Динамичность российского рынка одежды проявляется в частой смене ассортимента, постоянной работе над новыми изделиями и широким предложением различных видов готовых изделий, выраженным сезонностью. По оценкам экспертов, объем рынка одежды в России оценивается примерно в $10 млрд. в год и при этом ежегодно возрастает на 20-30%. Особое место на российском рынке одежды занимают изделия из кожи.

 

Кожа - это сырье, которое является самым близким к природе и, в то же время, удовлетворяет принципам практичности и элегантности. Мягкость, пластичность, богатейшая цветовая гамма, огромное разнообразие фактуры поверхности сделали кожу сегодня одним из наиболее употребляемых материалов для швейников.

В советское время в стране было более 70 кожевенных заводов, полностью обеспечивающих потребности отечественной промышленности. После вступления в рыночную экономику внутреннее производство продукции из кожи стало резко сокращаться, а число кожевенных предприятий существенно уменьшилось. Выжить смогли лишь те производители, которые наладили поставки кожевенного полуфабриката - шкур, прошедших дубление, без дальнейшей отделки - за границу, в основном в европейские страны. Заработанные на этом деньги затем шли на техническое перевооружение фабрик, увеличение стадий передела и выпуск не только полуфабриката, но и готового продукта.

Эти меры помогли российским кожевникам подготовиться к изменению конъюнктуры. Во второй половине 90?х рентабельность экспорта полуфабриката значительно упала, что было связано с серьезным ростом закупочной цены на сырье: к тому времени стоимость сырых шкур увеличилась в 4 раза. Параллельно росли цены на энергоносители, химические материалы для выделки шкур, а конечная цена на продукт практически не менялась. Выпуск готовой кожи вместо полуфабриката стал насущной необходимостью, поскольку позволял зарабатывать добавленную стоимость. Эту задачу смогли решить далеко не все, число кожевенных предприятий опять сократилось. Сложная структура рынка и большая доля контрафакта сдерживали развитие отечественных производителей. В итоге на сегодняшний день функционируют 25 заводов. Около 95% ассортимента этих предприятий составляет хром - разной степени готовности кожа, предназначенная для производства верха обуви, галантерейных изделий, мебели.

Сегодня среди лидеров кожевенной отрасли называют рязанский завод "Русская кожа", ярославский "Хром", "Кожи-М" из Липецкой области, "Раском" из г. Рассказово Тамбовской области, Осташковский кожзавод. Бесспорный лидер по объему производства продукции - "Русская кожа". Более 70% выпускаемой на "Русской коже" продукции отправляется на экспорт, что обеспечивает компании стабильный сбыт. Экспортной стратегии придерживаются и другие успешно работающие предприятия: в их портфелях продукция для экспорта составляет от 30 до 60%.

Стратегия, нацеленная на экспорт, - вынужденная. Впрочем, связано это не только с узостью внутреннего рынка сбыта. В последние годы наблюдается снижение доходности от экспорта не только полуфабриката, но и готовой кожи с 30% в конце 90?х до 3-5% сегодня. Обусловлено это тем, что цены на сырье растут, а на готовый продукт- практически не меняются. Развивать предприятия при такой рентабельности нелегко, поэтому вопрос об отмене пошлины на экспорт весьма актуален. Это прямая возможность для отечественных производителей увеличить рентабельность и продажи на внешнем рынке. Имея возможность немного снизить цены на свою продукцию, предприятия смогут найти новых покупателей за рубежом и нарастить сбыт.

Плюс к тому новые таможенные условия позволяют нашим кожевникам лучше конкурировать с западными компаниями - проигрыш иностранцам идет за счет более дорогой логистики. Российские кожевеники 2 года бились за то, чтобы пошлину отменили. Это помогает кожевникам хоть немного повысить рентабельность и находиться в конкурентоспособной форме, осваивая новые материалы и технологии.

Второе решение Правительства - отмена 5-процентной пошлины на импорт сырья. Это частично сбивает остроту еще одной серьезной проблемы кожевенной отрасли - отсутствие достаточного количества качественного сырья. Нехватка сырья при наличии спроса приводит к тому, что цены на него продолжают расти. Часто заводы пытаются просто перекупить сырье друг у друга, что в итоге выступает фактором снижения рентабельности кожевенных предприятий. Самого сырья - сырых шкур крупного рогатого скота - с каждым годом становится все меньше, падение объемов производства идет вот уже более 15 лет, и перелома в этой ситуации не наблюдается.

Из-за отсутствия качественного сырья и ограниченного спроса развивать производство кожи для выпуска одежды нет возможности. Компании предпочитают закупать кожу за рубежом, где производители предлагают выгодные финансовые условия (рассрочки платежа, кредитование и т. д.).

Несколько крупнейших поставщиков, к примеру из Италии, которые поставляют кожу ведущим фирмам мира в области производства готовой одежды, признаны гарантами качества и в России. Мода нашей страны вписалась в ряды потребителей эксклюзивного рынка итальянской кожи, оценив по достоинству качество сырья, позволяющего создавать модели любого стиля, не ограничивая творческой фантазии на уровне настоящего искусства.

Постепенно рынок становится по-настоящему насыщенным. Насыщение отечественного рынка изделий из кожи происходит в значительной степени за счет импорта, доля которого в продажах одежды из кожи составляет почти 100%. Но все же модную и высококачественную одежду из кожи сегодня предлагают не только известные зарубежные фирмы. В витринах магазинов в России уже можно увидеть замечательные изделия отечественных фирм-производителей, причем качество кожи этих изделий ни в чем не уступает импортным образцам.

Одежда из кожи с одной стороны - продукция, часто относящаяся к товарам класса "люкс" (предметам роскоши), а с другой стороны, для России с ее суровым климатом кожаная одежда является жизненно необходимой. Своеобразные климатические условия России, ее традиции, современные модные тенденции, а также практичность и комфорт, свойственные одежде из кожи, создают для участников рынка поистине безграничные возможности. Европейские дизайнеры все больше ориентируются на российский рынок, где кожу по-прежнему носят с удовольствием. И в последнее время одежда из кожи становится очень модной. Теперь это уже не только верхняя одежда, а еще и легкая, праздничная. В наши дни из данного материала можно шить платья и блузки, юбки и топы, брюки и бриджи, даже купальники. Разнообразие сырья

Российский рынок не может не привлекать, особенно в связи с ростом доходов населения. Спрос потребителей на кожу в России носит постоянный, устойчивый характер.

80 человек из 100 в весенне-осенний период отдают предпочтение одежде из кожи, и при этом 15-20 человек из 100 купили новое изделие прошлой зимой. Поэтому участники рынка стараются расширить ассортимент и удовлетворить пожеланиям покупателей. В последнее время произошли значительные изменения в структуре спроса и предложения, и эти изменения продиктованы модными тенденциями и появлением новых покупательских сегментов. Поиск ниши всегда был и остается самым универсальным способом борьбы за место на рынке, а самым мощным средством завоевания рынка всегда была и остается ориентация на определенного потребителя.

Судя по результатам исследований специалистов, мужчины и женщины- покупательницы кожаной одежды сильно различаются по своим потребностям. Но они одинаково привлекательны как целевая аудитория. С одной стороны, и мужчины, и женщины одинаково активно покупают одежду на основе кожи: прошлой зимой, к примеру, в Москве 18% мужчин и 19,8% женщин приобрели одежду из кожи или меха, а в целом по России - 16,6% мужчин и 16,4% женщин. С другой стороны, известно, что мужчины становятся такими же эстетами в потреблении, как и женщины.

Буквально 2 года назад, согласно мировой статистике, дизайнеры шили для мужчин лишь 8% меховых вещей. Революция наметилась уже в прошлом году: по данным Американского совета по вопросам меха (FICA), количество дорогих вещей из кожи и меха в мужском гардеробе увеличилось на 65%. Поэтому можно предположить, что в будущем мужчины будут еще больше заботиться о приобретении не только практичной, но и красивой, индивидуальной, стильной одежды из кожи и меха.

Причем если женщины одинаково лояльно относятся и к курткам, и к дубленкам, и к шубам, и к пальто, то мужчины явно предпочитают куртки. У мужчин существенных возрастных различий не выявлено: большинство представителей мужского пола отдают предпочтение кожаным курткам и дубленкам независимо от возраста. Наибольший спрос на рассматриваемую группу изделий у мужчин наблюдается в возрастной группе от 25 до 34 лет.

Основные места покупки можно классифицировать так: вещевые рынки, специализированные магазины, бутики, меховые салоны, где шьют одежду по индивидуальному заказу.

Элитные заведения (бутики и меховые салоны) ориентируются на обеспеченных покупателей, которым важны прежде всего качество, современность и оригинальность изделия. Вещевые рынки и специализированные магазины рассчитанны на масссового потребителя

Процент покупок, совершаемых в бутиках и меховых салонах, конечно, небольшой. Тут в основном приобретает одежду элита, а также модники. В последние годы наметилась тенденция к изменению соотношения объемов продаж в пользу специализированных магазинов. Это связано с повышением доходов потребителей и предъявляемых ими требований к качеству продукции.

Основная борьба за потребителя идет между вещевыми рынками и специализированными магазинами.

В Москве и Санкт-Петербурге процесс перехода от рынка к цивилизованной рознице протекает активнее, чем в регионах. Уже сегодня в магазинах покупают одежду столько же и даже чуть больше, чем на рынках.

Последние тенденции потребительского поведения, прогрессирующая европеизация и рост экологического сознания могут повлиять на российский рынок негативно: приходит мода на пуховую зимнюю одежду, искусственный мех и кожзаменители.

Но вместе с этим, по сравнению с рынками других стран, российский остается самым привлекательным. Именно российский потребитель - самый лояльный и мотивированный покупатель изделий из кожи, который, как и любой потребитель, ждет выгодных и практичных предложений.






Постоянная ссылка на статью: