Работает, как автомат

Во Владивостоке появился совершенно новый вид sales-бизнес — автоматическая торговля, которую объединяют под общим названием — vending (вендинг). Первопроходцами этого, безусловно, интересного и перспективного дела в столице Приморского края стали компании “Торговые автоматы” и “Джусмастер-С”.

Равнение на Японию

Владивостокцы уже успели заметить появление в городе пока еще необычных для многих торговых автоматов. И действительно, довольно трудно пройти мимо достаточно крупных по размеру и высоте автоматов. Но пока они вызывают больше любопытства, чем осознанного желания совершить покупку. Хотя, на самом деле, ничего необычного и сверхъестественного в автоматах нет. Цивилизованный мир уже давно “эксплуатирует” торговые автоматы и по достоинству оценил их преимущества и прибыльность.

Спектр товаров, которые можно продавать через автоматы, практически не имеет границ. По сути дела, главным требованием к товару, предназначаемому к продаже через автомат, является его “помещаемость” в заданный размер “упаковки”, которую собственно и выдает автомат. Кстати, настоящий бум торговых автоматов продолжается в родоначальнице этого вида торговли — Японии. Там, ежедневно на их обслуживание выезжает около 27 тыс. автомобилей.

Самыми распространенными и востребованными являются автоматы, продающие холодные и горячие напитки, товары в упаковке (чипсы, соки, молоко), попкорн, мороженое, шоколад, зубные щетки и полотенца, телефонные и интернет-карты, батарейки, презервативы, газеты и много другое. При этом не стоит недооценивать технические возможности автоматов, ограничивая их только способностями что-то выдавать или наливать. Уже сейчас созданы автоматы, которые, например, жарят яичницу и чистят обувь.

Различаются же автоматы в основном по технической оснащенности и размерам. Самыми простыми моделями являются механические автоматы, обычно небольшие по размеру. Механизм их действия достаточно прост: закидывается монетка, и при повороте рычага вы получаете желанный товар. Как правило, такие автоматы продают жевательные резинки, конфеты или игрушки.

Средняя стоимость этих vending machines — $100 — 400. Причем цена зависит не столько от сложности механизма, сколько от красочного внешнего вида автомата, который призван привлекать клиента. Основной клиент этих маленьких автоматов — дети, поэтому выгоднее всего устанавливать автоматы в цирке, в кино, в общем, там, где много детворы. Как отмечают московские бизнесмены, занимающиеся вендингом, окупаемость механических автоматов происходит уже через 3-4 месяца. Секрет в том, что монетоприемник рассчитан на 2 руб., а единица наполнителя (жевательная резинка или конфета), как правило, обходится хозяину всего в 1 руб.

Другой тип автоматов — электрические. Они значительно дороже механических: от $3 тыс. до 10 тыс., но и “способностей” у электрических автоматов больше. Самыми прибыльными из них являются кофейные автоматы. За ними идут автоматы, продающие напитки в банках и бутылках. Бронзовое место среди электрических автоматов по уровню прибыльности занимают так называемые снэк-машины, “наполнителем” которых являются продовольственные товары в небольших упаковках (к примеру, чипсы), и автоматы по производству попкорна. Средний срок окупаемости этих автоматов составляет 1-1,5 года.

...

Главное — месторасположение

Одним из главных составляющих успеха в вендинге является правильный выбор места. Сейчас автоматы компании “Торговые автоматы” стоят в основном в торговых центрах, на ж/д и автовокзалах, в аэропорту.

“В первую очередь, при выборе места, — рассказывает Александр Кирстя, — мы ориентировались на большую проходимость людей, у которых к тому же с собой имелась бы “лишняя” десятка рублей. Другой момент связан с тем, что пока мы не рискуем ставить автоматы на улице, как это принято во всем мире. В результате мы остановили свой выбор на торговых центрах”.

Александр Валерьевич признается, что пока он не в полной мере удовлетворен выбором места, где стоят его автоматы. Объясняет это тем, что довольно разные показатели выпитых порций кофе приносят автоматы: где-то пьют много, где-то мало.

Другая сложность — конкуренция со стороны бабушек с термосами. У них стоимость чашки кофе не превышает 5 руб., в то время как кофе из автоматов стоит 6-10 руб. Цена на кофе из автомата выше, но, как убежден Александр Валерьевич, в конкуренции с уличными “кофеварами” последнее слово останется все равно за автоматами.

“Покупая на улице кофе, вы не можете знать, как, кем и в каких условиях он был приготовлен. Качество же кофе из автомата гарантировано. Наша компания “наполняет” свои кофейные автоматы ключевой водой. А перед тем, как кофе нальется в стаканчик, вода пройдет облучение бактерицидной лампой. Наливается кофе — “Нескафе” — в одноразовые бумажные стаканчики, которые используют во всем мире”...

Мы продаем не кофе, а автоматы

...Сейчас главная задача тех, кто занялся этим бизнесом — это приучить людей пить кофе из автоматов. Нужно объяснить преимущества этого вида потребления. За определенную сумму денег вы будете получать каждый раз гарантированный стандарт качества. В отличие даже от опытного кофевара, который, как правило, смешивает ингредиенты что называется на глазок, автомат точно соблюдает все пропорции. На то это и автомат”.

Что касается финансовой стороны ведения нового бизнеса, то у вендинга есть ряд преимуществ перед обычной торговлей. Во-первых, сравнительно небольшие финансовые вложения для начала работы, к тому же вам не понадобится тратиться на продавца. Автомат работает всегда: и днем и ночью, и в холод и в жару, и на улице и в павильоне.

Во-вторых, огромный срок эксплуатации машин (до 10 лет). В-третьих, экономически небольшие затраты на содержание автомата и на приобретение наполнителей. И, наконец, в-четвертых, точный учет расходов и доходов. Правда, пока в этом бизнесе есть такое понятие, как “время привыкания”.

“Люди должны привыкнуть к тому, что в том или другом месте постоянно стоит кофейный автомат, — рассказывает Александр Карпенко. — И в конце концов, человек все же проявит интерес к нему и захочет попробовать кофе именно из автомата. Так вот время привыкания, как правило, составляет от 1 до 3 месяцев. Вообще, хорошо бы на первом этапе провести различные промоушн-акции. Например, установить кофейный автомат в каком-нибудь супермаркете и предлагать клиентам совершенно бесплатно отведать горячего кофе. Пусть люди познакомятся и оценят новый вид услуг”.

 
Автор статьи: Наталья АКСЕНОВА “Конкурент”