Гербовое искусство начинает максимально сближаться с простыми (или не очень) людьми. Если раньше собственную символику могли иметь только государства, царствующие особы и аристократы, то сегодня герб может купить любой желающий: у народных умельцев с художественными талантами за 200 грн., в интернет-магазине за $60, у геральдической компании не менее чем за $500.


Шестерни и колеса До 1997 г . вопрос отсутствия герба Украины, не говоря уже о гербах городов и сел, особенно никого не волновал. Однако в течение последующих двух лет было воссоздано из небытия или изготовлено заново 80% существующей ныне территориальной геральдики. Гербы времен Союза были переделаны в соответствии с правилами геральдики. Появился в Украине и собственный большой герб, правда, он пока что существует только как Конституционная норма в виде проекта группы ученых. Также некоторые официальные лица, например Президент Украины, обзавелись собственной официальной символикой, которую можно было увидеть на церемонии инаугурации. Процесс герботворчества зашел настолько далеко, что сегодня даже небольшие села и поселки уже имеют собственные гербы (например, пгт. Макаров и г. Березань Киевской области), не говоря уже о крупных городах, как Киев, где герб есть у каждого района. Традиционно на территориальных гербах отображают важнейшие события из жизни города. «Нам часто приходится объяснять клиентам, что в гербовой щит нельзя включать надписи, потому что по правилам на гербе могут быть только так называемые сигли — аббревиатуры, которые тесно связаны с историей города. Еще одна проблема, с которой приходится бороться, это желание клиентов облагородить придуманный ими герб. А ведь это практически невозможно, поскольку геральдика — это наука со своим специфическим языком изложения, которым клиенты не владеют», — рассказывает директор компании «Геральдическая палата Алексей Руденко & Компаньоны» Алексей Руденко.

Геральдические компании отмечают, что, начиная работать над созданием герба определенной территории, стоит сразу приготовиться к сложностям. Прежде всего, существует определенный законодательный дуализм. С одной стороны, в Законе Украины «О местном самоуправлении» сказано, что территориальная символика является компетенцией территориальных общин, но, с другой стороны, есть ряд указов Президента, обязывающие эту общину согласовывать свои действия с центральной властью. Поэтому в сфере территориальной геральдики происходит определенное столкновение интересов. А гербы на одну и ту же тематику, созданные разными организациями, могут сильно отличаться. Основная сложность в территориальном герботворчестве состоит в том, чтобы объяснить властям, что им действительно нужен герб. Также немало сил уходит на согласование эскиза будущего символа с чиновниками и его многочисленные обсуждения за круглыми столами. Заработать на территориальных гербах можно $1-5 тыс. Однако основную прибыль компаниям приносит не составление и отрисовка гербов, а их тиражирование. Иными словами, на производстве значков, медалей, флагов, наградных грамот с изображением герба компания заработает на 50% больше, чем на его создании. Вслед за городами и селами гербами начали обзаводиться и ведомственные структуры. На сегодняшний день среди ведомств, у которых есть своя геральдика, — Служба безопасности Украины, Министерство транспорта, Антимонопольный комитет, Государственная таможенная служба и другие. «К сожалению, некоторые государственные структуры заказывают свою символику у непрофессионалов, что в итоге чревато несоответствием между тем, что отображено на гербе, и тем, какие функции выполнят ведомство. Отсутствие координации и системности в деятельности ведомств по созданию символики также сказывается на ее качестве», — говорит Алексей Руденко. Например, на эмблеме НБУ изображены грифоны, развернутые спиной друг к другу и соединяющиеся между собой крыльями. По геральдическим законам это означает, что грифоны, которые издавна считались существами, призванными находить и охранять сокровища, отвернулись от объекта своего покровительства. Аналогичная история с гербом юстиции, которым пользуется прокуратура: у его щита обрезаны углы, что по тем же классическим законам означает двойное преступление. Основная проблема при создании как ведомственных, так и территориальных гербов — согласование всех замыслов с вышестоящими органами. Заработки в этой области невелики, если речь идет только о создании самого герба. А вот восстановление униформы, создание наградных знаков, а также другой продукции принесут компании неплохую прибыль. Все зависит от сложности заказа, но, как правило, стоимость услуг не ниже $5 тыс.


Фамильные ценности Особое направление в геральдике — корпоративные гербы. «В течение столетий гербы олицетворяли род деятельности их владельцев, — отмечает докторант Института истории Украины НАНУ Юрий Савчук. — Например, аптекари на своих гербах изображали весы и ланцет, гвоздари — молоток и гвозди, колесники — колеса и т.д. Кроме того, в корпоративных гербах тех времен встречались изображения святых покровителей соответствующих ремесел. Современная корпоративная геральдика появилась в нашей стране сравнительно недавно, тогда как в Европе она развивается уже достаточно долго». Заказывают корпоративную геральдику в основном компании, работающие в сфере потребительской и услуг. Чаще всего это производители элитных ювелирных украшений, дорогостоящей мебели и вин, а также учебные учреждения, которые таким образом пытаются продемонстрировать уважение к традициям воспитания и преподавания. Например, собственные гербы есть у Киево-Могилянской академии и Киевского национального торгово-экономического университета. Спрос на корпоративные гербы за последние три года вырос приблизительно на 30% и по прогнозам в ближайшие два года увеличится еще на столько же. Стоимость корпоративной геральдики колеблется в пределах $8-10 тыс., и это с учетом полного геральдо-вексилогического (гербы, знамена, флаги) и фалеристического обеспечения (ордена, награды, медали). Для сравнения отметим, что в России, где мода на геральдику появилась раньше, цены на аналогичные услуги нередко достигают $15 тыс. Персональные гербы, в отличие от корпоративных, пока распространены не так широко. В основном, их владельцами (армигерами) являются политики, приближенные к власти особы или даже деятели шоу-бизнеса. Среди известных украинских армигеров есть и Виктор Янукович, которому друзья и коллеги презентовали герб, при создании которого использовалось золото, рубиновые и изумрудные вкрапления, а общая стоимость достигала примерно $3 тыс. Основная проблема при работе с персональной геральдикой, по словам Алексея Руденко, состоит в желании многих армигеров создать новый родовой герб, хотя его можно только унаследовать. Это все равно, что провозгласить себя князем. Также многие заказчики просят изобразить на гербе баронскую, герцогскую или княжескую корону, потому приходится долго объяснять, что недопустимо размещать корону на гербе человека, не являющегося наследником королевского престола или княжеского рода. Спрос на персональную геральдику начал расти в последние три-четыре года. «Несмотря на то что личная геральдика — явление достаточно новое, уже есть люди, готовые заплатить большие деньги за то, чтоб иметь собственный герб», — отмечает Андрей Руденко. В Украине разработка и создание герба будущему армигеру обойдется от $300 до $1 тыс. Хотя здесь все зависит от того, как будет изготовлен герб: в виде рисунка на обычной бумаге или в натуральном виде с использованием драгоценных металлов и камней. В принципе, в Украине найдутся мастера, готовые предложить услуги по разработке гербов за 200 грн. Также готовый герб можно приобрести в интернет-магазине примерно за $60. Но можно ли считать такие изображения гербами — вопрос. Для сравнения, в США персональный герб стоит от $500, во Франции — около EUR800, а в Великобритании — не менее GBP1 тыс., но если вы не являетесь подданным Королевства, то в разработке и тем более регистрации герба вам откажут.

Создатели старины
Итак, современная украинская геральдика представлена как любителями порисовать гербы в частном порядке, так и специализированными компаниями. Первые, как правило, не особо следят за соблюдением устоявшихся еще в средневековье правил геральдики, поэтому их гербы трудно назвать классическими. Они, скорее, представляют собой некий винегрет из всего увиденного в книгах по геральдике и интернете. Специализированные компании, в свою очередь, не только создают гербы на основе классических геральдических знаков, но и стараются предоставлять весь спектр услуг по созданию, прорисовке, а иногда и регистрации гербов. Однако список таких компаний трудно назвать внушительным: «Геральдическая палата Алексей Руденко & Компаньоны», копания «Герольдмастер», дизайн-студия «ДЕТТА», а также члены общественных организаций, таких как Украинское геральдическое общество, Харьковский геральдический коллегиум и Подольская геральдическая коллегия. Кроме того, в Украине активно работает Российская геральдическая коллегия. В прошлом году оборот геральдических компаний составил от 3 до 5 млн грн.


Привлекательным этот бизнес делает невысокий порог вхождения — около $10-20 тыс. Для старта понадобится помещение, компьютер и специалист по разработке символики со знанием истории, которым зачастую оказывается сам руководитель компании. Случайных людей в этом бизнесе быть не может: кадры набираются из выпускников исторических факультетов вузов, бывших сотрудников Института истории Академии наук Украины, а иногда даже из музейных работников, например Музея истории Украины. В принципе, геральдическая компания может состоять и из пяти человек, но у крупных компаний, например у «Герольдмастера», более сотни сотрудников. Некоторые геральдические компании прибегают к переманиванию сотрудников, и это неудивительно, ведь спрос на специалистов достаточно высокий, а предложение практически отсутствует.


«Для поиска специалистов я никогда не обращался в кадровые агентства, — рассказывает Алексей Руденко. — Во-первых, уверен, что они вряд ли найдут того человека, который мне нужен, а, во-вторых, у меня есть специфическое хобби — военная история. Соответственно, некоторых своих сотрудников я нашел среди коллег по увлечению и представителей академической науки».


У действующих геральдических организаций пока нет практики проведения широкомасштабных рекламных кампаний. «Мы размещали PR-статьи в специализированных изданиях, но, увы, результат неприятно удивил, — рассказывает Алексей Руденко. — Мы не получили ни одного клиента, зато нам позвонили из других компаний с предложением собственных услуг».


По мнению г-на Руденко, участие в выставках также не дает особого результата. Стоимость участия в крупной выставке обойдется как минимум в $5 тыс., а отдача составит 10-15%. Хотя иногда компании все же участвуют в таких мероприятиях для поддержания имиджа. А наибольший эффект, по мнению операторов рынка, приносит участие в PR-акциях.


Важный момент в работе геральдических компаний (точнее, в жизни их клиентов) — это регистрация герба. Поскольку плагиат в Украине — достаточно распространенное явление, директор дизайн-студии «ДЕТТА» Максим Карый рекомендует зарегистрировать в качестве промышленного образца весь герб, а его отдельные элементы — как товарный знак. Например, у киевского футбольного клуба «Арсенал» окрыленная буква «А» зарегистрирована как товарный знак, а композиция в целом — как герб.
Частные организации могут зарегистрировать изображение гербовой символики в Укрпатенте как торговую марку — официальный сбор в таком случае составит 600 грн. за каждый вид деятельности. Зарегистрировать геральдический символ можно и в Торгово-промышленной палате, уплатив при этом 1300 грн. плюс все тот же сбор. Личные гербы регистрируют Украинское геральдическое общество, Харьковский геральдический коллегиум и Подольская геральдическая коллегия. Правда, стоит отметить, что это общественные организации, и регистрация в этом случае не является полностью легитимной, хотя стоимость услуги ($10) можно назвать символической.


Массовый «гербарий» Несмотря на все трудности возрождения древних традиций, геральдические компании настроены оптимистично. «С приходом новой власти многое меняется, и появляются новые ведомства, желающие обзавестись своей эмблемой, — говорит Алексей Руденко. — Потому я уверен, что ведомственная эмблематика в ближайшее время будет активно развиваться. Также многие главы ведомств по закону имеют право на собственные штандарты». В связи с административно-территориальной реформой прогнозируется и развитие территориальной геральдики. Несмотря на то что большинство городов и областей уже имеют собственные гербы, есть еще и районы, желающие обзавестись собственной символикой. В свою очередь это будет способствовать развитию гербов для местных государственных администраций и учебных заведений. И конечно, личная геральдика не останется в стороне. По мнению творческого директора компании «Герольдмастер» Анатолия Шияна, количество компаний, осознающих преимущества герба над логотипом, будет расти. То же касается и частных лиц: если несколько лет тому назад гербы были привилегией только избранных, то в будущем они, вероятно, станут доступными и представителям среднего класса.

 
Автор статьи: Ирина Полищук