Компания "КОМКОН-Саратов" провела исследование потребительского рынка безалкогольных газированных напитков г. Саратова. Целью исследования была оценка емкости и структуры этого рынка.

 

В опросе приняли участие 600 респондентов. Выборка представляет собой мини-модель населения Саратова: ответы респондентов были репрезентированы, перевзвешены с учетом численности населения всего города (728 тысяч человек). Все выводы в статье представлены на основании перевзвешенных данных. Таким образом, здесь и далее разделяются термины "опрошенные" (неперевзвешенные данные) и "жители, потребители" (перевзвешенные данные).

Согласно результатам проведенных исследований, каждый второй житель города в возрасте старше 16 лет* – 375 тысяч человек, или 52% горожан, – потребляет безалкогольные газированные напитки хотя бы один раз в месяц и чаще.

Примерно треть горожан – 30% – выпивают в месяц от 1 до 3 литров безалкогольных газированных напитков (рис. 1). При этом в среднем ежемесячно на каждого потребителя старше 16 лет приходится 4,5 литра, а на всех потребителей – порядка 1,7 млн литров.

 

Согласно опросу, 39% потребителей ежемесячно расходуют на покупку безалкогольных газированных напитков от 50 до 150 рублей (рис. 2). Чуть меньший процент горожан – 30% – покупают напитки на сумму менее 50 рублей, и всего лишь у 9% потребителей ежемесячные затраты на безалкогольные газированные напитки составляют свыше 300 рублей. В среднем же каждый горожанин тратит на покупку этой продукции порядка 150 рублей в месяц.

 

Для более детального изучения структуры потребления в зависимости от социально-демографических параметров все потребители были разделены на три группы – heavy, medium и light. При этом учитывались частота и объем потребления, а также затраты на приобретение данной продукции.

С точки зрения частоты потребления безалкогольных газированных напитков, к heavy-группе можно отнести 17% горожан (рис. 3). Представители данной группы пьют газированные напитки раз в день и чаще. Потребители, входящие в группу medium, – 62% – предпочитают утолять жажду такими напитками как минимум раз в неделю. К light-группе относятся 21% потребителей, пьющих газировку довольно редко – раз в две недели и реже.

По объему потребления безалкогольных газированных напитков 19% жителей города входят в heavy-группу – они выпивают свыше 7 литров в месяц. Представители medium-группы (48%) потребляют от 1 до 7 литров, а представители группы light (33%) – менее 1 литра газировки.

Практически все потребители – 95% – самостоятельно покупают газированные напитки, при этом затраты представителей heavy-группы – 31% покупателей – превышают 150 рублей в месяц. Потребители, относящиеся к medium-группе, – 39% – расходуют на покупку газированных напитков от 50 до 150 рублей в месяц. Затраты 30% потребителей – light-группа – составляют менее 50 рублей в месяц.

Количество мужчин и женщин, потребляющих газированные напитки, практически равно – 51 и 49% соответственно.

Потребление безалкогольных газированных напитков мужчинами находится на уровне 5,5 литра в месяц, тогда как женщины в среднем выпивают 3,6 литра. Таким образом, мужчины вносят больший вклад в потребление газировки, при этом они доминируют в группе heavy-потребителей, в то время как женщины лидируют в категории light.

Что касается затрат, то различия между указанными группами с точки зрения пола потребителей выражены слабо: средние ежемесячные затраты мужчин и женщин составляют 160 и 150 рублей соответственно. Общие затраты всех потребителей обоих полов также находятся на сопоставимом уровне: 30 млн рублей расходуют мужчины и 25 млн рублей – женщины.

К группе активных потребителей принадлежит довольно широкая возрастная категория горожан от 16 до 44 лет – 68% всех потребителей.

Среди молодого населения в возрасте от 16 до 24 лет газированные напитки пьют 79% жителей города. При этом для молодежи потребление газированных напитков в 1,5 раза более характерно, чем для населения города в целом. Практически две трети саратовцев в возрасте 25–44 лет – 62% – являются потребителями газированных напитков

Исследования показали, что объем потребления газированных напитков зависит непосредственно от возраста респондентов: наибольшее количество heavy-потребителей – это горожане в возрасте от 16 до 24 лет. К medium-потребителям в большей степени относятся респонденты в возрасте 35–44 лет. Далее, с увеличением возраста любителей газированных напитков объемы потребления падают. Большинство потребителей старше 65 лет относятся к light-сектору.

Подобная тенденция наблюдается и по отношению к затратами на газированные напитки: потребители в возрасте до 44 лет тратят достаточно большие суммы на их приобретение, а респонденты старших возрастов в большей степени относятся к medium- или light-сектору, так как их расходы на покупку данной продукции менее значительны.

Половину потребителей газированных напитков – 51% – составляют горожане с ежемесячными доходами до 3000 рублей на одного члена семьи. При этом для населения с доходами более 3000 рублей потребление газировки несколько более характерно.

В рамках исследования также изучалось знание, потребление и предпочтение различных марок газированных напитков.

Наибольшую известность среди отечественных марок имеют местные брэнды "Радуга" (ООО "Дикомп-Классик") и "Сахара" (группа компаний "Сахара") – их назвали 96 и 95% потребителей соответственно (табл. 1). В ряду крупных международных марок лидируют Coca-Cola, Fanta (ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия"), Pepsi-Cola (ООО "Пепси Интернешнл Ботлерс") и Sprite (ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия") – от 97 до 93% соответственно.

Участников опроса также просили назвать марки газированных напитков, которые они потребляли хотя бы раз за последние 3 месяца. Лидером в категории потребления среди российских брэндов является саратовская марка "Радуга" – ее отметили 63% участников опроса. На втором месте находится "Сахара" – 44% потребителей. Каждый четвертый потребитель – 26% – пил "Чистый глоток", а 14 и 12% – соответственно "Фиесту" и "Фруктайм".

Из числа международных марок наиболее потребляемой является Coca-Cola – ее выбирают 53% потребителей. Далее следуют Pepsi-Cola, Fanta и Sprite – эти брэнды отметили от 42 до 39% потребителей соответственно.

Предпочтения потребителей исследовались следующим образом: опрашиваемым предлагалось назвать марку газированного напитка, который они покупают чаще всего. Лидером в данной категории также является саратовская "Радуга": более трети потребителей – 38% – предпочитают эту марку другим. Остальные брэнды заметно уступают лидеру: газированный напиток "Сахара" выбирают 9% потребителей, а "Чистый глоток" – 5%.

Среди международных марок несколько выделяется Coca-Cola – ее предпочитают 16% потребителей. Спросом также пользуются Sprite, Pepsi-Cola и Fanta – их назвали 9, 7 и 5% соответственно.

В ходе исследования респондентам было также предложено назвать наиболее предпочитаемые вкусы газированных напитков, при этом они могли указать не более 4 вариантов ответа, расположив их в порядке убывания. Самым популярным вкусом является "Лимон", его предпочитают 56% потребителей. На втором и третьем месте располагаются "Апельсин" и "Кола" – 38 и 35% соответственно. Другие вкусы не имеют такого большого числа приверженцев: так, напитки с яблочным вкусом назвали всего лишь 12% потребителей.

Стоит отметить, что вкус "Лимон" на первое место ставит каждый третий потребитель – 36%. Вкус "Кола" предпочитает каждый четвертый потребитель – 24%, а "Апельсин" – каждый пятый – 18%.

В результате исследования также были выявлены предпочтения саратовских потребителей по типу упаковки газированных напитков. Большинство горожан – 91% – выбирают пластиковую упаковку. Стеклянную и жестяную тару предпочитают соответственно 5 и 4% потребителей.

По объему упаковки газированных напитков наибольшим спросом пользуется 1,5-литровая тара – такой вариант ответа выбрали 44% потребителей (рис. 4). Каждый четвертый – 26% – отметил упаковку емкостью 0,5 и менее литров. Каждый пятый, или 22%, напротив, считает более удобной упаковку объемом 2 литра. Тару от 1 до 1,5 литра выбирают 8% потребителей.

 

Большинство покупателей приобретают газированные напитки для себя, когда хотят пить, – такой ответ дали 83% потребителей, или 312 тысяч человек (рис. 5). Причем, для себя горожане предпочитают покупать напитки в 1–1,25-литровой упаковке. Домой, для других членов семьи, газировку покупают 59%, или 220 тысяч человек, а каждый пятый покупатель – 19%, или 72 тысячи человек – приобретает ее, когда идет в гости к друзьям. Для детских праздников напитки покупают 15% потребителей, или 57 тысяч человек, при этом наибольшим спросом пользуются 2-литровые бутылки. Для употребления со спиртными напитками газировку используют 7% потребителей, при этом наибольшее предпочтение в таких случаях отдается 0,5-литровой таре.
  Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы о ситуации на саратовском рынке безалкогольных газированных напитков.

 

Потребителями газированных напитков являются 375 тысяч человек – 52% горожан. Количество мужчин и женщин, отдающих предпочтение этим напиткам, практически равно, но мужчины потребляют их в большем объеме, чем женщины – на их долю приходится соответственно 5,5 и 3,6 литра ежемесячно.

Наиболее известной и потребляемой в Саратове маркой была названа "Радуга": 96% потребителей газированных напитков знают и 63% потребляют данный напиток.

Самым потребляемым вкусом является "Лимон" – его предпочитает 56% потребителей. На втором месте находится вкус "Апельсин" – 38%, а на третьем "Кола" – 35%.

Что касается упаковки, то наибольшей популярностью у жителей города пользуется пластиковая тара, объемом 1,5 литра.

  * При оценке объемов потребления не учитывался вклад потребителей в возрасте до 16 лет.






Постоянная ссылка на статью: