Рост на развалинах - обзор положения в банковском секторе России

В статье отмечается, что некоторым российским банкам удалось относительно безболезненно пережить августовский крах 1998 г. Одним из них стал Гута-банк. По словам одного из его руководителей Александра Петрова, в то время, как другие финансовые институты увязли в бесконечных переговорах с иностранными кредиторами о реструктуризации долга, Гута-банк работает на перспективу, предлагая клиентам такие продвинутые продукты, как, в частности, доступ через Интернет к дилинговому залу с расчетно-клиринговым обслуживанием по всем сделкам.

Гута-банк - типичный представитель нового поколения российских банков, в меньшей степени, чем прежние лидеры банковской индустрии, ангажирован политически и ориентируется, главным образом, на предоставление традиционных банковских услуг. Как правило, банк избегает спекуляций с рискованными финансовыми инструментами. Так, он избавился от большей части своего пакета ГКО за несколько месяцев до правительственного дефолта по этим обязательствам. Почти не практиковалось использование таких ранее высокодоходных инструментов, как форвардные валютные контракты и привлечение синдицированных кредитов. Г-н Петров подчеркнул, что в то время, как подавляющее большинство российских банков закончили предыдущий год с отрицательным капиталом, Гута-банк зафиксировал прибыль в размере 7,5 млн. долл. Активы и капитал банка увеличились за посткризисный период на 50%, а число филиалов, в том числе за счет приобретения отделений обанкротившихся Инкомбанка и Уникомбанка, возросло с 2 до 39.

Автор подчеркивает, что успех Гута-банка - скорее исключение, чем правило. В докладе, подготовленном по распоряжению российского правительства и финансировавшимся Всемирным банком, было констатировано, что через 16 месяцев после кризиса состояние 18 крупнейших коммерческих банков остается крайне тяжелым, а усилия по реструктуризации отрасли явно недостаточны. За этот период Центральным банком было отозвано 190 лицензий в том числе у таких гигантов, как Инкомбанк, МЕНАТЕП и ОНЭКСИМбанк. В то же время насчитываются сотни легально функционирующих финансовых институтов, плохо управляемых и финансово несостоятельных. По мнению одного из аналитиков инвестиционного дома "Ренессанс-капитал" Кима Искияна, никто, кроме вкладчиков, необходимого урока из кризиса не извлек.

Вместе с тем ряд аналитиков оптимистично оценивают возможности формирования здоровой и стабильной банковской системы.Одним из факторов позитивного развития событий могло бы стать возникновение нового класса производителей, располагающих значительными суммами свободных денег и ищущих надежный банк. Россия находится сейчас в фазе мини-подъема: в сентябре рост промышленного производства (на годовой базе) составил 20,2%. Одной из ключевых причин роста стала прошлогодняя девальвация рубля, приведшая к резкому подорожанию импорта и стимулированию внутреннего производства.

В благоприятной ситуации оказались и иностранные банки. Заметно расширилась их клиентская база, причем речь идет не только о корпоративных клиентах, но и розничном бэнкинге.

Другая восходящая звезда российского рынка - Московский международный банк, занимающий сегодня пятую позицию по размеру активов. Как отмечают представители банка, секрет его успеха - во взвешенной кредитной политике и поддержании высокого уровня резервов; при возникновении проблем с ликвидностью имеет возможность привлекать ресурсы своих иностранных акционеров, в том числе Bayerische Hypo-& Vereinsbank, Industrial Bank of Japan, Austria's Creditanstalt. По словам председателя совета директоров ММБ Илкке Салонена, в России нельзя найти кредитора последней инстанции, и нет доступа к международным финансовым рынкам. Поэтому ликвидность банка должна быть выше уровня, рационального с точки зрения прибыли. И сегодня мы поддерживаем уровень ликвидности даже более высокий, чем перед кризисом.

Среди российских банков одним из "бенефициаров" разумной кредитной политики стал Пробизнесбанк. Интересно, что в совместном докладе российского правительства и Всемирного банка подчеркивается, что большинство банков потеряло деньги в 1998 г. не в результате дефолта по государственному долгу, а из-за рискованной кредитной политики. При этом в портфеле Пробизнесбанка оказалось лишь 5% "плохих" кредитов. Как сказал президент Пробизнесбанка Сергей Леонтьев, "мы никогда не кредитовали индивидуального заемщика на сумму свыше 10% нашего капитала или какой-либо сектор рынка в размере более 25% капитала". В настоящее время Пробизнесбанк - один из немногих российских финансовых институтов, активно развивающих розничный бэнкинг. Банк предоставляет инвестиционные кредиты на 1-2 года на сумму до 200 тыс. долл. За последние 2 года было выделено 70 таких кредитов общим объемом 6 млн. долл. Автор, впрочем, отмечает, что Пробизнесбанк пользуется существенной поддержкой Американо-российского инвестиционного фонда, учрежденного Конгрессом США в 1993 г. для стимулирования прямых инвестиций в российскую экономику.

Проблемой, которая серьезно беспокоит устойчивые средние банки, является продолжающаяся поддержка государством прежних лидеров банковской отрасли, доказавших в ходе кризиса свою неэффективность. Так, например, СБС-Агро получил в качестве стабилизационных кредитов по меньшей мере 300 млн. долл., тем временем учредив новый банк, Первое общество взаимного кредита, для ведения ВИП-счетов и продолжая отказываться от погашения обязательств по старым счетам. В аналогичной манере, как отмечает автор, действуют также МЕНАТЕП, ОНЭКСИМбанк и Мост-банк, которые перевели некоторые активы в новую структуру - Росбанк,- а большую часть долгов оставили на прежнем месте.



Статья получена: InoPressa.ru




Постоянная ссылка на статью: