Лицо заемщика

Первая часть статьи, посвященной правилам взаимодействия с банком при получении кредита.

Подготовка документации - это одно из самых важных и ответственных дел при привлечении кредитов. Можно сказать, что действительное знакомство заемщика и кредитора начинается с документов. Именно документация будет в первую очередь определять развитие взаимоотношений и результат совместной работы.

На что банкиры обращают внимание, анализируя заявку на кредит? На все. Личные качества руководителя - его прошлое, настоящее, будущее - волнуют их не меньше цифр в бизнес-плане. Банки часто составляют такой список документов, требуемых от заемщика, что информация, которую в итоге предстоит анализировать сотрудникам, могла бы послужить полноценным досье для спецслужб.

В большинстве случаев исходный список документов, который заемщик получит при первой встрече с банком, будет существенно отличаться от фактического набора документов в папке с его делом, которая представляется на рассмотрение кредитного комитета банка. И это абсолютно закономерно. Банк не может заранее предусмотреть всех особенностей кредитуемого бизнеса.

Это не означает, что заемщик должен по первому же требованию сотрудника банка создавать, копировать, заверять любые документы, содержащие запрашиваемую информацию. По некоторым вопросам возможно достичь компромисса. Однако важно, сохраняя достоинство, все же постараться ответить на все вопросы. Главное - помнить, что для кредитора важнее всего минимизировать риски невозврата денег, а получение процентов всегда на втором плане. В свою очередь, факторами оценки рисков наряду с прочими выступают:

- комплектность документов;

- их содержание;

- формат;

- внутреннее взаимное соответствие предоставляемых данных и корректность информации.

Заемщик, формируя пакет документов, может не заметить скрытые в документации ошибки или же, наоборот, преднамеренно не представить документ из соображений конфиденциальности. Как удовлетворить требования кредитора и при этом не создать ненужных рисков для себя?

Как правило, запрашиваемые кредитором документы делятся на три группы:

- юридические;

- финансовые;

- обеспечительные.

Рассмотрим каждую из них.

Юридические. Подтвержденная цифрами прибыльность предлагаемого банку проекта, безусловно, необходима и важна, однако без предоставления юридических документов не только в банке, но и в любой другой организации разговор не состоится вообще. В список запрашиваемых кредиторами юридических документов входят учредительные документы и внутренние документы заемщика, регламентирующие полномочия и обязанности лиц, обладающих правом подписи или иначе участвующих в реализации сделки.

Учредительные документы представляют первостепенный интерес для кредитора. Во-первых, их наличие с печатью налогового органа само по себе подтверждает существование организации, ее легитимность и соответствие нормам действующего законодательства. Во-вторых, это источник краткой, но достаточно важной информации о заемщике.

Список учредительных документов будет стандартным в любой кредитной организации. Унифицированность перечня связана с тем, что регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя четко формализирована регистрирующими органами. На выходе у заемщика на руках должны быть устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, справки из Фонда социального страхования, Государственного комитета по статистике, выписка из единого реестра юридических лиц, карточки с образцами подписей и оттиском печати.

Документы, подтверждающие права и обязанности лиц, включают наряду с уставными документами приказы о назначении, трудовые договоры. Именно эта группа документов вызывает больше всего споров и разногласий, поскольку содержит конфиденциальные данные. Кроме того, в них чаще всего скрываются ошибки, так как внешний контроль и регистрация документов в госорганах не требуются, а значит, вероятность допущения неточностей выше.

Финансовые. Следующим по значимости для банкира выступает финансовый блок документов. Запросив финансовую отчетность предприятия, банк хочет увидеть, насколько заемщик платежеспособен и финансово устойчив, ведь главный интерес кредитора - возврат суммы выданного кредита и получение доходов по нему. Проверка достоверности бухгалтерской отчетности и ее соответствия российским и международным стандартам не входит в компетенцию банкира. Банк изначально стремится минимизировать свой кредитный риск, который определяется финансовым благосостоянием заемщика.

Кроме непосредственно бухгалтерской отчетности в число ожидаемых кредитором финансовых документов обязательно войдут сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, выданных и полученных кредитах и займах, оборотах по счетам, расшифровки основных строк баланса, а также, возможно, и забалансовых счетов, прогнозные финансовые показатели заемщика.

Прибыль, суммарные активы, уровень кредиторской задолженности - то, на что в первую очередь обратят внимание в банке. Однако даже при наличии хороших финансовых результатов деятельности заключение кредитора по финансовому блоку может оказаться негативным.

Подобная ситуация возможна в случае наличия погрешностей в финансовой отчетности заемщика. Наиболее типичной является такая ошибка, как несоответствие цифровых данных за один и тот же период в различных формах отчетности. Кредитор, который видит перед собой противоречивые сведения, повышает уровень риска на заемщика. Опасения банка можно понять: перед ним клиент, который либо недобросовестно ведет отчетность, либо заведомо скрывает данные, либо просто имеет неквалифицированных сотрудников. Ошибка в одном пункте невольно ставит под сомнение и все остальные сведения. Поэтому кредитор может запросить дополнительные сведения чтобы защитить себя от неприятных сюрпризов.

В случаях, когда внешняя отчетность не отражает полную (реальную) финансовую ситуацию на предприятии, объектом анализа выступает внутренняя (управленческая) отчетность.

Обеспечительные. Обеспечение - это инструмент защиты банка, который он будет применять лишь в самых крайних случаях. Для заемщика же это одна из возможностей снижения стоимости кредита, так как хорошее обеспечение - один из факторов снижения риска на заемщика. Поэтому подходить к вопросу выбора вида обеспечения и к подготовке документов мы советуем именно с данной точки зрения.

Российское законодательство предусматривает шесть форм обеспечения обязательств должника: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия и задаток. В силу объективных факторов современная кредитная практика отдает предпочтение залогу и различного рода гарантиям и поручительствам со стороны третьих лиц. Эти формы обеспечения обязательств заемщика в наибольшей степени гарантируют надежность кредитной сделки и возможность возврата кредита в случае возникновения трудностей у заемщика.

Особое внимание следует обратить на залоговую документацию. Кредитор должен быть уверен в правомерности залога, а именно в том, что:

- заемщик является законным владельцем имущества, передаваемого в залог;

- предмет залога свободен от прав третьих лиц;

- предмет залога находится в месте, отвечающем требованиям безопасности, санитарным и иным специальным нормам;

- права собственности на место нахождения залога оформлены должным образом.

Подобный запрос объясняется тем, что при реализации предмета залога кредитор должен иметь возможность получить доступ к предмету и передать следующему владельцу право собственности в соответствии с законом. Пакет документов по предмету залога будет таким же, как если бы заемщик хотел продать его банку.

Поручительство и гарантия обладают, как и залог, способностью юридически и экономически защищать интересы кредитора, но имеют иную исходную базу: в качестве субъекта исполнения нарушенных обязательств по кредитной сделке выступает не заемщик, а третье лицо, выдавшее гарантию или поручительство.

Для кредитора специфика подобного обеспечения выражается прежде всего в том, что банк должен быть уверен в платежеспособности гаранта или поручителя, а также в том, что обязательства заемщика будут исполнены в соответствии с кредитным договором.

Указанные факторы риска вынуждают стороны тщательным образом подготовиться к оформлению обеспечения. Это значит, что заемщик обязан представить финансовые документы поручителя или гаранта, подготовленные точно так же, как если бы последний имел намерение взять кредит в банке. И только после того, как кандидатура поручителя или гаранта будет одобрена в банке, а его платежеспособность не будет вызывать сомнений, начнется работа по подготовке текста договора, определяющего отношения между заемщиком и гарантом или поручителем.

Авторы - финансовые аналитики компании "НРБ Финансы"

Инесса Фафенроут
Мария Глотова
Оксана Девяткина







Постоянная ссылка на статью: