Российский рынок пластиковых банковских карт, возникнув относительно недавно, на волне "зар­платных проектов", демонстрирует впечатляющие темпы роста. По оценкам Банка России, на 1 июля 2005-го было выпущено 42,5 млн. пластиковых карт — в полтора раза больше, чем годом раньше. Сегмент кредитных карт относительно невелик (4,2% на ту же дату), но его темпы роста выше (прирост за год — 82% при 50% по дебетовым картам). Именно карточное кредитование, по прогнозам экспертов, станет приоритетным для российских банков и вытеснит потребительское. К 2008 году число кредитных карт может достичь 15–20 млн., что на порядок выше нынешнего показателя. В ноябре 2005 года компания "ИМА-консалтинг" провела комплексное исследование рынка банковских кредитных карт Москвы.

Общая характеристика ситуации

Пока наш рынок кредитных выглядит несколько хаотично. Жесткие требования к пакету документов компенсируются низкими оплатой за обслуживание и кредитными ставками, и наоборот. Трудно предсказать, злую или добрую шутку сыграет размытость критериев, предъявляемых банками, с очередным претендентом на кредитку. Однако постепенно рынок выстраивается в направлении, указываемом финансовыми аналитиками. В перспективе стоит ожидать формирования двух наиболее развитых сегментов рынка кредитных карт:

  • сегмент с высокой стоимостью пользования картами и низким уровнем требований к клиентам;
  • сегмент с низкой стоимостью кредитных карт и высоким уровнем требований к клиентам.

В целом банки нацелены на снижения требований к претендентам (меньше бумаг — больше клиентов).
Банки, предъявляющие "непрозрачные" условия, будут стимулировать клиентов к сбору документов бонусами и льготными программами: предлагать льготный период погашения, бонусы за использование карты, особые условия в зависимости от специфики пользования финансовыми услугами (например, получение процентов на остатки на счетах), привычек (скидки в торговых центрах, ресторанах, аптеках и пр.), домашних функций (оплата коммунальных счетов, связи) и др.

Однако пока первостепенное значение имеет грамотно налаженная работа с потенциальными потребителями. Эффективность коммуникации с клиентами — залог успешного продвижения кредитных карт как нового товара. Исследования показывают, что 28% москвичей имеют претензии к качеству текущего обслуживания в банках1.

Основные группы претензий:

  • очереди, плохая работа персонала (24%),
  • неудобные часы работы (24%),
  • сложно дозвониться в офис (22%),
  • сложность тарифных сеток банка и рекламно-информационных материалов (16%).

Из них 36% уже сегодня готовы сменить банк, а еще 19% сделают это, если банки не изменят качество обслуживания в ближайшее время. 

Перспективы и позитивные ожидания

По данным ФАС, лидерство на российском рынке международных платежных систем принадлежит VISA (85% рынка по оборотам и 62% — по количеству эмитированных карт). Второе место у Mastercard (15 и 38% соответственно).
Чтобы продвигать в России новые продукты, платежные системы, некоторые банки создают искусственный ажиотаж вокруг рынка кредитных карт, преувеличивая его масштабы и значимость и описывая ситуацию не иначе как: "Россия переживает бум кредитных карт", "кредитные карты прочно вошли в жизнь россиян", "бешеные темпы роста". Впрочем, подобные выводы они обосновывают приведенными ниже цифрами.

По итогам первого квартала 2005 года, объем карт, выпущенных VISA, достиг 17 млн. (годовой прирост 62%), а общий оборот по картам VISA превысил $29 млрд. Система Mastercard за это же время выпустила 9,7 млн. карт. Прирост в основном обеспечила эмиссия кредитных карт — 169% за год, по дебетовым — 76%. Общую долю кредитных карт можно оценить в 18,5% (около 5 млн. штук) от всего объема эмиссии двух систем.

По данным пресс-службы VISA International, по объемам выпуска карт, обороту в магазинах, общему числу транзакций Россия лидирует среди стран региона СЕМЕА (Центральная и Восточная Европа — без ЕС, Ближний Восток, Африка — всего 84 страны), а по некоторым показателям уже близка к странам Евросоюза. Совокупный оборот по картам за январь-март 2005 года составил почти $270 млн. (прирост 58,4%).
Заместитель генерального директора представительства Visa International в России, вице-президент Visa СЕМЕА Оливер Хьюз выделил на международной конференции "Банковские розничные услуги в России" этапы развития российского карточного рынка.

  • 1998-2002 — становление рынка банковских карт на основе дебетовых карточных продуктов.
  • 2001-2004 — массовое развитие рынка с преобладанием зарплатных проектов.
  • С 2003-го — бум розничного кредитования, а с 2005-го — становление рынка кредитных карт.
  • С 2006-го — динамичный рост оборотов по российским кредиткам (за 2003 год количество кредиток увеличилось в 4,3, а за 2004-й — более чем в 6 раз, в то время как число дебетовых карт возросло всего в 1,4 раза, в 2005 году также преобладал рост эмиссии именно кредитных карт).

Сейчас наблюдается определенное насыщение рынка потребительскими кредитами, потребности людей изменились — они хотят использовать удобства кредитных карт при покупке еды, мебели и бытовой техники для новых квартир, бензина для автомобиля. По данным исследования, проведенного компанией IMCA по заказу MasterCard, российские граждане склонны тратить с кредитных карточек денег на 30% больше, чем с дебетовых.

Основные типы поведения потребителей

  • "Импульсивный кредит" от $100 до $2000. Для этой группы главный критерий выбора кредитора — скорость и простота оформления;
  • Вынужденный, обусловленный объективной необходимостью кредит от $600 долл. до $3000. Основной критерий выбора банка — величина первого взноса, процентная ставка, размер ежемесячных выплат и срок погашения. Именно эта группа потребителей представляет собой целевую аудиторию для продвижения кредитных карт;
  • "Запланированный кредит" на долгосрочную перспективу и крупные покупки от $3000 до $10 000.

Векторы развития

По оценкам экспертов, рынок кредитных карт будет расти за счет следующих ресурсов:

  • активное развитие кобрендинговых проектов с торговыми сетями, выходящими в крупные российские города;
  • расширение целевой аудитории за счет привлечения средних по уровню дохода слоев населения и потенциальных банковских клиентов;
  • формирование относительно новых продуктов — мультифункциональных карт, совмещающих свойства дебетовых и кредитных;
  • увеличение льготного периода, рост кредитного лимита.

Проблемы

Наряду с позитивными оценками и радужными прогнозами, существует и противоположное понимание ситуации.

Реальный объем рынка

Если критерием оценки рынка взять не темпы роста объемов выпуска карт, и не объемы оборота по сравнению с европейскими странами, картина выглядит менее оптимистично. По данным Банка России, кредитные карты выпускают лишь 40 банков (эмиссией "пластика" в стране занимаются 697, а эквайрингом — 672 банка). По исследованиям некоторых российских банков, к настоящему моменту эмитировано не более 2 000 000 кредитных карт, в Европе же основная масса банковских карт — именно кредитные. Доля кредиток в общем объеме всех выпущенных карт ничтожно мала: от 1% до 6% (на развитом рынке она должна составлять до 25%). Однако даже оптимистические цифры платежных систем показывают, что кредитными картами обзавелись не более 4% россиян. Доля платежей в торгово-сервисной сети в общем количестве транзакций по кредитной карте в России — 32%. Для сравнения: в Великобритании — 98%, в Германии — 93%, в Испании — 80%, в Египте — 62%, во Франции — 57%, в Румынии — 11%, на Украине — 3%.

Детальный анализ ситуа¬ции показывает, что в России сложились далеко не все условия для стремительного развития рынка кредитных карт. Среди основных проблем специалисты выделяют:

  • экономическую — невыгодность беспроцентного кредитования, обусловленную российской спецификой рынка;
  • слабое развитие банковской инфраструктуры;
  • отсутствие одного из центральных и очень важных звеньев западного кредитного рынка — кредитных бюро;
  • юридические проблемы взаимодействия с должниками;
  • болезнь роста: когда при введении нового канала продаж или нового карточного продукта возникает нехватка внутренних ресурсов для его обслуживания и, соответственно, страдает качество услуг;
  • проблемы маркетинга и рекламы.

Кроме того, по мнению банковских специалистов, пользование банковскими услугами в нашей стране ограничивает ряд факторов.

  • недоверие к банкам (до 35% представителей среднего класса сомневаются в их надежности);
  • незнание банковских продуктов (до 20% представителей среднего класса плохо осведомлены о них);
  • низкое качество обслуживания (около 15% представителей среднего класса не удовлетворены набором и качеством услуг, временем и технологиями обслуживания).

Добавим, что далеко не каждый банк готов предложить своим клиентам кредитные карты.

Таким образом, "бум кредитных карт" в России (если таковым можно назвать 6% в общем объеме "пластика" и 4% населения страны) — заслуга мегаполисов, где и уровень жизни выше, чем в целом по стране, и более развита инфраструктура. Однако успехи в продвижении кредиток в десятке крупных городов не стоит переносить на всю страну. 

Соотношение реальных и потенциальных держателей кредитных карт

Согласно результатам опросов среди москвичей 18-60 лет обладателями кредитной карты являются 18,1% (940 тыс. чел.). Чаще всего респонденты отмечали, что банком-эмитентом их кредитки являются Альфа-Банк, Банк Москвы, МДМ-банк или Ситибанк.

Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard. Примерно треть владельцев кредитных карт приобрели их в 2005 году и чуть менее половины — за последние год-два.
Максимальный ожидаемый спрос на кредитные карты, по результатам исследования, составляет в Москве 8,5% (440 тыс.). Указали, что уже имеют как минимум одну кредитку, 1,1%, а 7,4% опрошенных отметили, что кредитной карты на данный момент у них нет. 

Портрет ользоватееля

Среди владельцев кредитных карт выше среднего доля мужчин, почти две трети из них относятся к возрастной группе 24-40 лет, столько же имеют высшее образование, более 90% работают. Примерно две трети относят себя к среднему классу, указав, что имеют общесемейный доход 50 000 руб. (при среднем по выборке 36 000 руб.). Около двух третей владельцев кредиток имеют автомобиль, более 80% — домашний компьютер. Около 60% из них покупают продукты в ближайшем супермаркете.

Потенциальные потребители кредитных карт отличаются несколько большей долей респондентов в возрасте 24-40 лет (более 70%), владельцев домашнего компьютера (около 90%), но меньшим общесемейным доходом (в среднем около 27 000 руб.). Среди потенциальных потребителей вдвое ниже, чем среди реальных пользователей, доля респондентов 41-50 лет (15 и 30% соответственно). 

Банк глазами пользователя

Наибольшей известностью среди опрошенных традиционно пользуется Сбербанк (95,6%). 85,8% участников опроса знают Альфа-Банк и 80,4% — Банк Москвы.

Вторую по известности группу составляют Внешторгбанк 24 (63%), МДМ-Банк (58,9%) и Ситибанк (57,4%). Далее следуют Уралсиб (40,1%), БинБанк (37%). Чуть более четверти опрошенных указали, что слышали об Абсолют Банке (28,7%) и Райффайзенбанке (28,4%).

Наиболее информированы о перечисленных банках держатели кредитных карт – они называли в среднем 7 банков из десяти (для потенциальных клиентов этот показатель не превышает 6,5, а для не потребителей — 5,6).

Среди владельцев кредиток наибольшей известностью пользуются Альфа-Банк (98,6%), Банк Москвы (92,9%), Ситибанк (81,4%), Уралсиб (51,4%) и БинБанк (47,1%). Среди потенциальных потребителей — Сбербанк и Альфа-Банк (по 100%).

Сравнение долей респондентов, указавших, что пользовались услугами банка, и тех, кто оценил качество их работы как лучшее, вывело на первый план Альфа-Банк и Райффайзенбанк. Реальные и потенциальные пользователи кредиток чаще остальных опрошенных отмечают, что лучшее качество обслуживания клиентов в Банке Москвы и Альфа-Банке.

Потенциальные потребители кредиток предпочитают качество обслуживания в Райффайзенбанке, Внешторгбанке 24 и Ситибанке.

Для тех же, кто не пользуется кредитными картами, лучшим остается Сбербанк, впрочем, 46% просто затруднились с ответом.

Диаграмма 1. Структура потребителей банковских карт, в % от общего числа опрошенных

График 1
 
Диаграмма 2. Структура намерений о приобретении кредитной карты в течение ближайшего года, в % от общего числа опрошенных

График 2

 

Автор: Банковское дело в Москве (№3 (135), 2006)



Постоянная ссылка на статью: