Однокомнатная квартира на окраине Москвы в типовой девятиэтажке. На стенах в коридоре какие-то странные символы. Окна плотно занавешены. Китайский фонарик на потолке да несколько свечей — вот и все освещение. Мебели почти нет, только два небольших дивана и низкий стеклянный столик. Здесь работает потомственная колдунья Марианна, которая обещает за умеренную плату закодировать на успех в делах, снять сглаз или порчу, а также вернуть мужа. В суеверной России услуги Марианны пользуются неплохим спросом. Впрочем, не только ее.

Знакомый предприниматель, владеющий несколькими аптечными киосками в небольшом городе, приводит интересное сравнение. Он уверен, что магические обряды, гороскопы, обереги и талисманы сродни гомеопатическим препаратам. Никто не может ни доказать, ни опровергнуть их пользу.

Масштабные маркетинговые исследования в этой области не проводились, но многочисленные маги и колдуны, размещающие объявления в газетах и Интернете, телепрограммы и специализированные магазины успешно продают непознанное, доказывая собственным многолетним существованием, что этот бизнес может быть вполне успешным. Да что говорить, если даже у вполне серьезных людей нет-нет да и возникнет мысль, когда дела не идут так, как хочется: уж не сглазил ли кто?

Деньги как энергия

Гороскоп на миллион

Из всех стран мира больше всего астрологов и доверяющих им людей живет в Индии. Без совета почитаемых в стране астрологов не обходится ни одна свадьба и ни одна политическая кампания. Недавно индийские астрологи освоили новый бизнес — предсказание судьбы домашних питомцев.

Гадание «по лапе» — новое направление в древней профессии. Предсказатели рекомендуют хозяевам, какое имя дать их любимцу, чтобы защитить от невзгод, когда лучше сделать прививку и какой диеты придерживаться, когда звезды не благоприятствуют ни животным, ни людям. Некоторые компании, почуяв растущий рынок, предлагают владельцам застраховать животных от несчастного случая.

Деоки Нандан Шастри, один из самых известных и высокооплачиваемых астрологов в мире, также живет в Индии. Среди его клиентов — почти все звезды Голливуда и известные американские певцы. Так, например, он точно предсказал исход суда на Майклом Джексоном, причем тогда, когда следствие над королем поп-музыки только начиналось.

Дом, где живет Шастри, увешан благодарственными надписями на фотографиях знаменитостей. А стоимость одного совета голливудского предсказателя может доходить до нескольких миллионов долларов.

Но вернемся к Марианне. Для того чтобы найти хотя бы одного ясновидящего или мага, который согласился бы поговорить о деньгах, пришлось позвонить по двум десяткам телефонов. В этом нет ничего удивительного. «Для мага это не просто деньги, — говорит Марианна, которая скорее похожа на владелицу SPA-салона, чем на колдунью. — Деньги выступают мерой энергии». С одной стороны, это, безусловно, бизнес — со всеми вытекающими последствиями. С другой — к деньгам тут относятся как к элементу обряда.

«Если в магической операции не участвуют деньги, то участвует что-то иное, выступающее эквивалентом необходимого количества энергии, — например, здоровье. Маг же является, если угодно, передаточным звеном в цепочке распределения энергии», — объясняет колдунья.

Цена, с позволения сказать, услуги в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Есть разные по сложности операции. Соответственно, и стоимость их различна. Скажем, снять сглаз или порчу можно за одну-три тысячи рублей. А для того чтобы избавиться от «родового проклятья», понадобится несколько сеансов по пять тысяч рублей каждый. Но сходство с обычными услугами заканчивается, как только колдунья делает необходимые пояснения. «Сумма никогда не называется вслух, плата не может назначаться. Клиент платит столько, сколько сможет или захочет», — говорит Марианна.

У этого бизнеса есть несколько присущих только ему особенностей. В него не приходят случайно. И им не мечтают заняться с детства. Бизнес этот чаще всего семейный, поэтому ясновидящие и маги действительно потомственные (вне какой бы то ни было связи с паранормальными способностями). «Секреты передаются из поколения в поколение. У меня мама и бабушка этим занимались, наверное, и более дальние родственницы — тоже», — признается Марианна. И здесь она явно не лукавит.

В советские времена представителей этого бизнеса преследовали, как в средневековой Европе. Разве что на кострах не жгли. Действительно, какие могут быть маги и колдуны в реконструктивный период? Тех же, кто и правда обладал экстрасенсорными и иными нечеловеческими способностями, упрятывало в свои лаборатории КГБ (ныне свидетельств тому достаточно).

— Зато сейчас нас просто не замечают, — говорит колдунья и поясняет, что в любые времена можно воспользоваться такими услугами, как бы ни относились к ним власти.

Реклама в этом деле не так эффективна, как в других сферах (снова простите) бизнеса. Конечно, почти все ясновидящие и спириты размещают объявления в газетах и покупают «бегущие строки» на региональных телеканалах, их рекламу можно найти в эзотерических магазинах. «Но мага человек должен почувствовать. Все объявления одинаковые, а вы выбираете конкретного человека, который поможет решить вашу проблему, уже так возникает энергетический обмен между клиентом и магом. На самом же деле это маг выбирает вас», — вносит ясность Марианна. К тому же часто в этом бизнесе репутация и советы знакомых гораздо важнее, чем красивое объявление в бесплатной газете. Впрочем, название этому методу давно придумали. Это «вирусный маркетинг», или «сарафанное радио».

Приходится учитывать и специализацию покорителей энергии. Один «специалист» обещает снять порчу или сглаз. Другой — общаться с духами. Третий кодирует «на удачу». «Универсалов в нашем деле почти не бывает», — говорит Марианна.

Формально Марианна — обычный индивидуальный предприниматель. В ее свидетельстве значится пространно названный вид деятельности — «Предоставление прочих персональных услуг». Налоговая инспекция за 15 лет деятельности (из них девять — в качестве индивидуального предпринимателя) ни разу не донимала ее проверками. «Возможно, боятся. Впрочем, я честно отдаю налоги», — поясняет предприимчивая колдунья. Впрочем, в Москве и других крупных российских городах давно появились целые школы и центры магии. Здесь оказывают те же самые «услуги», разве что с большим размахом.

Средний колдун или экстрасенс обслуживает в день около 10 клиентов, получая с каждого не меньше трех-четырех тысяч рублей за раз. А это значит, что дневная выручка может составить около 30–40 тысяч рублей, а годовая стремится к 10 миллионам. Все ли маги так успешны? По уверению Марианны, если человек действительно обладает даром, он даже не в состоянии обслужить всех желающих. К тому же почти каждый в России может рассказать историю о том, что его знакомый или родственник отдал почти все, что нажил непосильным трудом, и излечился от недуга, поправил положение своей фирмы или вернул супруга, и почти столько же историй о том, что ничего не вышло.

Помимо «семейного» и потомственного бизнеса одиноких укротителей энергии существуют, как мы сказали, организованные центры, школы и даже «клиники»… Некоторые из них можно увидеть на телеэкране. Так, ежедневно на российском спутниковом канале «Телевизионный дамский клуб» в прямом эфире сотрудники очередного «центра практической магии» предлагают звонить в прямой эфир и помогают (прямо с экрана телевизора — спасибо Кашпировскому и Чумаку за идею) решить почти любую проблему — от болей в пояснице до неудач в бизнесе. Программа идет два часа, и за это время в эфир успевают позвонить 30–40 человек. Разговор длится три-четыре минуты, одна стоит 30 рублей. Магам при такой схеме остается около 60% со стоимости каждого звонка, то есть 18 рублей за минуту. По расчетам, за год эфира такой «центр» получает чистый доход в размере трех-четырех миллионов рублей.

Впрочем, другие представители этого рынка уверены, что столько беспардонным образом на собственном даре (при условии, что он есть) зарабатывать нельзя, а значит, скорее всего, пользы от такой «помощи» не будет.

«Просто забавно»

Большой бизнес строится и вокруг суеверий. Обереги, талисманы, магические камни и другие языческие атрибуты продаются всем желающим.

Недавно в такси заметил у водителя странный предмет, подвешенный на зеркале заднего вида и напоминающий то ли черепаху, то ли какую-то другую рептилию. Поинтересовался, что это означает. Водитель объяснил: это его талисман, который оберегает от неприятностей в пути, например, от проколов колеса.

Немало суеверных людей и среди предпринимателей. Так, мой знакомый бизнесмен Сергей Гордеев все важные документы и контракты подписывает одной и той же «счастливой» ручкой, которой подписывал первые бумаги, только-только начиная свое дело. Сергей говорит, что уже много лет пользуется этим пером только для того, чтобы поставить автограф. Бережет чернила.

На рынке суеверий немало предложений, связанных с определением счастливых предметов в жизни каждого человека. Скажем, специалист по гороскопам Елизавета Данилова обещает рассказать, какие материалы лучше использовать в одежде, какие деревья посадить в саду, какого цвета выбрать автомобиль и какое животное завести. «Предметы, которые нас окружают, оказывают на нас сильное воздействие; оно может быть как положительным, так и отрицательным, — авторитетно поясняет Елизавета. — Регулировать процесс можно свойствами предметов и их качествами». Данилова уверена, что чаще всего голубоглазым людям везет с зелеными автомобилями, а мне она посоветовала носить с собой агат, потому что он принесет мне удачу.

Определение счастливых предметов, чисел и выбор правильных талисманов — одна из самых доступных и массовых услуг. Как правило, за такую работу просят от пятисот до тысячи рублей. Вот только не всегда на месте можно купить нужный талисман. Агат найти несложно, а вот за аданитом придется побегать.

Массовому потребителю адресованы обереги из русской, индийской, китайской культур, которые можно приобрести сейчас почти везде за очень скромные деньги. Как правило, это руны, магические знаки — или, если речь идет об отечественных талисманах, наборы гастрономических продуктов. Публика активно раскупает домашние обереги, собранные из различных злаков и высушенных овощей, где каждое растение что-то означает и от чего-то оберегает. Цена вопроса — 300–400 рублей.

Продавцы утверждают, что с каждым годом спрос на подобную продукцию в стране возрастает. Правда, сами они не всегда верят в чудодейственные свойства этих предметов.

— Я не знаю, помогают они кому-то или нет, — говорит продавщица магической «сувенирки». — Наверное, тем, кто верит, все помогает. А мне эти безделушки кажутся просто забавными и красивыми сувенирами.

Автор статьи: Илья Данилкин