Соцстраховские расходы: что изменилось в бюджете ФСС на 2004 год?

Одним из основных документов, регламентирующих порядок формирования доходов и финансирования расходов на обязательное социальное страхование на очередной финансовый год, является федеральный закон. На 2004 год бюджет ФСС России утверждён Федеральным законом от 08.12.03 № 166-ФЗ (далее — закон № 166-ФЗ). Этот закон вступил в силу 1 января 2004 года.

Нормы, продлённые или приостановленные на 2004 год

Статьёй 7 закона № 166-ФЗ продлено действие целого ряда статей прежних законов о бюджетах фонда. Применение положений этих статей на практике имеет важное значение не только для сотрудников фонда, но и для страхователей.

Так, в 2004 году страхователи по-прежнему смогут погашать задолженность по страховым взносам на “травматизм” не деньгами, а государственными ценными бумагами, а также векселями кредитных и иных организаций. Эта норма в своё время была установлена статьёй 15 закона о бюджете ФСС России на 2001 год. В очередной раз действие положений этой статьи продлено на 2004 год.

Как и в предыдущие два года, в 2004 году фонд вправе предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки). Речь идёт об отсрочках (рассрочках) погашения сумм задолженности по страховым взносам на “травматизм”, предоставляемых на основании статьи 10 закона о бюджете ФСС России на 2002 год. Эти отсрочки (рассрочки) фонд может предоставлять страхователям с учётом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых на срок не более одного года. При этом страхователи обязаны своевременно уплачивать фонду текущие платежи по взносам.

Сохранено и введённое ещё в 2002 году ограничение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности — 11 700 руб. в месяц. Не изменился и максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, производимой в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием. В 2004 году сумма этой выплаты составляет 30 000 руб. Напомним лишь, что с середины прошлого года эти выплаты, равно как и единовременные выплаты застрахованным работникам, осуществляют не страхователи, а территориальные отделения фонда. И ещё одно уточнение. Согласно пункту 3 статьи 14 закона № 166-ФЗ, на 2004 год приостановлено действие пункта 1 статьи 11 закона об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в части определения размера единовременной страховой выплаты. Положения этого пункта не действовали и в 2003 году. Но в прошлом году размер единовременной страховой выплаты был ограничен суммой в 27 000 руб. В текущем же году размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты трудоспособности застрахованного исходя из максимальной суммы, равной 30 000 руб. (п. 1 ст. 14 закона № 166-ФЗ).

Как и прошлогодний бюджет, новый сохранил на 2004 год размер денежной компенсации, выплачиваемой “чернобыльцам” взамен путёвок. Максимальная сумма компенсации, выплачиваемой этим гражданам взамен санаторно-курортной путёвки, составляет 8000 руб., а взамен путёвки в другое оздоровительное учреждение — 6000 руб.

Продлено действие статьи 11 закона о бюджете ФСС России на 2003 год. Эта статья, напомним, касалась организаций и предпринимателей, перешедших на специальные налоговые режимы. Эта категория страхователей, как и в прошедшем году, будет оплачивать часть пособий по временной нетрудоспособности своим работникам за счёт соцстраховских средств из расчёта не более 1 МРОТ (600 руб.) в месяц. В части суммы пособия, превышающей эту величину, выплата производится за счёт средств работодателя.

Фактически сохранён лимит месячной компенсации расходов на посторонний уход за застрахованными, пострадавшими от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Размер такой компенсации в течение последних двух лет составлял:

В этих же суммах фондом будут производиться выплаты и в текущем году.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры ежемесячных расходов на посторонний специальный медицинский уход и посторонний бытовой уход определяются с учётом этих коэффициентов. Причём теперь на уровне закона урегулирован порядок применения районных коэффициентов. Если в местности установлены районные коэффициенты для производственных и непроизводственных отраслей, то для расчёта пособий и иных расходов должен применяться коэффициент, установленный для непроизводственных отраслей.

Новый порядок оплаты пособий

Наиболее существенное изменение, внесённое статьёй 8 закона № 166-ФЗ, касается порядка оплаты следующих видов пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам.

В 2004 году эти пособия нужно рассчитывать “из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам...”

При этом непрерывный трудовой стаж и иные условия, установленные законодательством об обязательном социальном страховании, учитываются по-старому.

До сих пор средний заработок у разных категорий работников считался неодинаково и зависел от системы оплаты труда. Скажем, у повременщиков — исходя из тарифной ставки или оклада с учётом постоянных доплат и надбавок, а также среднемесячной суммы премий. У сдельщиков — из фактического заработка за последние два месяца перед наступлением нетрудоспособности и также с учётом среднемесячной суммы премий.

Что касается стажа, то для работников, имеющих непрерывный трудовой стаж менее пяти лет, оплата по больничному листу составляла 60 % от средней зарплаты. Если непрерывный стаж составлял от пяти до восьми лет, пособие работнику выплачивалось в размере 80 %. Наконец, при непрерывном трудовом стаже более восьми лет за время болезни работник получал пособие в сумме, эквивалентной 100 % от средней зарплаты.

Так вот, расчёт пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в зависимости от стажа и других условий остался прежним.

Средний же заработок для оплаты указных пособий должен исчисляться в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со статьёй 139 ТК РФ (п. 1 ст. 8 закона № 166-ФЗ). Как сказано в этой статье, для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок её исчисления. В то же время статьёй 183 ТК РФ определено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры таких пособий и условия их выплаты также устанавливаются федеральным законом.

После вступления в силу закона № 166-ФЗ рассчитывать средний заработок для оплаты ранее упомянутых пособий нужно в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.04.03 № 213; далее — Положение о среднем заработке).

Примерный перечень выплат, учитываемых при расчёте среднего заработка, приведён в пункте 2 Положения о среднем заработке. Наряду с заработной платой, начисленной как в денежной, так и в натуральной форме, в перечень включены следующие выплаты:

  • связанные с условиями труда, отклоняющимися от нормальных, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате);

  • за работу в ночное время, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объёма выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

  • премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

  • другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

При исчислении среднего заработка не учитываются выплаты, не относящиеся к заработной плате (дивиденды по акциям, материальная помощь и др.).

Кроме того, из расчётного периода при исчислении среднего заработка исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

  • за работником сохранялся средний заработок в соответствии с российским законодательством;

  • работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

  • работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

  • работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с российским законодательством.

Чтобы определить сумму среднего заработка, нужно умножить среднедневной заработок на количество дней (рабочих, календарных), приходящихся на период болезни (декретного отпуска). А размер среднедневного заработка определяется так. Нужно сумму заработной платы, фактически начисленной за 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих болезни или декретному отпуску, разделить на количество дней, фактически отработанных в этот период.

Пример 1

Работнику фирмы, работающей в режиме пятидневной рабочей недели, установлен оклад 4000 руб. В соответствии с установленной на фирме системой оплаты труда работнику выплачиваются ежеквартальные премии, рассчитываемые пропорционально отработанному времени из суммы, равной 2400 руб. Непрерывный трудовой стаж работника составляет 7 лет.

Со 2 по 13 февраля 2004 года (10 рабочих дней) работник болел. В этой ситуации расчётным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, а именно февраль–декабрь 2003 года и январь 2004 года. В период с 1 по 11 июля 2003 года работник находился в командировке, а в сентябре (с 1-го по 14-е число) — в ежегодном отпуске.

Среднедневной заработок работника составит 231,71 руб. (53 525,69 руб. / 231 дн.). Эта сумма меньше максимального размера среднедневного пособия, рассчитанного за февраль и равного 615,79 руб. (11 700 руб. : 19 дн.). Поэтому пособие рассчитывается исходя из расчётного значения среднедневного заработка.

Средний заработок будет равен 2317,1 руб. (231,71 руб. ґ 10 дн.).

Так как стаж работника составляет 7 лет, пособие по временной нетрудоспособности ему выплачивается в размере 80 % от среднего заработка.

Сумма пособия составит 1853,68 руб. (2317,1 руб. ґ 80 %).

Вместе с тем отметим, что пункты 15 и 16 Положения о среднем заработке при исчислении пособий не применяются. В этих пунктах, напомним, урегулирован порядок повышения среднего заработка в случаях:

  • увеличения заработной платы (в расчётный период, после расчётного периода, в период сохранения среднего заработка);

  • повышения размеров надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия государственной службы.

Законом № 166-ФЗ установлено лишь одно условие, при котором повышение зарплаты учитывается при исчислении пособия. Если в течение 12 месяцев, включаемых в расчётный период, у работника повышалась зарплата, то это повышение учитывается при расчёте пособия с даты фактического увеличения заработной платы.

Пример 2

Работник фирмы, которому установлен оклад, заболел в феврале 2004 года. В период с 5 по 22 января 2004 года работник находился в очередном отпуске. С 12 января 2004 года тарифные ставки и должностные оклады работникам фирмы были повышены. В этом случае при исчислении пособия по временной нетрудоспособности из расчётного периода (февраль–декабрь 2003 и январь 2004 года) при исчислении среднего заработка исключаются время отпуска и начисленные за отпуск суммы. Сумма отпускных должна быть пересчитана с даты повышения тарифных ставок и окладов (с 12 января) до окончания отпуска (22 января) (п. 15 Положения о среднем заработке).

А для оплаты пособия заболевшему работнику повышение заработной платы будет учтено не с 12 января, а с 23 января 2004 года — даты фактического увеличения оклада. Выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период времени, при этом не корректируются.

Значительные ограничения в оплате пособий на 2004 год введены для тех, кто фактически проработал в течение последнего календарного года менее трёх месяцев. Месячный размер пособия таким работникам должен составлять не более минимальной оплаты труда, т. е. 600 руб.

Пример 3

Работник принят на работу 1 декабря 2003 года с окладом 3000 руб. Непрерывный стаж его работы составляет 10 лет. Организация работает в условиях пятидневной рабочей недели. В период с 9 по 13 февраля (5 рабочих дней) работник болел.

Согласно статье 8 закона № 166-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. А согласно пункту 3 Положения о среднем заработке, при любом режиме работы расчёт средней заработной платы работника (кроме среднего заработка, определяемого для оплаты отпусков) производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Работник состоит в трудовых отношениях с организацией с 1 декабря 2003 года. Поэтому расчётным периодом для исчисления пособия является период с 1 декабря 2003 года до 1 февраля 2004 года. Поскольку непрерывный стаж работника составляет менее пяти лет, пособие выплачивается ему в размере 60 % от среднего заработка. Заработная плата работника за фактически отработанное время в расчётном периоде — 41 дн. (22 + 19) составила 6000 руб. (3000 + 3000). Среднедневной заработок равен 146,34 руб. (6000 руб. : 41 дн.). Размер среднедневного пособия составляет 87,8 руб. (146,34 руб. ґ 60 %). Размер пособия за дни болезни — 439,02 руб. (87,8 руб. ґ 5 дн.). Но в этой сумме пособие не может быть выплачено, поскольку работник перед болезнью проработал менее трёх месяцев. В этом случае пособие должно быть рассчитано в размере, не превышающем за полный календарный месяц 600 руб. Среднедневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, равен 29,27 руб. ((600 руб. + + 600 руб.) : 41 дн.).

Сумма пособия с учётом непрерывного стажа работника составит 146,35 руб. (29,27 руб. ґ 5 дн.).

Эта мера введена законодателем с целью сократить число злоупотреблений, связанных с установлением частными фирмами необоснованно больших зарплат отдельным работникам, в частности женщинам перед уходом в декретный отпуск. Но при этом, заметим, будут страдать и другие категории работников, например молодые специалисты, только-только начавшие трудовую деятельность.

Отметим также тот факт, что закон № 166-ФЗ не обязывает работодателей сохранять минимальный размер пособия, равный МРОТ, в других случаях. Напомним, что в прошлом году такая обязанность была установлена статьёй 14 закона о бюджете ФСС России на 2003 год.

О том, как по-новому рассчитывать пособия, ФСС России совместно с Минтрудом России разъяснят в специальном документе. Он находится на регистрации в Минюсте России. После государственной регистрации разъяснений мы расскажем обо всех нюансах нового порядка расчёта пособий в одном из ближайших номеров “ПБУ”.

Расходы на оздоровление застрахованных граждан и их детей

В отличие от 2003 года в текущем средства соцстраха могут расходоваться лишь на оплату полной стоимости путёвок для застрахованных граждан, направляемых на долечивание. Речь идёт о долечивании в специализированных российских санаториях непосредственно после стационарного лечения лиц, перенёсших острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, а также отдельные виды сердечно-сосудистых и полостных операций (ст. 9 закона № 166-ФЗ) (подробнее см. “ПБУ” № 1, 2004).

Приобретать путёвки на санаторное лечение в 2004 году страхователи могут частично за счёт средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Однако эти путёвки можно приобретать лишь в рамках программы предупредительных мер по предотвращению производственного травматизма и профзаболеваний. Условия финансирования предупредительных мероприятий в текущем году должен утвердить кабинет министров. Но лимит средств на финансирование таких мероприятий не изменился. Как и в предыдущие годы, он составляет до 20 % от сумм страховых взносов на “травматизм”, перечисленных страхователями за 2003 год (ст. 15 закона № 166-ФЗ). Что касается непосредственно путёвок, то их можно приобретать лишь для работников, занятых во вредных и опасных производствах.

Пример 4

Организация в 2003 году перечислила взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в сумме 100 000 руб. Страховых выплат в 2003 году организация не производила. Фондом ей было разрешено использовать 20 000 руб. (100 000 руб. ґ 20 %) на финансирование мероприятий по сокращению производственного травматизма, а именно на оплату санаторно-курортного лечения работников, занятых во вредном производстве. В 2004 году организация начислила страховые взносы на “травматизм” в сумме 120 000 руб. В рамках программы предупредительных мер организация оплатила путёвку работнику, занятому ремонтом и зарядкой аккумуляторов (производство с вредными условиями труда). Стоимость путёвки составила 10 800 руб.

В бухгалтерском учёте указанные операции следует отразить проводками:

Дебет 20 Кредит 69-1-2

— 120 000 руб. — начислены страховые взносы;

Дебет 76 Кредит 51

— 10 800 руб. — оплачена путёвка;

Дебет 50 Кредит 76

— 10 800 руб. — передана путёвка на хранение в кассу;

Дебет 73 Кредит 50

— 10 800 руб. — выдана путёвка работнику;

Дебет 69-1-2 Кредит 73

— 10 800 руб. — возмещена за счёт средств страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний стоимость путёвки;

Дебет 69-1-2 Кредит 51

— 109 200 руб. (120 000 – 10 800) — перечислена территориальному отделению фонда задолженность по взносам.

Возможность оплачивать путёвки другим категориям работников за счёт средств установленных организации скидок и надбавок к страховому тарифу в текущем году отсутствует.

В 2004 году сохранена возможность частичной или полной оплаты за счёт соцстраховских средств детских путёвок. Фонд будет возмещать расходы на оплату путёвок:

  • в санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия — в пределах 400 руб. в день на одного ребёнка. Путёвки будут оплачиваться не более чем за 21–24 дня пребывания в таких лагерях (подробнее см. “ПБУ” № 1, 2004). В местностях, в которых установлены районные коэффициенты к зарплате, максимальный размер оплаты путёвок определяется с учётом этих коэффициентов;

  • в загородные стационарные оздоровительные лагеря — не более чем за 24 дня в период школьных каникул. Порядок и условия оплаты путёвок в эти лагеря должно утвердить Правительство РФ (подп. 2 п. 1 ст. 10 закона № 166-ФЗ);

  • в оздоровительные лагеря дневного пребывания с двух- или трёхразовым питанием — в сумме расходов на оплату питания исходя из сложившихся цен в регионе (не более чем за 21 день).

В заключение отметим, что статьёй 18 закона № 166-ФЗ фонду разрешено детализировать структуру расходов и перераспределять средства по бюджетным статьям.

Материал подготовленпри участии специалистов ФСС России







Постоянная ссылка на статью: