Работники ИМНС раскрывают налоговые тайны фирм

Старым балансам организаций придумали самое неожиданное назначение в ИМНС № 3... Балансы разбивают на листы, кладут в принтер и... распечатывают на тыльной стороне данные из своей информационной базы. А потом такие выписки отдают налогоплательщикам. Балансы, как и полагается, имеют печати, подписи и период – за 2003 год. Вот так инспекторы разглашают сведения, составляющие налоговую тайну, и нарушают сроки хранения отчетности.

Налоговая тайна задаром и в придачу

О том, что налоговики с легкостью избавляются от отчетных документов организаций, мы узнали от самих бухгалтеров. При этом речь идет не о какой-нибудь «замшелой» отчетности десятилетней давности, а о совсем свеженьких бухгалтерских балансах за 2003 год, которые счетоводы сдавали каких-нибудь полтора-два месяца назад – с печатями фирм и подписями руководителей и главных бухгалтеров. То ли у работников налоговой инспекции не хватает бумаги для распечатки той же справки лицевого счета фирмы, то ли они боятся утонуть в отчетности и решили ее ликвидировать... Но факт остается фактом. И те документы, которые представляют для бухгалтера несомненную ценность, в стенах налоговой быстро перешли в разряд вторсырья.

Нужны вам данные о деятельности какой-нибудь фирмы, которая стоит на учете в ИМНС № 3, – а вы попросите хорошенько налогового инспектора! Ведь какая разница, на каком балансе сделать распечатку, раз их все решили пустить «в расход». Может, и вам распечатают какую-нибудь информацию на балансе определенной организации – и уж, конечно, не бесплатно. Правда, может быть и другой вариант: что кому-нибудь – на вашем балансе...

О том, что действия налоговиков являются грубым нарушением, говорит статья 102 Налогового кодекса, которая определяет понятие налоговой тайны как «любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике». А пункт 3 этой статьи указывает, что эти сведения «имеют специальный режим хранения и доступа». Соответственно утрата документов или их разглашение влекут ответственность. Поэтому любую, даже «неактуальную», отчетность вот так раздавать направо и налево налоговики не имеют права. А вот когда, по прошествии какого срока, она на самом деле становится «неактуальной»?

Пять лет, три года? Или...

Согласно существующему порядку, каждая инспекция перед началом нового календарного года разрабатывает сводную таблицу номенклатурных дел, где указываются документы, с которыми работают инспекторы, коды отделов и сроки хранения.

Опрос работников столичных и подмосковных налоговых инспекций показал, что сроки хранения отчетности во всех инспекциях разные, причем в одних ссылаются на письмо Главархива, в других – на Налоговый кодекс, в третьих – на инструкцию для служебного пользования.

Судите сами. Например, в ИМНС № 17 нам ответили так: «Годовые балансы храним пять лет. А по истечении шестого года – уничтожаем».

В ИМНС № 24 все совсем наоборот: «А вам зачем такие сведения? Это закрытая информация... У нас есть инструкция ДСП – что же я вам служебную инструкцию буду пересказывать? Но срок хранения небольшой, да, совсем небольшой».

В областных инспекциях тоже полная неразбериха. Показателен ответ инспектора из ИМНС по г. Химки: «Храним, пока идет проверка... Какой у нас срок проверки по Налоговому кодексу? Три года. Вот три года и храним, а потом сдаем в архив».

Интересно, что МНС России на этот счет утвердило приказом от 16.10.2001 № БГ-3-18/413 Перечень специфических документов, образующихся в деятельности налоговых органов, с указанием сроков хранения. Согласно ему, в течение пяти лет должны храниться: бухгалтерские балансы и налоговые декларации фирм; документы о начислениях, доначислениях по налогам и сборам, акты сверок по расчетам с бюджетом; переписка с организациями о зачетах и возвратах налогов; банковские документы (платежки, распоряжения, квитанции) и так далее. А в последнем пункте приказа дается жесткая формулировка: снижение сроков, установленных перечнем, запрещается. Но де-факто, как мы уже выяснили, совсем другая картина.

Храни его, храни

Поскольку сдать баланс в налоговую – это не в камеру хранения положить, хранить его бухгалтеру нужно как зеницу ока. Потому что, нагрянет ли проверка, или накроется программа у налоговиков, он может оказаться единственным обладателем документа с ценными сведениями.

Ольга Царицына







Постоянная ссылка на статью: