Популярность татуировок в последнее время растет, как на дрожжах: открываются новые тату-салоны, появляются публикации в прессе. Вместе с тем, у многих людей продолжает сохраняться предубежденное отношение к татуировкам и тату-мастерам. О статусе татуировки в современном мире и специфике профессии тату-мастера мы решили поговорить с руководителем одного из старейших в Москве тату-салонов "Мерилин" Виталием Охотенко и татуировщиком Дали .

Вид искусства и искусство вида

Первоначально татуировки означали принадлежность к какой-либо социальной группе. Сегодня, наоборот, нанесение татуировок обычно бывает продиктовано желанием выделиться из своего окружения. Одни делают татуировку, для того чтобы выразить определенный смысл, для других это просто веяние моды. Но в любом случае татуировка призвана свидетельствовать о современности и оригинальности взглядов ее носителя.

"Если человек пришел в тату-салон, - говорит татуировщик Дали, - значит, он уже что-то представляет собой как личность. Он мыслит нестандартно, оригинально, а не как рабочий, который всю жизнь пробки на заводе штамповал".

Представление о татуировке как о знаке принадлежности к "низовой" культуре уходит в прошлое. По словам Дали, контингент его клиентов варьируется от проституток до менеджеров высшего звена. "Это некая форма живописи и искусства, - утверждает Дали. - Художник продает свои картины, татуировщик продает свои знания и идеи".

"Делая высокохудожественные работы, - продолжает его мысль Виталий Охотенко, - мы ломаем стереотип, связывающий татуировки с зоной, байкерами и так далее. Меткам на теле в виде рисунков уже тысячи лет. Это просто украшение, а к красивому люди тянутся. Когда к нам приходит директор крупной, всем известной американской компании и просит сделать ему на лопатке мощную татуировку, остается только догадываться о причинах такого поступка".

Вместе с этим стереотипом постепенно становится анахронизмом и другой - представление о татуировщике как о наркомане в наколках. "Полная чушь, - отрезал Дали. - Сколько я знаю серьезных, увлеченных своей работой мастеров, все они интеллигентные, начитанные люди с высшим образованием, и часто не одним. Никто их них не пьянствует и не сидит на игле".

Оно и неудивительно: для создания иных татуировок необходим просто виртуозный художественный талант. Однако далеко не каждый человек со способностью к живописи может освоить профессию тату-мастера. "Не раз приходилось слышать: я хороший художник и этого достаточно, чтобы стать татуировщиком, - говорит Дали. - Но это совершенно разные вещи, и если ты хороший художник - не факт, что ты будешь хорошим тату-мастером".

Живопись по телу

Татуировщик должен быть, прежде всего, талантливым рисовальщиком, причем таким, которому нравится кропотливый труд. "Эта работа требует усидчивости, терпения, в определенные моменты даже ювелирных навыков, - говорит Виталий Охотенко. - Не так давно я уволил одного художника, когда увидел, что тот занимается не своим делом".

В отличие от обычного художника, имеющего дело с мертвым холстом, тату-мастер творит на живом теле, что требует определенных познаний в человеческой анатомии. Одних художников специфичность "материала", на котором приходится создавать свои произведения, отталкивает, других, наоборот, притягивает. Так, один из татуировщиков салона "Мерилин", врач по образованию и художник по призванию, решил сменить профессию именно из-за того, что ему нравиться рисовать на человеческом теле.

Однако татуировщик - это не просто исполнитель заказа, подобный художнику-портретисту. Обычно человек принимает решение о том, нужна ему татуировка или нет, а если нужна, то какая именно, только тогда, когда он вступает в диалог с тату-мастером. Пока он не вступил в контакт с татуировщиком, он может годами думать и сомневаться. "У нас бывали случаи, - говорит Виталий Охотенко, - когда человек пять часов прорабатывал с мастером эскиз, а потом приходил еще через полгода и только тогда делал татуировку".

"Мастер, - утверждает Дали, - помогает тебе понять самого себя. Когда ко мне приходит человек и рассказывает свою идею, моя задача - помочь ему выразить эту идею, облечь его мысль в форму. А потом мы начинаем замешивать эту форму, как кашу, постепенно накладывая все новые и новые элементы. Самое главное при этом - ничего не навязывать клиенту, а нащупать тот момент, когда и человек доволен, и ты доволен".

Кроме навыков психолога, требуется знание основ асептики и антисептики, то есть принципов стерилизации инструментов и предупреждения заражения ран. "Если бы завтра, - говорит В.Охотенко, - всех тату-мастеров обязали закончить соответствующие медицинские курсы, я был бы обеими руками "за"".

По словам Дали, в профессии тату-мастера его привлекает, прежде всего, сам процесс творчества и возможность постоянного поиска. "В конечном счете, - говорит Дали, - все ведь определяется тем, есть ли люди, которые тебя знают и ценят твою работу. Если есть - это уже показатель того, что ты чего-то добился. Ты по-своему мыслишь, у тебя есть свой стиль. И если люди его принимают - значит, все в порядке и ты идешь в правильном направлении".

Я б в татуировщики пошел…

Несмотря на растущую популярность татуировок, в России по-прежнему не существует специальности "татуировщик". Нет и никаких юридических норм, которые бы регламентировали этот вид деятельности. И в ближайшем времени ничто не предвещает появление такой специальности.

Тем не менее, при тату-салоне "Мерилин" вот уже несколько лет работает школа, где всех желающих обучают профессии тату-мастера. Рисовать вас здесь, конечно же, не научат. В центре внимания - умение работать с татуировочной машинкой и сопутствующие навыки. Обучение занимает не так много времени и обычно составляет от 5 до 8 уроков. Срок обучения зависит от того, какой степени мастерства татуировщик хочет достичь непосредственно на занятиях. Стоимость обучения - от 500 до 800 долларов.

"Вообще тема модная, - говорит Виталий Охотенко. - Все больше появляется новых студий и салонов. Но это не значит, что все они имеют успех. Татуировщика хотят иметь у себя даже некоторые парикмахерские, но зачастую не могут обеспечить его клиентурой. "Грибной" рост тату-салонов - это иллюзия: большая их часть появляется и через некоторое время исчезает. Татуировщиков, которые реально зарабатывают этим себе на жизнь, очень мало. Желающих обучиться или повысить квалификацию гораздо больше".

Стоимость одной татуировки остается достаточно стабильной: 80-100 долларов за работу размером с сигаретную пачку (сугубо российский эквивалент). Однако стоимость зависит не только от размера, но и от сложности. Эффектная татуировка может обойтись ее обладателю и в тысячу долларов.

По словам В.Охотенко, собственно оборудование тату-кабинета стоит недорого и составляет около 2 тысяч долларов. Гораздо дороже и сложнее обеспечить постоянный приток клиентов, которые приходят в основном по отзывам знакомых. Для этого нужно раскручивать себя годами, вкладывая в это немалые деньги.

"Если человек хочет стать татуировщиком, - заключает Виталий Охотенко, - ему для начала нужно походить по разным тату-салонам и познакомиться с этим искусством со стороны. Он сразу поймет, нужно это ему или нет. Но ни в коем случае критерием не должен быть финансовый вопрос. Ведь вместе с татуировкой мастер отдает часть своей энергии. Это своего рода магия, магия на кончике иглы. Поэтому хороший татуировщик должен быть не просто профессиональным художником, он должен создавать свои работы с добром".

 
Автор статьи: Максим Марусенков