Рынок сетевой торговли в Волгограде

Ушли в прошлое времена, когда для того, чтобы купить масло или сахар, причем не самого лучшего качества, нужно было отстоять километровые очереди. Сейчас рынок насыщен, а покупатель избалован. Потребители обращают внимание на цену продукта, фирму-изготовителя и упаковку, они научились ориентироваться в огромном количестве магазинов и гигантском объеме рекламы.

В декабре 2006 года Фонд "Институт экономических и социальных исследований" провел исследование предпочтений волгоградцев при выборе мест покупки продуктов питания. В опросе, проводившемся по квотной выборке, приняли участие 600 респондентов старше 18 лет.   Половозрастное распределение респондентов соответствует структуре населения Волгограда, при этом максимальная статистическая погрешность не превышает 4,1%.

Результаты проведенных исследований показали, что в Волгограде победил формат сетевой продуктовой торговли, который оттеснил продовольственные рынки, традиционные магазины и небольшие торговые павильоны. Представленные в городе сетевые магазины относятся к разным типам торговых точек. Так, например, "Пятерочка" позиционируется как сеть магазинов-дискаунтеров, "Радеж" состоит из супермаркетов и магазинов класса "эконом", "Магнит" представлен сетью дискаунтеров-мини-маркетов, а "МАН" – исключительно сетью супермаркетов.   Несмотря на существующую торговую классификацию, волгоградцы воспринимают все магазины перечисленных сетей как очень близкие по формату торговые точки, работающие на едином конкурентном поле.

Основная доля респондентов – 82,2% – предпочитают покупать продукты в сетях "Радеж", "Пятерочка", "Магнит" и "МАН" (рис. 1). Сетевые магазины пользуются огромной популярностью, и это неудивительно, ведь в них представлен широчайший ассортимент продуктов питания, комфортные условия для покупателей и, главное, цены на многие товары в таких торговых точках ниже, чем на рынке.

Удобство сетевых продуктовых магазинов оценили волгоградцы всех возрастных групп. Однако в наибольшей степени этому формату торговли отдают предпочтение молодые люди – его выбирают 88,5% опрошенных в возрасте 18–34 лет, по сравнению с 82,2% в целом по массиву. Молодежь легче поддается веяниям времени, более того, данная категория населения – это люди занятые, и им очень важно выбрать все необходимое в одном месте, потратив на это как можно меньше времени.

Продовольственные рынки значительно уступают по популярности сетевым магазинам. Рынки не выдерживают ценовой конкуренции со стороны крупных сетей, кроме того они не могут предложить покупателям ни удобных торговых залов, ни широкого ассортимента товаров. Однако и у продовольственных рынков есть свои поклонники – им по-прежнему остаются верны 37,7% опрошенных волгоградцев. Этот торговый формат имеет свои преимущества. Во-первых, на рынке присутствует широкий ассортимент овощей и фруктов – садоводы-любители всегда предложат покупателю его любимый сорт помидоров или яблок. Кроме того, на рынок можно прийти за мясом и молочными продуктами домашнего производства. Во-вторых, важное преимущество рынков состоит в том, что здесь обычно продается самая свежая продукция, а также существует возможность поторговаться и снизить цену на товар.

По традиции, на рынке отовариваются многие волгоградцы старшего возраста – 54,1% респондентов старше 55 лет по сравнению с 37,7% в целом по массиву. Эта категория покупателей предпочитают за один раз покупать небольшое количество продуктов.

В последние годы наряду с обычными сетевыми продуктовыми магазинами и супермаркетами в  Волгограде начинают появляться гипермаркеты*. Для удобства респондентов, которые в большинстве своем не различают типы торговых точек, в ходе исследования супермаркеты "Рамстор" и "Перекресток", а также cash&carry "Метро" были объединены в одну категорию "гипермаркеты". В целом в "Рамстор", "Перекресток" и "Метро" ходят за покупками всего лишь 16% горожан. Причина столь низкой посещаемости очевидна – таких крупных магазинов в городе всего три, и не каждый волгоградец поедет за продуктами через весь город. Поэтому основными покупателями становятся либо люди, живущие неподалеку, либо посетители торговых центров, в которых эти магазины расположены. В гипермаркетах чаще других совершают покупки молодые волгоградцы – 20,6% опрошенных по сравнению с 16% в целом по массиву – и горожане с доходом свыше 6 тысяч рублей в месяц – 30,5% респондентов.

Большинство несетевых предприятий торговли относятся к формату "магазин возле дома". Несмотря на это, доля горожан, выбирающих несетевые продовольственные магазины, торговые павильоны и специализированные магазины от производителя, незначительна – в совокупности она составляет 12,8%. Потребитель отдает предпочтение сетевому формату, особенно в ситуации, когда рядом с жилым массивом практически на одинаково близком расстоянии расположено несколько магазинов, принадлежащих различным торговым сетям. Естественно, что несетевые торговые точки формата "магазин возле дома" не выдерживают конкуренции по таким параметрам, как широта ассортимента, оформление и организация торгового зала и, наконец, стоимость продукции – по многим товарным позициям она существенно выше, чем в сетевых магазинах.

Потребители привыкли к такой форме организации торгового процесса, как самообслуживание, что не предусмотрено в несетевых продовольственных магазинах. Но, пожалуй, самой главной причиной низкого процента покупок в этих предприятиях торговли является их небольшое количество в целом по городу.

В ходе опроса выяснялись предпочтения волгоградцев в отношении различных торговых сетей, представленных в городе. Почти четверть респондентов – 24,7% – выбирают магазины "Магнит" (рис. 2). Сюда приходят за покупками волгоградцы со средним уровнем доходов, которых "Магнит" притягивает низкими ценами. Поклонниками "МАНа" являются 20,8% опрошенных. По мнению респондентов, предпочитающих эту торговую сеть, ее основными имиджевыми характеристиками являются высокое качество продукции, удобные торговые залы и высокий уровень обслуживания. В "Пятерочках" предпочитают делать покупки 14% волгоградцев, которых эта сеть привлекает низкими ценами, оптимальным графиком работы и торговыми залами, оборудованными в соответствии с запросами покупателей. Магазины "Радеж" выбирают 13,5% респондентов – положительные отзывы со стороны потребителей получили график работы и торговые залы этой сети.

Такие гипермаркеты, как "Рамстор" и "Перекресток", менее популярны – их посещают соответственно 5,2 и 3,7% опрошенных. Эти крупные магазины в первую очередь привлекают посетителей уровнем сервиса: волгоградцам нравится высокое качество обслуживания, широкий ассортимент товаров и хорошо оборудованные торговые залы.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующий вывод: на волгоградском рынке продуктов питания практически безраздельно царят сетевые магазины. Четыре основных конкурента – сети "Магнит", "МАН", "Пятерочка" и "Радеж" довольно прочно закрепились на волгоградском рынке и приобрели своих постоянных покупателей. С каждым годом появляется все больше магазинов, при этом каждая сеть старается охватить наиболее плотно населенные районы города. Растущая конкуренция выгодна и самим волгоградцам: сохраняется приемлемый уровень цен, проводятся различные промо-акции и розыгрыши призов, магазины постоянно следят за качеством товара и уровнем обслуживания. Так что потребителю остается только выбирать.

* Под гипермаркетами понимаются крупные супермаркеты, которые имеют гораздо большие торговые площади и широкий ассортимент товаров, в том числе непродовольственных, по сравнению с обычными супермаркетами.






Постоянная ссылка на статью: