Инвестору нужны не «заклинания», а информация

С одной стороны, наша экономика готова принять зарубежный капитал. С другой, на Западе есть интерес к прямым инвестициям в российской производство. Почему же иностранный бизнес так медленно идет в нашу страну? Как привлечь зарубежные инвестиции? Об этом мы побеседовали с Татьяной Кругловой, генеральным директором таможенного холдинга «Группа ТАРГО».

— Татьяна Константиновна, стоит ли ждать инвестиционного бума в ближайшие годы?

— Безусловно. Спрос на инвестиции в России сейчас очень высок, растет и объем вливаний зарубежного капитала. Как вы знаете, существует два вида инвестиций: финансовые и прямые товарные (венчурные). Государству выгоднее получать последние.

— Почему?

— Потому что финансовые инвестиции – это, в общем—то, покупка акций предприятия или его поглощение, то есть банальное «выкачивание» из него средств. А товарные — это финансирование в производство, его переоборудование. Причем совершенно независимо от того, создается или модернизируется предприятие, которое будет находиться в России. Дополнительные инвестиции позволят ему выпускать конкурентоспособную продукцию мирового уровня, увеличивать налогооблагаемую базу, создавать рабочие места. Это серьезный фактор. Он может позволить нам наконец—то избавиться от имиджа страны, специализация которой, в системе международного разделения труда, основана исключительно на экспорте сырьевых ресурсов.

— Насколько интенсивно происходят сейчас изменения в инвестиционной сфере российской экономики?

— Изменения в лучшую сторону, несомненно, есть. В 2004 году по сравнению с 2003 объем привлеченных товарных инвестиций увеличился на 330 процентов. И это не предел. Мы можем «проглотить» и «переварить» на порядок больше. Сейчас на всех форумах, конференциях с участием иностранных бизнесменов неизменно раздается призыв — «вкладывайте деньги в Россию!». Все это идет на уровне заклинаний: приходите к нам, у вас все будет хорошо, вы только вкладывайте… А ведь инвесторы – прагматики, они заклинаниям не особо верят.

— В чем основная проблема привлечения капитала из—за рубежа?

— Проблема в том, что российская экономика для инвестора «терра инкогнита». Возможно, он рискнет, подпишет все документы и решит доставить сюда оборудование... Но на пути товарных инвестиций к заводу — месту непосредственного их использования — встретится масса проблем. Они не известны инвестору, но об их существовании он догадывается и потому боится. А ведь неизвестность пугает куда сильнее, чем самая страшная правда.

— Получается, вы призываете рассказать честно, что ждет инвестора в России? А нет угрозы, что, узнав, он уйдет окончательно?

— Наоборот! Половина «подводных камней» появляется на пути инвестора именно потому, что он не знает, как их обойти, причем сделать это абсолютно легально, исключительно в рамках правового поля. Ведь сегодня у нас наблюдается парадоксальная ситуация. С одной стороны мы призываем инвестиции, с другой — выстраиваем на их пути преграды, а с третьей — не можем доходчиво объяснить, что ждет инвестора, что нужно сделать, чтобы обойти большую часть преград. Поэтому вообще удивительно, почему западные бизнесмены все еще идут в нашу страну…

В свое время искатели приключений отправлялись в морские походы. Логика была простой: десять кораблей утонут, но один вернется с золотом. С инвестициями сейчас примерно то же самое. Великие прибыли манят потенциальных кредиторов. Если продолжить аналогию, то путь первооткрывателей к индийским пряностям преграждали пираты, штормы, неизвестные земли. В России, как минимум, половину преград можно обойти. Навигационные приборы работают, карты уже составлены, безопасный путь проложен. Это то, чего не было в средние века. Но, к сожалению, об этих картах и об этом пути мало кто знает.

— Что же вы предлагаете? Распространять экономические лоции, то есть своеобразный свод правил?..

— Действительно, что—то вроде этого. Мы выступили с предложением к правительству разработать «Памятку инвестору». Ход кажется примитивным, но, как не странно, простые решения работают и, зачастую, намного эффективнее. В памятке мы будем рассказывать и комментировать современные российские реалии инвестиционной деятельности.

— Похоже, что на эту инициативу Вас сподвиг далеко не положительный опыт?

— К сожалению, да. Когда говоришь с инвестором, хотя бы раз заходившим к нам на рынок, слово «таможня» вызывает у него настоящую дрожь. Они не знают, какие улучшения связаны со вступлением в силу нового Таможенного кодекса. Ведь правила игры уже обозначены совершенно четко. Это очень серьезный знак инвестору, что в страну можно входить, можно вкладывать.

— Татьяна Константиновна, на что в первую очередь обращает внимание инвестор, принимая решение вливать деньги в российскую экономику?

— Главным образом его волнует два вопроса: «Как осуществить инвестиционные проекты законным способом с минимальными потерями» и «Действительно ли возможна экономия платежей на таможне». В конфиденциальной беседе они признаются, что политический строй их тревожит меньше всего. А истории о скандалах с нефтяными компаниями увлекают только на уровне сплетен. Людей, которые планируют войти на наш на рынок, интересует только конкретная информация — как быстро они получат прибыль от своих вложений. При таком прагматичном подходе, иностранцу важно знать, как добыть таможенные льготы и как это сделать с наименьшими потерями.

— И вы предлагаете рассказать им об этом в памятке?

— Там, конечно, не будут описаны все пути решения проблем. Но не потому, что мы остерегаемся раскрывать карты. Просто законодательство постоянно совершенствуется, меняются технологии, методы работы, детали. Наша задача не запутать и дезинформировать инвестора, а помочь и направить. Причем, объяснить, что есть законный способ преодоления трудностей. Задача памятки не только информационная, но и психологическая. Ведь всех участников ВЭД можно поделить на три психологические категории: «отчаявшиеся», «перестраховщики» и «прагматики».

— Интересно…

— «Отчаявшиеся» — это иностранные компании, которые сами идут на нарушения законов. Почему? Слушая и читая, что вокруг пишут и говорят о нашей экономике и таможенной системе, они уже вообще не верят в возможность рентабельных инвестиций в нашу страну на законном основании. Они платят взятки, идут на разные ухищрения. Однако при проверке документов «отчаявшиеся» попадают в сложные ситуации. Приходит прокуратура, налоговая, в итоге — штрафы и конфискации. После этого они жалуются: «Ничего другого мы и не ожидали — вложили в Россию и понесли убытки».

Следующая группа – «перестраховщики». Как правило, это очень крупные транснациональные компании, известные бренды, которые согласны идти на издержки, лишь бы сохранить репутацию незапятнанной. В итоге они платят больше, чем нужно. За те группы товаров, на которые можно получить льготы, они исправно вносят все пошлины и НДС. Итог — раздражение: им обещали высокие прибыли, а приходится платить все больше и больше… Подобные компании просто не хотят бороться, не верят, что можно повысить рентабельность на законных основаниях.

— А кто же «прагматики»?

— Это компании, которые обращаются к профессиональным участникам рынка, передают таможенное управление проектом на аутсорсинг. У них практически не возникает проблем, бизнес развивается успешно, стабильно. Именно эта группа компаний и формирует рост инвестиционной привлекательности в России. Они тиражируют свой положительный опыт, говорят о том, что вкладывать в нашу страну можно, нужно и выгодно.

— Но главным образом памятка предназначена для новых инвесторов?

— Да, это так. Задача памятки — завербовать огромную категорию «не—инвесторов», то есть тех, кто еще только решает вкладывать деньги в Россию. Памятка поможет принять обоснованное решение о том, почему имеет смысл выходить на наш рынок и как это делать. Нельзя ориентироваться только на страшные статьи в зарубежных журналах, или пугающие обзоры иностранных консалтинговых компаний о ситуации в России. Надо вообще как—то ломать этот пугающий имидж. Тем более, что мы не предлагаем никого дезинформировать. Это будет абсолютно достоверная информация, которая расскажет, как можно работать в России законно, снизить свои издержки.

— То есть памятка — это инструмент формирования положительного инвестиционного имиджа страны…

— Один из инструментов. Я бы порекомендовала нашему правительству дополнительно к памятке еще одну меру. Хорошо с высокой трибуны говорить «приходите к нам, у нас хорошо». А вы покажите, как это «хорошо». Вместо 30 минут разговоров, 10 минут расскажите, а 20 — покажите фильм о нескольких проектах, которые получились. Покажите «благодарных инвесторов», финансового директора, у которого все в порядке, главного инженера, у которого работает производство. Ведь нам есть, что показать! Еще раз хочу отметить, что памятка несет не только смысловую, информационную нагрузку. У нее еще психологическая, установочная функция.

— Как вы видите этот документ: брошюра, электронная рассылка?

— Это будет буклет. Мы готовы его издать и даже написать. При этом мы надеемся на сотрудничество со специалистами российских и зарубежных инвестиционных институтов. Наше пожелание властям — помогите довести информацию до сведения инвесторов. Ведь это не реклама какой—то компании или услуги – это описание реальных перспектив российской экономики. Памятка должна представлять собой основанное на реальном опыте экспертное изложение того, к чему необходимо подготовиться задолго до входа на российский рынок. И если потенциальный инвестор не будет обладать такой информацией, он с высокой вероятностью рискует стать либо «отчаявшимся», либо «перестраховщиком». Мы будем писать памятку в любом случае – прореагирует правительство на наши призывы, или нет. К сожалению, сейчас инвестор действительно не знает, что делать в нашей стране. Ему нужно подробно и доступно объяснить, какие проблемы перед ним стоят и как их можно решить. Только так можно утолить информационный голод и привлечь инвестора. Одними «заклинаниями» с высоких трибун повысить инвестиционный потенциал страны невозможно.

— Татьяна Константиновна, мы знаем, что 28 марта 2005 года от Вашего имени было подготовлено и отправлено открытое письмо Председателю Правительства России Михаилу Фрадкову. Одно из предложений в нем посвящено созданию «Памятки инвестора». Премьер—министр поддержал Вашу инициативу?

— В начале мая мы получили ответ на наше обращение к премьер—министру. Он поступил от С.В. Ганеевой, директора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России. Г—жа Ганеева отметила, что МЭРТ поддерживает идею создания «памятки инвестора». Само министерство «практикует размещение проектов нормативных актов на своем официальном сайте после внесения их в Правительство Российской Федерации», а также «готовит к изданию инвестиционный бюллетень, который будет содержать основную информацию об инвестиционном климате в России».

В письме также указано, что МЭРТ «считает возможным поддержать идею проведения внешнеторгового форума в Москве в ноябре 2005 года».

Беседовала эксперт «Консультанта» Оксана Харитонова







Постоянная ссылка на статью: