О налогообложении затрат на подписку

Письмо Министерства финансов РФ от 14.02.2005 № 03-03-02-04/1/40 [О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЗАТРАТ НА ПОДПИСКУ]

Эксперт “НА” Р.С. Любушкина

Вопрос. Организация, выписывающая бухгалтерские журналы, применяет упрощенную систему налогообложения. Единый налог считает с разницы между доходами и расходами. Срок использования периодических печатных изданий – более 12 месяцев. Можно ли учесть расходы на подписку в качестве расходов по приобретению основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)?

Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Исходя из положений подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, состав основных средств определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Об этом же говорится в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Согласно пункту 12 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н, основные средства могут группироваться применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1. Названной Классификацией бухгалтерские журналы к основным средствам не отнесены.

В связи с этим, а также в связи с тем, что перечень расходов, учитываемых при налогообложении, приведенный в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации ограничен, расходы по подписке на бухгалтерские журналы при определении налоговой базы по единому налогу, организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учитываться не должны.

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев


Комментарий

Практически каждый бухгалтер в своей работе прибегает к помощи специализированной литературы. При этом наиболее простой способ своевременно получать информацию об изменениях в законодательстве – оформить подписку на профильное периодическое издание (журнал, газету и т. д.). Могут ли “упрощенцы” учесть такие траты в уменьшение базы единого налога? С таким вопросом наша редакция обратилась к работникам Минфина России. Ответ, которые дали финансисты, вряд ли можно назвать обоснованным.

Следуя традиции

Как правило, бухгалтеры собирают подшивку выписываемых периодических изданий. Поэтому логично предположить, что срок полезного использования такой литературы превышает 12 месяцев. Получается, что подписные расходы – это затраты на приобретение основных средств. И значит, “упрощенцы” имеют полное право учесть их в уменьшение базы единого налога (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если, конечно, экономически обоснуют издержки и подтвердят их документально (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Однако работники Минфина России с таким выводом не согласны. Финансисты замечают, что пользователи УСН должны определять состав основных средств в соответствии с бухгалтерским законодательством (п. 3 ст. 4 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). При этом, согласно Мето-дическим рекомендациям по бухучету, утвержден-ным приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, такие активы группируются в соответствии с Классификацией основных фондов, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1). Специализированные бухгалтерские журналы в этой Классификации не значатся. Поэтому причислить оформление подписки к затратам на приобретение основных средств нельзя. Такие операции пользователи УСН могут осуществлять только за счет собственных средств.

Отметим, что данный вывод рассуждений финансистов, безусловно, закономерен. Он полностью соответствует сложившейся традиции официальных ответов по этой теме. Так, например, инспекторы ряда регионов уже неоднократно подчеркивали, что расходы на подписные издания не поименованы в закрытом перечне дозволенных “упрощенцам” трат, поэтому учесть их нельзя (см., например, письма УМНС России по г. Москве от 16.01.2004 № 21-09/02809 и УМНС России по Московской области от 21.08.2003 № 04-20/14499/14/9035).

Опираясь на НК РФ

Однако мнение госслужащих далеко не бесспорно.

Если говорить о доказательствах Минфина России, изложенных в опубликованном письме, то можно отметить такие слабые места.

Бухгалтерский учет

Во-первых, относительно бухгалтерского учета активов. Положение Методических рекомендаций (п. 12), на которое ссылаются финансисты, позволяет, но не обязывает фирмы использовать упомянутую Классификацию по амортизационным группам. Ведь разработана она прежде всего для отнесения стоимости имущества в расчет налога на прибыль. Поэтому использовать данный документ выгодно тем организациям, которым важно совместить бухгалтерский учет с налоговым.

Но “упрощенцы” не рассчитывают “прибыльный” платеж, поэтому применять Классификацию им нет необходимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Фирмапользователь УСН может самостоятельно установить в бухучете стоимостный предел амортизируемого имущества (п. 18 ПБУ 6/01). Очевидно, что лучше взять максимально возможный лимит, то есть 10 000 рублей. Затем организация вправе сама определить срок полезного использования объектов (п. 20 ПБУ 6/01) и рассчитать амортизационные отчисления относительно них (на основе выбранного метода – п. 18 ПБУ 6/01).

Правда, в случае со специальной литературой и это вряд ли придется делать, ведь цена даже годовой подписки скорее всего не превысит “амортизационный” предел. Поэтому затраты на ее оформление войдут в состав издержек, связанных с приобретением “малоценных” основных средств (п. 18 ПБУ 6/01). А их стоимость может быть списана на бухгалтерские затраты единовременно.

+ налоговый учет

Во-вторых, и это самое главное, для исчисления единого налога “упрощенцы” вообще не рассчитывают амортизацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Кроме того, нет в главе 26.2 Налогового кодекса и условия о том, что под затратами на приобретение основных средств подразумеваются только издержки, связанные с покупкой амортизируемого имущества. Хотя намек именно на это условие прослеживается и в нынешних разъяснениях финансистов, и во многих ответах инспекторов (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 31.12.2004 № 21-14/85240).

По законодательству фирма может определить сама, относится или нет приобретенный актив к объектам основных средств, например, при помощи “Общероссийского классификатора основных фондов” ОК 013-94 (утвержден приказом Госстандарта России от 26.12.94 № 359). Кстати, в соответствии с ним периодические издания входят в состав таковых – код 19 0001112.

При этом, если основное средство было приобретено в период применения УСН, затраты на покупку войдут в налоговые расходы сразу после одновременного выполнения двух условий:

  • актив оплачен поставщику;
  • объект введен в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

А в случае, когда основное средство фирма приобрела еще до перехода на “упрощенку”, порядок отнесения его стоимости на расходы зависит от срока полезного использования. Его организация вправе определить либо сама, либо воспользовавшись упомянутой Классификацией. Но, поскольку периодические издания в Классификации не поименованы, применять ее необязательно.

= итого

Итак, выходит, что принципиальный довод работников Минфина России о том, что бухгалтерские журналы не относятся к амортизируемым основным фондам (по Классификации), и поэтому подписные затраты на них нельзя включить в расчет единого налога – несостоятелен.

Если периодические издания подпадают под определение основных средств по ПБУ 6/01, значит, их нужно принять к бухучету как таковые. При этом для включения подписных издержек в расчет единого налога достаточно доказать их экономическую оправданность и подтвердить документами (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Кстати, в прошлом году московские инспекторы все же выпустили ряд писем, в которых допустили возможность отнесения подписных трат к расходам на приобретение “малоценных” активов (см., например, письма УМНС России по г. Москве от 10.10.2003 № 21-07/56743 и от 15.05.2003 № 24-05/26169). Причем как в бухгалтерском, так и в налоговом “упрощенном” учете. И хотя потом свою позицию работники УФНС изменили, их прежние разъяснения заслуживают внимания.

Обратите внимание: бухучет основных средств должны вести только фирмы-“упрощенцы”, а вот предприниматели от такой обязанности освобождены (п. 3 ст. 4 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). Поэтому для них единственным способом классифицировать периодические издания как основные средства остается ОК 013-94, утвержденный приказом Госстандарта России от 26.12.94 № 359.

Пример

ООО “Марс” применяет упрощенную систему налогообложения. Налог платит с разницы между доходами и расходами.

В феврале 2005 года “Марс” оформил подписку на журнал “Нормативные акты для бухгалтера” у официального представителя на 6 месяцев 2005 года (март– август). За это фирма заплатила 1896 руб. (в т. ч. НДС – 172 руб.). “Нормативные акты” выходят 2 раза в месяц. Таким образом, цена одного журнала – 158 руб. (1896 руб. : 6 мес. : 2) (в т. ч. НДС – 14 руб.).

Бухгалтер “Марса” сделал в бухгалтерском учете такие проводки:

в момент перечисления денег

Дебет 60 субсчет “Авансы выданные” Кредит 51

– 1896 руб. – перечислены деньги за подписку;

2 раза в месяц по мере получения журнала

Дебет 08 Кредит 60

– 144 руб. (158 – 14) – списана стоимость полученного издания;

Дебет 19 Кредит 60

– 14 руб. – отражен НДС по полученным изданиям;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет “Авансы выданные”

– 158 руб. – зачтена предоплата;

Дебет 08 Кредит 19

– 14 руб. – НДС включен в первоначальную стоимость журнала;

Дебет 01 Кредит 08

– 158 руб. – журнал передан в бухгалтерию;

Дебет 26 Кредит 01

– 158 руб. – списана стоимость полученного издания.

Обратите внимание: в бухгалтерском учете фирмы-“упрощенцы” относят суммы невозмещаемого НДС в первоначальную стоимость активов (п. 8 ПБУ 6/01). Финансисты советуют поступать так же и при расчете единого налога (письмо

Минфина России от 04.11.2004 № 03-03-02-04/ 1/44). То есть включать стоимость основных средств вместе с НДС в расходы в момент ввода активов в эксплуатацию. Однако обоснованных причин поступать так нет. Поэтому пользователи УСН вправе включать косвенный налог в расчет единого платежа и как отдельную трату (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). То есть сразу после оплаты его поставщику. Правда, воспользовавшись таким способом учета, спора с инспекторами избежать будет трудно (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 29.03.2004 № 21-09/21077).

Другие способы

Учесть в налоговых расходах подписные издержки фирма, применяющая “упрощенку”, может и по-другому.

Материальные затраты

Организация вправе указать в учетной политике, что пользуется спецлитературой менее 12 месяцев. Объяснение этому – быстро меняющееся законодательство. Тогда выписываемые журналы, газеты и т. д. будут входить в состав материально-производственных запасов. Затраты на их приобретение “упрощенцы” смогут принять к учету как материальные расходы в соответствии со статьей 254 Налогового кодекса (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ну, и конечно, при соблюдении правил статьи 252 (п. 2 ст. 346.16). При этом исключить подписные издержки из базы единого налога “спецрежимники” имеют право сразу после расчета с поставщиком. Дожидаться момента отпуска таких ценностей в производство не нужно (письмо Минфина России от 14.07.2004 № 03-03-05/1/76).

Обратите внимание: НДС по приобретенным материально-производственным запасам также можно учесть в налоговых расходах (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем как отдельную трату (письмо Минфина России от 24.08.2004 № 03-03-01-04/1/4).

Компенсация

Но и это не последний вариант. Организация может подписаться на периодику не сама, а через своего сотрудника. В этом случае работник оформляет все подписные документы на свое имя, а фирма компенсирует ему эти затраты (ст. 163 или 188 ТК РФ). Сумму компенсации в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса можно включить в расходы на оплату труда (подп. 25 ст. 255 НК РФ). На эти затраты “упрощенцы” вправе сократить базу единого платежа (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем сразу после выплаты возмещения сотруднику (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Правда, чтобы такой способ учета не вызвал нареканий со стороны инспекторов, нужно соблюсти ряд “предосторожностей”. Во-первых, условие о том, что подписку оплачивает работник, а предприятие компенсирует ему эти расходы, надо отразить в коллективном и трудовом договоре с конкретным работником. А во-вторых, перечень требующихся для работы изданий необходимо утвердить приказом руководителя.

Обратите внимание: НДФЛ с суммы компенсации, выплачиваемой сотруднику, работодатель может не удерживать (п. 3 ст. 217 НК РФ). Не нужно платить с нее и взносы в ПФР (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Ведь такое возмещение предусмотрено трудовым и коллективным договором. И значит, не включается в базу расчета этих платежей (письмо Минфина России от 02.11.2004 № 03-05-01-04/72).

Почтовые услуги

Еще один “своеобразный” способ учета подписных расходов в уменьшение единого налога по УСН предложили сами инспекторы. Правда, рассказали о нем не официально, а в ходе интервью. Так, подмосковные управленцы посоветовали “упрощенцам” отнести затраты на оформление подписки к расходам, связанным с оплатой услуг связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поскольку, согласно ОКВЭД, перечень таких услуг (код 64) включает “подписку на газеты, журналы, книги и другие печатные издания” (код 64.11.14). Отметим, что пока возможность списания издержек на подписку таким образом письменно ни одно из ведомств не подтвердило. Однако данный вариант расчета не лишен логики.







Постоянная ссылка на статью: