8 марта – не только праздник наших любимых женщин, но и горячая пора для продавцов подарков и еще более горячая для продавцов цветов.

Давайте подумаем, как можно на этом зарабатывать.

Описание цветочного бизнеса и 8 марта

Обычный цветочный салон торгует всего 10-15 видами самых популярных цветов (не считая горшковых). Цветы имеют различное время жизни, популярные розы – одни из самых быстровянущих. Перед 8 марта салоны закупают целые коробки (например, 20 коробок тюльпанов по 300 штук в каждой, итого 6000 тюльпанов).

Задача цветочного салона – максимально точно оценить праздничный спрос и сделать закупку. Иногда лучше купить меньше, чем больше (себестоимость закупочная высокая), хотя остатки тоже продаются потом, но не все – клиенты видят, что цветы старые.

Цветы закупаются, как правило, или у оптовиков (привозят европейские цветы), или в теплицах (длинные розы по 40 рублей!). В праздники типа 8 марта цена на цветы вырастает в 1,5-2 раза, причем это не только рост наценки продавцов, но и рост отпускной цены теплиц и оптовиков. В данном случае огромный спрос диктует цены.
На 8 марта почти не имеет значения место расположения салона: если рядом есть офисы или дома, спрос будет высоким.

Стартовые условия

Необходимо создать сайт (интернет-магазин), вывести его по региональным ключевикам (цветы Челябинск и пр.) в Яндексе и Гугле. Лучше начинать делать это в январе, чтобы успеть к 8 марта.

В Интернет-магазине будут продаваться только букеты, партиями по 3-5 цветов невыгодно торговать в Интернете. Представлены несколько ценовых категорий, и в каждой букеты из различных цветов. Клиент выбирает сначала приемлемую для себя цену, а потом конкретные цветы или их сочетание в букете. Можно заказать через корзину и форму заказа, можно позвонить по телефону и указать код букета.

Способ оплаты: возможна как предоплата (в кассу салона), так и оплата по факту доставки. Стоимость доставки фиксированная – 300 рублей. Можно брать за доставку в зависимости от удаленности района, но это смысла не имеет: 100 или 300 рублей платит клиент за доставку букета ценой 3-5 тысяч рублей для клиента не критично, а вот для курьера 100 рублей за доставку – это смешно. Рассчитываем на высокий спрос, не станем делать бесплатную доставку при заказе на сумму больше Х рублей.

Цветы хранятся на складе, составление букетов происходит в салоне по мере необходимости. К нужному часу заезжает курьер, забирает готовые букеты и развозит по адресам.

Прием заказов

Чаще заранее звонят корпоративные клиенты, планируют все. Они же почти всегда оплачивают заранее – понимают, что только так можно что-то гарантировать.

Для учета заказов былможно использовать софт по типу CRM: контакты и заказ, время. Программа по сути – база данных (в том же Экселе или Аксессе), которая умеет выдавать отчет для менеджеров (адреса доставки по времени в виде таблицы), а также распечатывать карточку доставки с реквизитами клиента. Также для курьеров распечатывались карты.

Сотрудники

2 менеджера на телефоне, прием звонков, координация работы курьеров, решение сложных ситуаций, 4 курьера, 2 флориста на составление букетов.

Итоги работы


По опыту некоторых участников рынка, заказов 100-150 в эти дни получить можно. Возьмем среднее - 122 заказа на 7 и 8 марта, и посчитаем.

Средняя стоимость букета – 3100 рублей с учетом доставки, тогда выручка 378 200 рублей. Наценка составляет 70-100%, также в цене - работа флористов, цена дополнительных материалов и оплата курьеров.
ЗП Курьеров по 3 000-8 000 за 2 дня работы, флористы по 3000. Кому интересно, может самостоятельно посчитать чистый доход, полезно для мозговой зарядки.

Что дальше

Обычные дни не позволяют обеспечить автономное функционирование интернет-магазина, он может быть только частью оффлайн-продаж цветов. Заказ через интернет пока не популярен, за исключением разве что Москвы. Но крупные города догоняют Москву по уровню жизни, поэтому, возможно, через пару лет Интернет-магазин цветов будет интересным занятием.

Автор статьи: Анатолий