Российские банки заработали на девальвации рубля 800-900 миллиардов рублей, подсчитал замруководителя госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" Андрей Мельников. О чем эти впечатляющие цифры нам говорят? Во-первых, о том, что кому кризис, а кому золотое дно. Во-вторых, что с таким жировым запасом банкиры легко переживут вторую волну кризиса, которая должна накатить из-за неплатежей предприятий по долгам. Но банки снова просят у правительства еще больше денег. Хотя куда уж больше! Материальная помощь от государства и так тянет почти на три триллиона рублей.

Разорились или перешли к государству крупнейшие банки в Америке и в Европе. Но не в России. Почему? Можно, конечно, вспомнить про недоразвитость нашей финансовой системы, но основная причина не в этом. Просто государство в сжатые сроки оказало такую масштабную материальную помощь нашим банкирам, что намечавшийся было нарыв сдулся. А тут еще очень удачно подвернулась девальвация рубля. И вот тут предприимчивые банкиры заработали на славу.

Дело было так. Как только цены на нефть и прочее сырье резко упали, возникла угроза не менее резкого падения курса рубля. На Украине и в Казахстане местные валюты так и упали - в один день. А у нас государство решило защитить своих граждан и растянуло девальвацию на несколько месяцев.

Резервы Центробанка превращаются... в сверхприбыль

"Плавной" девальвацию сделали, чтобы мы успели спасти сбережения. Но ситуацией немедленно воспользовались российские банки, которые начали играть на рынке против рубля. Иными словами, скупать доллары, зная, что они вырастут. А Центробанку что делать - он продавал. И спустил таким образом более половины своих золотовалютных резервов. А перекочевали эти резервы прямиком в карманы банкиров. Которые одной рукой выводили полученные доллары за границу, а другую протягивали к государству за помощью. Дескать, бедные мы, можем и разориться. Так и зарабатывали.

Возможно, цифра в 800-900 миллиардов и преувеличена. Но то, что прибыль наших банков в период кризиса скакнула до небес, подтверждено официальными данными Центробанка. Так, по оценке ЦБ, в январе этого года прибыль 30 крупнейших российских банков, на которые приходится почти 80% всех активов в финансовой системе, составила 58,3 млрд рублей, что вдвое превосходит результат первого месяца 2008 года. Откуда же прибыль в кризис? Все оттуда же. А ведь еще есть три триллиона рублей, которые выдало государство в качестве беззалоговых и субординированных кредитов...

Аппетит приходит во время кризиса

И банки просят еще? Просят, да еще как! Недавно все заговорили о наступающей второй волне кризиса финансовой системы, связанной с неплатежами по кредитам. Мол, заемщики беднеют и не могут платить. Считается, что автором "страшилки" был министр финансов Алексей Кудрин, но на самом деле первыми внедрять эту идею в массы начали именно банкиры. По оценкам председателя правления Сбербанка Германа Грефа, реальная просрочка в банковском секторе уже достигла 10%, а скоро она может перевалить за 30%, и тогда всем банкам наступит конец. Если, конечно, государство не вмешается. Намек понятен. Напомним, что недавно руководство Сбербанка выплатило себе, любимым, почти миллиард рублей премиальных. И возвращать их никто не собирается, несмотря на рекомендацию Дмитрия Медведева ограничить бонусы руководству госкомпаний в связи с кризисом.

"Второй волны" не будет?

К счастью, чиновники и представители Центрального банка лукавых банкиров видят насквозь.

- Я бы не торопился с решением, - заявил в начале апреля глава Центробанка Сергей Игнатьев. - Мы каждый день мониторим ситуацию с просроченной задолженностью. Проблема другого качества, чем кризис ликвидности, которую нужно было тушить как пожар. Тут можно еще подумать. Проблема еще не вызрела.

На размышление Игнатьев дал несколько месяцев. По его мнению, то, что просрочка по кредитам выросла в 3 раза за пять месяцев, еще не означает, что она такими же темпами будет расти и дальше. Так, по данным "Тройки Диалога", в феврале невозвраты выросли, но в общем итоге составили миллиард рублей по всей банковской системе. Что такое миллиард в сравнении с заработанными на девальвации сотнями миллиардов?! А некоторые банкиры уверяют, что сейчас рост просрочки и вовсе прекратился.

- Я думаю, что на этом запасе прочности мы можем спокойно квартал-другой еще прожить, - утверждает Мельников из АСВ.

По его мнению, вторая волна проблем у банков если и возникнет, то ближе к концу года.

- Но вовсе не факт, что эти риски сработают и проявятся, ведь у нас очень сильная договороспособность в экономике. Мы все можем подвинуться, договориться, реструктурировать, - полагает замглавы АСВ.

Кто-то уже возвращает кредиты...

Главным оптимистом выступил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев.

- Проблемы ликвидности на 2009 год в банковской системе не существует, - заявил он на днях.

По словам первого зампреда ЦБ, он каждый день подписывает десятки соглашений о досрочном погашении беззалоговых кредитов. То есть у банкиров есть деньги, только об этом они предпочитают не распространяться. К тому же - и об этом тоже все почему-то молчат - на худой конец у всех банков есть резервы, которые они должны откладывать на черный день. Только на спецсчетах в ЦБ таких резервов припасено 1,2 трлн рублей.

На днях помощник президента Аркадий Дворкович, говоря о том, что государство не должно сильно давить на банки, припомнил мультфильм про Крокодила Гену и Чебурашку.

- Помните, как Гена и Чебурашка вынуждены идти по рельсам, после того как старуха Шапокляк - своего рода образ кризиса - отбирает у них билеты на поезд. Чебурашка говорит Гене: "Давай я понесу чемодан, а ты меня". К банкам лучше так не относиться.

... а кто-то продолжает брать

Впрочем, ловлей рыбы в мутной воде увлекаются не только банкиры. Розданные государством триллионы предназначались предприятиям, и многие "гиганты" получили деньги и тоже успели заработать на девальвации. Заработки их никто не учитывал, потому что Центробанка над ними нет. Зато просить помощи у государства они умеют не хуже, чем банкиры. Вспомним хотя бы владельца "Металлоинвеста" Алишера Усманова, который предложил государству списать долги металлургов на $10 млрд в обмен на акции. Но огромные долги не помешали ему потратить несколько миллионов фунтов стерлингов на покупку акций футбольного клуба "Арсенал". Как сообщает "Росбалт", недавно госбанк ВТБ открыл кредитную линию "Металлоинвесту" на 17 млрд рублей, причем компания "еще даже не успела воспользоваться этими средствами". То есть деньги берутся и даже не тратятся, футбольные клубы покупаются... А между тем, по данным Министерства промышленности и торговли, в этом году на предприятиях черной металлургии могут быть уволены около 60 тысяч человек. Из них 45 тысяч работников трудятся на системообразующих предприятиях, таких как "Север-сталь" и "Металлоинвест".

"Надо вести себя прилично", - говорил Дмитрий Медведев про бонусы и премии, которые выплачивают себе топ-менеджеры государственных банков и компаний. Ту же рекомендацию можно дать и банкирам, которые просят помочь им справиться со второй волной кризиса. Да и всем, кто пытается на кризисе делать бизнес за счет государства.

МНЕНИЯ

"Накопленных резервов хватит"

- Есть три сценария развития событий, - прогнозирует директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев. - Первый - если к концу года возобновится экономический рост. Тогда второй волны кризиса не будет. Банкам хватит накопленных резервов плюс прибыли, чтобы компенсировать потери из-за просроченной задолженности. Второй - рынки не начнут восстанавливаться. Тогда просрочка вырастет, и помощь может понадобиться госбанкам, которые кредитуют реальный сектор. Думаю, государство будет готово покрыть их потери. Что касается частных банков, которые больше всего кричат о второй волне, то для них порог чувствительности "плохих долгов" значительно выше - 15-16% кредитного портфеля. Я склонен согласиться с Улюкаевым, что они смогут справиться с проблемой. Третий сценарий - просрочка достигнет 20-30%, тогда банкам придется трудно. Но это маловероятный вариант.

"До бизнеса средства так и не дошли"

- Когда речь идет о выделении триллионов рублей господдержки, нельзя не потребовать ответных шагов, - считает зампред комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Ростислав Гольдштейн. - Средства предназначались для стабилизации банковской системы и для поддержки реального сектора экономики. Первая цель была достигнута. Серьезных потрясений финансовой системы удалось избежать, сбережения граждан не пострадали. А вот до предприятий, до среднего и малого бизнеса средства так и не дошли. Кредиты либо вообще не дают, либо предоставляют под немыслимые проценты. Зато постоянно поступает информация о том, что банки выводят активы за рубеж, о том, что они заработали на девальвации суммы астрономические. К получателям госпомощи нужно предъявлять жесточайшие требования, тем более что такие полномочия у Центробанка есть.