Обзор российского рынка леденцов и карамели

Как следует из энциклопедии Брокгауза и Ефрона, конфеты (или конфекты) – это "лакомство, состоящее из сахара, засахаренных фруктов, ягод, муки, молока, яиц, какао и другого, и окрашенное различными фруктовыми соками и другими красками". Конфеты, основу которых составляет термически обработанный – карамелизованный – сахар, называются, как известно, карамельными.

При этом с точки зрения не специалистов, а рядовых потребителей, карамель – это конфеты с начинкой. Прозрачная же разновидность таких конфет без начинки, или так называемая леденцовая карамель, – это отдельный вид, носящий название "леденцы". Разновидность карамели особой формы – драже – также воспринимается как отдельный вид конфет.

Леденцы и карамель – сладости демократичные. В нашей стране они были никогда: и во времена Российской империи, и в 1920–30-е годы, и в период всеобщего дефицита. Сахар у нас долгое время воспринимался как разновидность леденцов, не зря же обычай пить чай "вприкуску" существовал именно в России.

Сегодня на российском рынке представлены все возможные виды карамельной продукции: простая леденцовая карамель без начинки – "дюшес" или "барбарис"; карамель, глазированная шоколадом; а также карамель с различными начинками: фруктовыми, молочными, ликерными, шоколадно-ореховыми, желейными, медовыми. Мода на здоровый образ жизни и стремление покупать полезные для здоровья продукты привели к появлению карамели с "лечебно-профилактическими фитодобавками" – преимущественно с витамином С.

Карамель всегда относилась к разряду дешевых конфет, поэтому в нашей стране она традиционно продается в развес, или россыпью. Исключение составляли леденцы – когда-то на отечественном рынке присутствовали леденцовые тюбики, например "Спорт" или жестяные коробочки "Монпансье". В последние годы на рынке появились марки карамели, леденцов и драже в упаковке.

На развес продается продукция отечественного производства или производства бывших республик Советского Союза – чаще всего Украины или Белоруссии. Упакованные кондитерские изделия этой группы могут быть и отечественного, и иностранного производства.

Упакованная продукция выгодна как с точки зрения более высокой рентабельности производства по сравнению с традиционными видами продукции, так и благодаря более длительным срокам хранения, что позволяет компании-производителю выходить за пределы локальных рынков и создавать национальные марки продуктов, признанные потребителями во всей стране. Примером такой общероссийской марки может служить карамель "Савинов" (Nestle), "Рози Блюз", "Радомил", "Фру-7" (ОАО "АККонд", г. Чебоксары).

Согласно результатам исследования, проведенного компанией "Комкон-СПб" в первом полугодии 2004 года, 61,6% опрошенных россиян являются потребителями конфет, не содержащих шоколада: леденцов, драже и карамели. При этом развесные конфеты этого вида пользуются в России большим спросом, чем упакованные (табл. 1). Так, в исследуемый период развесную карамель хотя бы один раз за месяц потребляло более половины жителей нашей страны, а развесное драже – порядка 25% опрошенных. В то же время упакованные карамель, леденцы и драже предпочитают порядка 22% россиян.

На российском рынке насчитывается несколько сотен различных по значимости и мощностям производителей этого вида продукции. Как правило, в регионах лучше всего представлена продукция местных производителей. В то же время производственные мощности в пределах страны распределены неравномерно: большая их часть сосредоточена в центральных областях России, и в частности в Москве. Наиболее известна продукция таких крупных производителей, как ОАО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь", ОАО "Рот-Фронт" (Москва), ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" (Екатеринбург), ОАО "Первый кондитерский комбинат "Азарт" (Санкт-Петербург), ОАО "Кондитерская фабрика "Волжанка" (г. Ульяновск), ООО "Кондитерская фабрика "1 Мая" (Нижний Новгород), ОАО "АККонд" (г. Чебоксары), ОАО "Кондитерская фабрика "Славянка" (г. Старый Оскол), ОАО "Кондитерский концерн "Бабаевский" (Москва). Однако, в отличие от рынка шоколада, рынок нешоколадных конфет не может похвастать интенсивным развитием. Несмотря на то что спрос на эти виды кондитерских изделий повышается, увеличение доли потребителей незначительно (рис. 1, 2, 3).

Стоит также отметить, что в первом полугодии 2004 года в сегменте упакованных конфет наблюдается некоторое снижение потребления – до 36% от числа всех потребителей, по сравнению с 39% в 2003 году.

В сегменте развесных сладостей, не содержащих шоколада, практически отсутствует брэндированная продукция. Конфеты под названием "Дюшес", "Театральная", "Барбарис", "Клубника со сливками", "Лимончики" и другие выпускают многие российские кондитерские фабрики. Потребители различают эти виды кондитерских изделий по видам, в лучшем случае – по производителям.

 В сегменте упакованных леденцов и карамели лидируют зарубежные компании. Фактически существует только две российские марки карамели: "Савинов" (правда, эту карамель производит компания Nestle, поэтому назвать брэнд российским можно лишь условно) и аналог конфет Chupa Chups – "Колобок" (компания "ЭВР").

В настоящее время в тройку ведущих производителей, присутствующих на отечественном рынке, входят компании Nestle (марки Bon Pari и "Савинов"), Chupa Chups (с одноименным брэндом) и Wrigley (конфеты "Орбит"). Следует отметить, что наблюдается постепенное уменьшение доли потребителей этих марок с 2002-го по 2004 год, в первую очередь это относится к марке "Савинов".

Маркой-лидером во всех регионах России является Bon Pari, однако общее снижение потребления упакованной карамели коснулось и ее. Таким образом, и доля людей, потребляющих эту марку, и степень ее известности в 2004 году оказались ниже, чем в 2003-м (рис. 4). По всей видимости, такое изменение спроса во многом объясняется отсутствием в ассортименте этих производителей привычных для России разновидностей карамели, драже и леденцов, а также появлением новых марок, "оттянувших" часть потребителей.

В целом, если в 2002–2003 годах ситуация на рынке конфет, не содержащих шоколада, была достаточно стабильной, то после выхода на него в 2004 году нескольких новых марок – в частности, Orbit (Wrigley), Stimorol kiss cool (Dirol-Cadbury) и Nestle Activ (Nestle), "перетянувших" к себе часть потребителей, – произошла некоторая "перегруппировка сил" (табл. 2, 3). В результате, поскольку спрос на данную категорию кондитерских изделий практически не изменился, отмечается естественное снижение потребления карамели и леденцов ведущих производителей.

Рынок кондитерских изделий, и карамели в частности, – достаточно емкий. При этом он обладает высоким потенциалом для развития. Тем не менее положение в этом сегменте отечественного рынка достаточно сложное. Российские производители помимо конкуренции с продукцией западных компаний вынуждены конкурировать и с дешевой продукцией, завозимой из ближнего зарубежья. Сегодня отечественным производителям, для того чтобы выдержать конкуренцию и не потерять своего потребителя, необходимо обновить и расширить предлагаемый ассортимент, например освоить или возобновить выпуск таких видов продукции, как помадки, жевательный мармелад, сливочные тянучки, леденцы на палочке с разными начинками. Однако, к сожалению, российские производители пока не проявляют достаточной активности.

В статье приведены совокупные данные исследования R-TGI за первые полугодия 2002, 2003, 2004






Постоянная ссылка на статью: