— это ежегодное исследование показателей деятельности и эффективности корпоративных систем обучения в России. Данные собирались в январе-марте 2010 года. Пул участников бенчмаркинга Trainings INDEX’10 представлен 38 компаниями из России и Украины.

Основной вывод исследования: компании, несмотря на кризис, не перестали вкладывать деньги и силы в обучение своих сотрудников, осознавая, что именно они — залог успеха и развития бизнеса. Однако теперь представители бизнеса более рационально вкладывают средства, анализируют эффективность инвестиций и ищут новые (порой нетрадиционные), наименее затратные, но при этом успешные формы обучения и развития для сотрудников. Что еще выяснили в Amplua?


Десять основных показателей Корпоративных Систем Обучения (КСО) за 2009 год


1. В 2009 году на одного сотрудника КСО приходилось 400 сотрудников компании, что почти соответствует показателю 2008 года.


2. Часто закупаемая цена тренинг-дня снизилась для всех категорий персонала. Так, для топ-менеджеров цена закупки тренинг-дня составила 96 тыс. руб. (-43% от цен 2008 года), для линейных менеджеров — 52 тыс. рублей (-29%), для специалистов — 28,5 тыс. рублей (-48%).


3. Покрытие обучением персонала в 2009 году снизилось незначительно по сравнению с 2008 годом (менее чем на 3%), но существенно (до 50%) сократилось количество часов очного обучения на сотрудника в год по всем категориям персонала.


4. В целом по рынку произошло снижение по всем экономическим показателям: процент бюджета на обучение от выручки компании и от ФОТ сократился почти в два раза.


5. Малые формы обучения (от одного до четырех часов учебы) использовались в 2009 году в профессиональном обучении. В навыковом обучении сокращения длительности не произошло.


6. Самые популярные методы обучения и развития для всех категорий персонала по-прежнему тренинги и семинары.


7. Внешний коучинг покинул тройку самых распространенных методов обучения и развития топ-менеджеров в 2009 году, уступив место саморазвитию.


8. 61% российских компаний стали уделять более пристальное внимание оценке эффективности обучения в 2009 году.


9. 43% компаний увеличили использование электронного обучения в 2009 году, и у стольких же все осталось без изменений.


10. У 58% компаний есть программы развития кадрового резерва (сотрудников с управленческим потенциалом).


Семь основных тенденций 2010 года в корпоративном обучении


1. Рынок труда L&D специалистов будет явно оживлен — 25% компаний планируют увеличить штат сотрудников КСО.


2. Тремя основными фокусами L&D специалистов в 2010 году станут управление эффективностью сотрудников, управление карьерой и управление знаниями. Актуальность последней не снизится и в 2011 году. Большое внимание также будет уделяться работе с кадровыми резервами, ключевыми и высокопотенциальными сотрудниками.


3. В большинстве компаний бюджет на обучение увеличится в 2010 году на 21%.


4. Тенденция увеличения использования внутренних ресурсов в обучении и развитии персонала сохранится при увеличении объема аутсорсинга. Прирост составит в среднем 30%.


5. Стоимость тренинг-дня практически не изменится для массового персонала и специалистов, но вырастет на 10-20% для среднего менеджмента и топ-менеджеров.


6. Оценка эффективности обучения станет основной темой 2010 года. 47% компаний планируют проводить оценку системы обучения в привязке к бизнес-показателям.


7. Использование электронного обучения будет расти. Компании, которые не успели внедрить СДО до кризиса, займутся этим в 2010 году.


Итак, что следует знать HR-менеджеру в 2010 году?


· В 2009 году часто закупаемая цена тренинг-дня снизилась для всех категорий персонала. В 2010 году стоимость тренинг-дня практически не изменится для массового персонала и специалистов, но вырастет для среднего менеджмента и топ менеджеров;


· 43% компаний увеличили использование электронного обучения в 2009 году, и у стольких же все осталось без изменений. Использование электронного обучения будет расти. Компании, которые не успели внедрить СДО до кризиса, займутся этим в 2010 году;


· Оценка эффективности обучения станет основной темой 2010 года. 47% компаний планируют проводить оценку системы обучения в привязке к бизнес-показателям.


E-xecutive обратился к участникам рынка, чтобы узнать, чем сейчас заняты их отделы корпоративного обучения.


Директор корпоративного университета МТС Марина Деревлева:


Как меняется число обучающихся сотрудников?


Сравним первые полугодия 2009 и 2010 годов. За первое полугодие 2009 года количество участий в программах обучения корпоративного университета МТС достигло 32,7 тыс. А в первом полугодии 2010 года этот показатель вырос до 36,3 тыс.


Чему сотрудники учатся в 2010 году?


1. В апреле 2010 года впервые запущена совместная с Московской школой управления Сколково программа «ДНК ЛИДЕРСТВА МТС» для обучения и развития ключевых сотрудников Группы МТС. Стратегическая цель программы заключается в изменении корпоративной культуры компании и создании команды лидеров — агентов изменений, которые станут флагманами новой корпоративной культуры с лучшими мировыми стандартами и ценностями. Особенностью программы является интегрированная работа над стратегическими проектами и бизнес-задачами, актуальными для компании.


2. Разработан и реализуется проект по обучению руководителей компании коучинговому стилю управления.


3. Развивается направление бизнес-симуляционных игр (например, для внедрения новых ценностей компании).


4. Внедрено обучение технологии связи 4G (LTE) для сотрудников технического блока и ИТ.


5. Развивается комплекс профессиональных академий МТС: «Академия успеха для Top Talent» и «Академия маркетинга». Запускаются новые проекты: «Академия тренерского мастерства» (многоуровневая система профессионального обучения внутренних тренеров) и «Академия бизнес продаж».


Как меняются способы оценки эффективности корпоративного обучения?


В 2010 году внедрен третий уровень оценки эффективности по Джиму Киркпатрику (практическая применимость).


 


Директор по обучению, развитию и карьерному планированию «ВымпелКом» Андрей Гурленов:


Как меняется число обучающихся сотрудников?


Число обучающихся сотрудников, безусловно, растет, точные цифры по разнице можно будет сказать в конце года, но разница, без сомнений, будет большая.


Чему сотрудники учатся в 2010 году?


Самые важные направления — это направления развития бизнеса. И, соответственно, учим переходить к активным продажам, открывать новые каналы продаж (Cross-up-sales, Target Marketing, «Агенты прямых продаж» и так далее.), а также открывать новые продукты и направления (FTTB, IPTV, 3G модемы и прочее).


Конечно же, с ускорением темпов развертывания сети усилилось направление обучения по 3G оборудованию и планированию сетей третьего поколения.


Как меняются способы оценки эффективности корпоративного обучения?


Проект Training Quality Management мы запустили еще в 2008 году. Сейчас кроме сбора многоуровневой обратной связи (от участников тренинга, их руководителей и бизнес-заказчиков обучения), мы также анализируем, как тренинги меняют конкретные бизнес-показатели. Например, показатели работы сотрудников колл-центра, уровень продаж по направлениям и так далее.

Автор статьи:

Александр Шенаев, E-xecutive, на основе материала компании