном производстве и судебных приставах, принятые в 1997 году, обеспечивают исполнение лишь 60-70% судебных решений. Все остальные вердикты выносятся вхолостую. Во многом это происходит из-за невозможности распродать имущество должника всего за два предусмотренных старым законом месяца, не снижая при этом его стоимости.

Поэтому нынешний закон регламентирует оценку имущества должника и реализацию его на торгах. Для этого авторы документа предлагают сначала при помощи судебного пристава-исполнителя оценить собственность по рыночной стоимости и только затем распродать имущество на торгах. Если в течение месяца недвижимость, ценные бумаги или имущественные права никто не приобретет, их стоимость будет понижена на 15 %. Если и после этого лот не будет распродан, имущество передадут взыскателю. При этом его стоимость уменьшится на 25 % от первоначальной.

 

Приставы станут моложе и менее образованны

Изменения предусмотрены и для самой службы судебных приставов. Закон вводит новую категорию таковых: приставы-дознаватели. Согласно действующему УПК функции дознания (то есть облегченного и ограниченного одним месяцем предварительного следствия) могут исполнять только высокопоставленные сотрудники - от главного судебного пристава РФ до старших судебных приставов. Теперь круг дознавателей расширится.

Кроме того, для приставов снижен возрастной порог, и заниматься принудительным исполнением судебных решений, взыскивать алименты и арестовывать имущество должников по зарплатам смогут юноши и девушки, достигшие 18 лет. «Такое решение вполне ожидаемо, сегодня дел у приставов невпроворот. В производстве сейчас находится 27 млн дел. Они касаются 45 млн человек», - заявил председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству и Владимир Плигин. По его мнению, должны быть понижены требования и к образовательному цензу для приставов: депутат считает, что им достаточно иметь хотя бы среднее образование.

 

Конституционное право или прозрачность оценки имущества

Смысл и цели закона не вызвали особых возражений у депутатов. Только часть из них сомневается, что предполагаемые изменения смогут быстро укорениться. Независимый депутат Сергей Попов заявил, что срок вступления базового закона в силу - 10 дней после официального опубликования - слишком мал, чтобы приставы успели подготовиться к таким масштабным изменениям в их работе. Иного рода опасения в адвокатской среде. Юристы полагают, что законопроект может привести к нарушению конституционных прав граждан. «Должниками может быть названа очень широкая категория лиц. Это и те, кто не отдал кредит банкам, и те, кто не выплатил зарплату своим сотрудникам или задолжал алименты бывшим супругам. Говоря о том, что тайна банковского счета может быть открыта по отношению к каждому, парламентарии нарушают конституционные права россиян», - заявил «Газете» адвокат Владимир Левин.

А его коллега Юрий Добронравов считает, что единственная действенная мера, которая могла бы решить проблему возврата долгов, - это наложение реального ареста на должника в случае, если он смог скрыть собственность от судебных приставов. "Большинство норм, принятых депутатами, и сейчас реализуются на практике. Так, арест собственности или счетов зачастую растягивается на 8 или 10 месяцев. Как правило, в результате оказывается, что должник еще во время процесса успел перевести все свое имущество на родственников или подставных лиц", - сказал адвокат "Газете".

Однако Владимир Плигин в интервью «Газете» пояснил, что законопроект был рассмотрен только в первом чтении, поэтому многие из его положений еще требуют доработки: «Основа закона - компенсация ущерба, нанесенного тому или иному лицу. Закон не нарушит конституционных прав - наоборот, защитит их. Например, документ делает более прозрачной систему оценки имущества при помощи торгов». В Госдуме ожидают, что законопроект вступит в силу не раньше конца февраля. Ведь только в первом чтении за него проголосовало 420 депутатов. Остается надеяться, что в службе судебных приставов не окажется правонарушителей, готовых продавать базы данных о банковских вкладах граждан на черном рынке.

 

Ожидает ли Россию корейский кредитный кризис?

Физические лица к первому ноября взяли в долг у российских банков в общей сложности 1874,2 млрд рублей (сумма включает не только рублевые, но и валютные кредиты). Это составляет 14,8% всех банковских активов. Львиная доля принадлежит рублевым кредитам - 1581 млрд рублей, или 84,4% от общей суммы. Последние годы тенденции в потребительском кредитовании банкиры определяют не иначе, как "бум". Объем ежегодно удваивался.

Тем не менее аналитики ЦБ отмечают замедление роста потребкредитования. По данным Банка России за январь-октябрь 2006 года (более свежая статистика еще не обработана), суммарный объем кредитов, выданных физическим лицам, как россиянам, так и иностранцам, вырос на 59%. При этом в 2005 году (по сравнению с 2004-м) за аналогичный период рост составлял 67,7%. Это замедление аналитики ЦБ объясняют расширением круга заемщиков. Привлечение новых клиентов необходимо банкам, пусть и за счет менее надежных, чем уже существующие. А чем шире становится круг лиц, способных получить кредит в банке, тем сильнее растут риски невозврата. И это заставляет банки несколько сдерживать кредитную экспансию.

Опасения банкиров, как показывает статистика, не беспочвенны. Просроченная задолженность по кредитам также несколько выросла. Если в январе прошлого года она составляла 1,87% от суммы всех выданных кредитов, то к ноябрю этот показатель увеличился до 2,72%.

По некоторым оценкам, реальное значение показателя в пять-шесть раз выше. Некоторые аналитики предсказывают массовый кризис неплатежей частных банковских заемщиков. Именно так разворачивались события в 2003 году в Южной Корее. После нескольких лет ежегодного роста объема кредитования на 30-50% последовал взрыв неплатежей, последствия которого сказались даже на показателях ВВП страны.

А у вас долги есть?

Александр Ворошило / народный артист России, предприниматель:

 

«К счастью, нет. Но я считаю, что этот закон очень своевременный. Правда, очень боюсь, что в итоге у нас получится, как получается почти все и почти всегда. Да, к сожалению, сейчас банки дают такие кредиты и составляют такие договоры, когда простой человек не может даже до конца понять и осмыслить, что же он на себя взваливает. В подобных договорах второй строкой или мелким шрифтом такое пишут…

Во всем мире система кредитов замечательно работает, а у нас это почему-то выворачивается какой-то непонятной рожей! Однако хороши не только наши банки, но и сами наши заемщики. У нас заемщик подчас кредит берет, а отдавать - такого у него и в планах нет: мол, само как-нибудь рассосется.

И еще меня очень настораживает ситуация, что какого-то человека (по-моему, жителя Петербурга) недавно не выпустили за границу из-за того, что он якобы не погасил какие-то долги. По-моему, прежде всего должен быть суд, который выносит некое постановление. И если человек отказывается его выполнять, тогда и привлекают. А что значит «не выпускать на границе»? Скажем, я, совершенно добросовестный плательщик, соберусь куда-то поехать, а кто-то подумает: «А не сделать ли мне ему нечто?» И компьютер выдает пограничнику, что у меня долги. «Нет у меня долгов!» - оправдываюсь я, а меня успокаивают, что, мол, хорошо, поверим, но сейчас пока вам лететь нельзя.

Под соусом «отдачи долгов» мы можем такое ввернуть! Не знаю: или мы не готовы, или путь у нас такой - именно так продираться к цивилизованному образу жизни».

Олег Вьюгин / руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам:

 

«Лично у меня нет. А если бы были, то я бы своевременно их возвращал. Думаю, если все процедуры в законе будут правильно прописаны, то все будет нормально. Я имею в виду необходимость решений суда. Ведь как правило если заемщик не может отдать кредит в срок, то обычно используют реструктуризацию - как первый шаг. То есть продление займа, пересмотр процентов и так далее. Очень важно, чтобы в том числе и этот механизм был задействован. Чтобы не было так: если не отдал, то на следующий день все сразу так пересчитали…»

 

Гарегин Тосунян / президент Ассоциации российских банков:

«У меня долгов, слава Богу, нет, и я их не люблю. А к готовящейся поправке мы относимся очень настороженно. Конечно, с одной стороны, заемщиков нужно и дисциплинировать, и определенным образом защищать. Но с другой - нельзя ни в коем случае портить ситуацию в сфере банковской тайны. Поэтому мы очень осторожно к этому относимся и не позволим огульно принимать поправку только в одну или только в другую сторону».

 

Александр Коваль / член комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам:

«У меня долгов нет. А если кредитор по каким-то платежам оказался несостоятелен, то судебные приставы смогут действовать только по решению суда, а не по решению своего департамента».

 

 

Сергей Пенкин / певец:

«У меня долги могут быть только перед теми людьми, которые вместе со мной участвуют в творческом процессе, например аранжировщиками. Иногда на три-четыре дня случается задержка в оплате их работы. Причина этому - мои гастроли, то есть я чисто физически не успеваю деньги заплатить. Но все - свои люди и ситуацию понимают.

А вот то, что судебные приставы теперь смогут проверять все банковские вклады, считаю неправильным. Тайна вклада - она тайна и есть, и никто не имеет права ее знать (естественно, кроме случаев, предусмотренных законом)».

 
Автор статьи: ОЛЬГА ПАВЛИКОВА, ЕВГЕНИЙ МАЗИН; опрос подготовил АЛЕКСАНДР САРГИН Материал опубликован в "Газете" №5 от 15.01.2007г.