В ряде случаев налоговики стремятся обанкротить компанию, чтобы взыскать с нее налоговые долги за счет имущества. В других случаях, напротив, всячески препятствуют возможному банкротству. Противоречие? Так кажется только на первый взгляд.

Банкротство как способ уйти от налогов

Нередко в ситуации, когда у компании есть крупная налоговая задолженность, она преднамеренно инициирует процедуру банкротства. Цель — сохранить ценные активы, переписав их на другие компании, и уйти от уплаты налогов. А затем продолжить бизнес, создав новое юридическое лицо.

Как происходит преднамеренное банкротство.

В общих чертах схема выглядит так. Компания постепенно переводит все важные активы в другую структуру. Чаще всего используется реорганизация в форме выделения. К новой компании по разделительному балансу переходит большая часть имущества. И не переходят старые долги — по крайней мере по общему правилу (п. 8 ст. 50 Налогового кодекса РФ). Другой вариант — деньги в рамках кредита, заведомо невозвратного, переводятся дружественной компании, а затем либо обналичиваются, либо на них вновь созданное юрлицо покупает имущество должника.

Далее выбирается подставная компания, которая аккумулирует у себя долги будущего банкрота (покупает у реальных кредиторов либо они создаются искусственно), пока не набирается необходимая сумма. На сегодняшний день минимум для инициирования банкротства — всего 100 000 руб. (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Затем подставная компания подает иск в суд.

Как налоговики препятствуют преднамеренному банкротству.

Как следует из недавнего внутреннего документа, УФНС по Москве предписывает инспекторам особенно следить за финансовым положением компаний, чьи налоговые недоимки превышают 10 000 000 руб. Следить означает помешать преднамеренному банкротству.

Еще совсем недавно сделать это налоговикам было бы непросто, поскольку они могли участвовать в процессе банкротства только при условии, что у компании есть непогашенная налоговая недоимка. Однако пени и штрафы в эту сумму не входили. Поэтому, чтобы исключить налоговиков, достаточно было перечислить недоимку.

Разумеется, ФНС России такая ситуация не устраивала — зачастую суммы штрафов и пеней превышали саму недоимку. Именно поэтому в конце прошлого года были приняты поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127 - ФЗ. Теперь пени и штрафы также относятся к денежным обязательствам компании. Поэтому отсечь налоговиков можно, только полностью погасив долги перед бюджетом.

Впрочем, даже если инспекторы будут участвовать в процессе банкротства, не факт, что все долги перед бюджетом будут погашены. Поэтому УФНС и предписывает инспекциям в принципе избегать банкротства и стараться взыскать деньги на более ранних стадиях. В арсенале налоговиков остаются такие способы, как приостановление операций по счетам и арест имущества. Основания для ареста имущества перечислены в Методических рекомендациях по порядку наложения ареста на имущество… (утверждены приказом МНС России от 31 июля 2002 г. № БГ - 3-29/404). Перечислим их:

— выявленная недоимка компании, а также пени и штрафы в сумме превышают 50 процентов от стоимости имущества;

— у компании на балансе есть движимое имущество (в том числе ценные бумаги), которое в случае продажи сможет покрыть доначисления по результатам проверки более чем на 25 процентов;

— компания, несмотря на финансовые проблемы, не стремится взыскать дебиторскую задолженность с покупателей в течение более чем одного квартала;

налогоплательщик срочно распродает имущество либо переоформляет его на подставных лиц;

— у налоговиков есть сведения из прокуратуры, милиции и других ведомств, что руководство компании выводит активы и готовится скрыться;

— руководство компании систематически уклоняется от явки в инспекцию;

— средства налогоплательщика аккумулируются на счетах других компаний;

руководитель компании выступает учредителем нового юрлица;

— часть имущества компании передается в уставный капитал нового юрлица;

— есть иные подозрительные обстоятельства.

К иным обстоятельствам можно отнести и реорганизацию в форме выделения. Кстати, даже если компания успела ее провести, инспекторы могут оспорить такую сделку в суде, если докажут, что цель операции состояла только в уходе от налогов. Тогда вновь созданному налогоплательщику придется отвечать по долгам породившей его организации.

Банкротство как способ повлиять на должника

Впрочем, порой инспекторы не препятствуют банкротству, а, наоборот, используют его как инструмент для взыскания налоговых долгов. Такое происходит, если в отношении компании уже запущена статья 47 Налогового кодекса РФ, но результата нет.

Вспомним, что представляет собой данная норма. Если у налогоплательщика недостаточно денег на счетах, взыскать налог можно за счет имущества. В том числе за счет наличных денежных средств. Изъятие происходит таким образом. Руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции принимает соответствующее решение. По закону в течение года после того, как истек срок, указанный в требовании об уплате налога. Но в нынешних реалиях ждать 12 месяцев никто не будет.

«На решение в действительности отводится один месяц. Это установка, спущенная из УФНС. А если речь идет о крупном налогоплательщике, срок еще сокращается, иногда до пяти дней», — сообщили нам в одной из подмосковных инспекций.

Далее постановление передается судебному приставу.

Как работают судебные приставы.

Приставы действуют на основании Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве». На поиск и изъятие имущества отводится всего два месяца. Первым делом приставы проверяют нет ли у компании денег на счетах в банке, которые ранее не нашли налоговики. Затем они ищут имущество, не участвующее непосредственно в производстве. Далее в ход идут готовая продукция, сырье и материалы, станки, оборудование, здания и т. д. После чего изъятое имущество продается, а вырученные деньги уплачиваются в бюджет.

Но все это в теории. На практике приставы часто не находят не то что имущество — даже саму компанию. К тому же отведенный законом срок — два месяца — нередко сильно затягивается. А затем приставы возвращают налоговикам постановление, признаваясь, что не способны ничего сделать. После этого инспекторам ничего не остается, как запустить процедуру банкротства.

Почему УФНС призывает инспекторов банкротить компании.

В условиях кризиса шансы, что приставы ничего не найдут в ходе исполнительного производства, растут. Именно поэтому руководство УФНС по Москве призывает инспекторов как можно быстрее идти в суд и требовать признать должника банкротом. Правда, при двух условиях. Во - первых, долг компании перед бюджетом превышает 500 000 руб. Во - вторых, на балансе у нее есть реальные активы.

Зачем налоговикам банкротить компании? Первая причина — конкурсные управляющие, которые будут разыскивать имущество в процессе банкротства, в отличие от судебных приставов не являются госслужащими, а главное — материально заинтересованы в том, чтобы найти какие - то активы. К тому же они находятся в более выигрышной ситуации, поскольку получают контроль над компанией - банкротом. То есть шансов отыскать имущество у них больше.

Какую информацию о налогоплательщике инспекторы направляют приставам

Внутренние инструкции налоговиков требуют сообщать приставам:

— сведения о лицах, ответственных за финансово - хозяйственную деятельность компании;

— фактические адреса и телефоны головной организации и ее подразделений;

— сведения о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;

— расшифровку задолженности;

перечень расчетных, текущих и иных счетов в банках;

извещение банка об отсутствии или недостаточности средств для погашения задолженности;

— сведения об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности).

Иногда приставы запрашивают также учредительные документы и бухгалтерский баланс.

Комментирует Денис Родин, старший консультант департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком - Аудит»:

Законодательство о банкротстве в значительной мере ограничивает руководителя компании - должника по части управленческих решений, поскольку контроль переходит к арбитражным управляющим. Поэтому риск, что инспекторы инициируют банкротство, заставляет руководство компании шевелиться, пытаться что - то заплатить, в общем, не допускать конкурсного производства.

Кроме того, существует заинтересованность конкурсных управляющих в том, чтобы погасить задолженность. В этом я вижу основные причины, почему московское УФНС рекомендует инспекторам инициировать банкротство компаний - должников.

Вторая причина: иск о банкротстве можно расценивать и как прием психологической атаки против должника.

Комментирует Никита Русяев, юрист компании «Частное право»:

— Думаю, УФНС надеялось еще и на психологическую составляющую. Организация сделает все, чтобы избежать банкротства. Ведь для собственников, особенно если они не успели вывести активы, это означает полный крах. Также, мне кажется, у налоговиков есть и такой неочевидный на первый взгляд интерес. Каждую инспекцию оценивают по определенным показателям. Среди них и зависшая налоговая недоимка. Если же компания будет признана банкротом и ликвидирована, то недоимка исчезнет сама собой.

Кстати, призыв не тратить время и средства на исполнительное производство ранее уже звучал в письме ФНС России от 21 марта 2006 г. № ММ - 6-19/296@ .

 

Автор: С. Шилкин
Журнал "Спутник главбуха"



Постоянная ссылка на статью: