Работу налоговиков привязали к критериям

Эффективность работы налоговиков в последнее время стала объектом пристального внимания чиновников. Теперь деятельность инспекторов будут оценивать по критериям, которые утвердило правительство.

Цели остались прежними

Показатели, по которым станет оцениваться результативность работы налоговиков, были одобрены 21 июня на заседании правительства — в ходе рассмотрения основных направлений работы Федеральной налоговой службы (ФНС) на 2008—2010 годы. Теперь качество работы инспекторов будет оцениваться по восьми ключевым критериям: собираемость налогов, доля положительных оценок работы сотрудников ФНС в соцопросах, количество выигранных судебных дел и объем взысканий по ним, доля досудебных урегулирований, снижение налоговой задолженности, количество обращений к сайтам налоговиков и доля организаций, сдающих электронную отчетность.

Главной задачей, которая стоит перед налоговиками, является контроль за правильностью уплаты налогов, а не попытка собрать их как можно больше, считают в правительстве. Однако если исходить из указанных критериев, то можно увидеть, что они направлены в первую очередь именно на увеличение поступлений в казну — этот показатель является наиболее весомым, утверждает налоговый юрист инвестиционной компании «ФИНАМ» Сергей Грызунов:

— Другое дело, что речь не идет об увеличении сборов любой ценой. Критерии также направлены на формирование определенной прецедентной базы, связанной с получением налогов, правильность которых оспаривается через суд. Вероятно, именно определение практических критериев «правильности» и выражает мнение правительства.

По мнению аудитора компании «Финстатус» Натальи Зильперт, критерии «собираемость налогов и сборов» и «снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему» учитывают уровень работы ФНС по собираемости уже исчисленных налогов:

— Причем алгоритм расчета указанных показателей сформирован таким образом, что чем большее количество налогов будет собрано, тем выше поднимается критерий оценки работы ФНС. Кроме того, такая зависимость прямо пропорциональна. В предложенных критериях не отслеживается правильность уплаты налогов. Косвенным образом ее могут охарактеризовать критерии, привязанные к вынесенным судебным решениям и соотношению числа налоговых споров, рассмотренных в досудебном порядке.

Нечеткие формулировки

Разработка критериев эффективности деятельности налоговиков и контроль за их выполнением возложены на ФНС. Однако этот момент является существенным недостатком, считают в правительстве. Ведь инспекторы теоретически смогут приукрашать показатели своей работы. Поэтому информацию по собираемости налогов необходимо сделать открытой, отмечает Наталья Зильперт. Правда, государство в любом случае сможет контролировать показатели эффективности налоговых органов, считает Сергей Грызунов:

Данные ФНС всегда можно проверить. В частности, представленную информацию могут проанализировать эксперты Счетной палаты. Конечно, возможность манипулирования есть всегда, но в данном случае риски оказываются выше потенциальных выгод.

По мнению специалистов, некоторые показатели результативности работы инспекторов вызывают сомнения. Так, отдельные позиции не входят в компетенцию налоговиков, а следовательно, не в состоянии отразить реальную эффективность работы ревизоров. К примеру, это относится к критерию, оценивающему взаимодействие налоговиков и организаций через электронные средства связи, считает Наталья Зильперт:

Критерии, отражающие количество налогоплательщиков, получающих информацию из госреестров, а также организаций, ведущих расчеты с бюджетом при помощи интернета, не отражают эффективности работы налоговых органов, а всего лишь демонстрируют активность пользователей. То есть в этом случае ФНС можно оценить только с точки зрения технической оснащенности инспекций и квалификации соответствующих специалистов.

Кроме того, некоторые критерии, например «увеличение доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов», являются слишком общими. По словам аудитора, имеет смысл конкретизировать этот показатель, разбив его на несколько составляющих:

— Эти части должны учитывать оценку работы налоговых органов налогоплательщиками по разным параметрам.

Судебная сага

Один из важнейших критериев, с помощью которого будет оцениваться эффективность работы инспекторов, — это увеличение в 2008—2010 годах доли налоговых споров, урегулированных в досудебном порядке. По словам Сергея Грызунова, это нормальная мировая практика, которая должна развиваться и в нашей стране:

— Дело в том, что зачастую у предприятий разных отраслей существует своя специфика учета, отличная от других организаций. Досудебные разбирательства позволяют выявлять такие нюансы, а это значит, что многие фирмы смогут оспорить ряд налоговых претензий. Развитие такой практики мы рассматриваем исключительно положительно: особенно если предприятия и ФНС будут ориентированы на сотрудничество.

Возможность разрешения споров в досудебном порядке предусматривает также и гражданское законодательство. Ведь это позволяет сократить время разбирательств, а также экономит средства бюджета и организаций, уверена Наталья Зильперт:

— Однако в этом случае все же существуют риски давления на организацию и формального подхода к спору со стороны налоговиков. Поэтому необходимо тщательно проработать алгоритм досудебных разбирательств, а также усилить ответственность инспекторов.

— Что касается критерия «доля жалоб и исков, рассмотренных в досудебном порядке», то скорее всего он станет работать эффективно начиная с 1 января 2009 года, когда вступят в силу изменения в Налоговый кодекс (п. 5

ст. 101.2 НК). После принятия указанных поправок решать споры с ИФНС в суде фирмы смогут лишь после рассмотрения дела в вышестоящем налоговом органе.

Однако некоторые показатели деятельности инспекторов так и не нашли своего отражения в основных направлениях работы ФНС на 2008—2010 годы. По мнению чиновников и экспертов, перечень критериев, по которым оценят работу налоговиков, необходимо дополнить.

Список требует поправок

Большую озабоченность властей вызывает сегодня борьба с фирмами-«однодневками», ведь они не платят налоги и участвуют во многомиллиардных схемах по отмыванию преступных доходов, считает руководитель Центробанка Сергей Игнатьев. По словам чиновника, разработанные критерии никак не отражают противодействие налоговиков легализации «грязных» денег.

Помимо этого так и не нашла своего отражения в одобренных критериях оценки проблема огромного количества писем-инструкций, публикуемых налоговиками. По мнению

главы Минэкономразвития Германа Грефа, такие документы создают поле для произвольных решений и коррупции. В число уже существующих критериев Минэкономразвития предлагает также включить еще один — оценку количества уголовных дел, возбужденных против инспекторов-взяточников. Эту инициативу одобрил и председатель правительства Михаил Фрадков. По его словам, необходимо вести учет количества возбужденных дел по актам налоговых проверок, которые были отправлены в правоохранительные органы. Наталья Зильперт считает, что наиболее полно оценить эффективность работы налоговиков помогли бы критерии, учитывающие степень ведения разъяснительной работы с налогоплательщиками. Кроме того, результативность работы инспекторов могут подтвердить сокращение сроков рассмотрения запросов на возврат и зачет налогов, а также проведения камеральных и выездных проверок и многое другое.

Однако, по мнению руководителя Экспертного управления президента Аркадия Дворковича, сформулировать оптимальные критерии практически невозможно. Это вызвано тем, что налицо противоречия между налоговым и бюджетным законодательством, которые необходимо устранить. Дело в том, что бюджетные нормы содержат в себе норму по сбору налогов. И, пока эта проблема не будет решена, инспекторы будут вынуждены не только следить за соблюдением законодательства, но и выполнять плановые показатели по сбору средств в бюджет.







Постоянная ссылка на статью: