Антиколлекторы – кто они?
|
Рынок потребительского кредитования в России постоянно пополняется новыми участниками. Помимо основных субъектов рынка – банков и заемщиков - за последние несколько лет появились бюро кредитных историй и коллекторские агентства. А один из последних «трендов» - антиколлекторы. О причинах их появления и перспективах деятельности корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Александр Линников, адвокат и партнер Юридической фирмы «ЛИД Консалтинг». Александр, антиколлекторы – кто они? Так называемые антиколлекторы - это юристы, специализирующиеся на защите интересов заемщиков перед банком или коллекторским агентством. Суть их деятельности – оптимизация задолженности, возникшей у заемщика перед банком. В отличие от коллекторов они не «собирают» долги, а помогают должникам минимизировать штрафы за просроченные кредиты. Обычно спрос рождает предложение. Каким образом возник спрос на такого рода услуги? Появление на рынке таких услуг – это следствие бурного роста рынка потребительского кредитования и, соответственно, увеличение числа невозвратов или просрочек по кредитам. По статистике, представленной Центром экономического анализа Интерфакса, в первом полугодии 2007 года объем просроченной задолженности вырос до 3,3% (в начале года было 2,7%). Эксперты-коллекторы, в свою очередь, называют цифры в 6-7%. В этих процентах, скажем так, и находятся потенциальные клиенты антиколлекторских агентств. Насколько мне известно, банки, как правило, идут навстречу заемщикам, попавшим в сложную ситуацию: пересматривают срок кредита, оптимизируют ежемесячные платежи… … или начисляют огромные штрафы. Это говорит о том, что заявления банков о клиенториентированной позиции носят несколько декларативный характер. Насколько законна такая помощь? Однозначно можно сказать только одно: противозаконной она точно не является. Другое дело, что современное законодательство предоставляет антиколлекторам немного возможностей для работы. Специального регулирующего закона нет. Главным образом, антиколлекторы используют в своей деятельности статью 333 Гражданского кодекса РФ «Уменьшение неустойки». Эта статья не позволяет начислять чрезмерно большие проценты по штрафным санкциям за просрочку платежей. То есть, антиколлектор – это, фактически, юрист, консультирующий клиентов, как избежать уплаты чрезмерных процентов по долгу? Да, профильный юрист-консультант. Однако нельзя идеализировать антиколлекторов. Опасность заключается в том, что пробелы в законодательстве, позволяют им защищать интересы на только «добросовестных» должников, но и кредитных мошенников. Тенденция возникновения антиколлекторских агентств не способна восстановить баланс на кредитном рынке. Необходимо совершенствование законодательства в сфере потребительского кредитования. Прибыльна ли деятельность антиколлекторов? Клиенты антиколлекторских агентств – физические лица, которые берут в банках потребительские кредиты. Антиколлекторы же, как правило, получают оплату в виде процента от суммы, которую они «спасли» для своего клиента. Здесь много заработать не получится. Но, пока темпы роста доли «плохих» кредитов и позиция российских банков в отношении заемщиков останутся неизменными – услуги антиколлекторов будут востребованы. Факт возникновения антиколлекторов – это ведь, по сути, сигнал. Сигнал кому? В первую очередь банкам. Если они верно поймут этот сигнал – им придется пересмотреть свою позицию в отношении заемщиков. Нужно научиться строить отношения с клиентами на основе компромисса. В конце концов, интересы заемщиков (за исключением кредитных мошенников) и банков вовсе не антагонистичны. И те, и другие заинтересованы в своевременном погашении кредита, чтобы банкам не приходилось бегать за своими должниками, а должникам не нужно было скрываться. То есть, общие интересы есть. Недаром в США функции коллекторов и антиколлекторов выполняют одни и те же люди. Такая должность называется «кредитный советник». Он состоит на жаловании у банка, но действует по поручению заемщика. Именно при его посредничестве стороны приходят к взаимоприемлемому соглашению. Конечно, велик соблазн механически перенять американский опыт. Но на нашей почве он не будет работать до тех пор, пока банки, да и клиенты банков тоже, не пересмотрят свои отношения. Впрочем, реальность заставит это сделать достаточно быстро. Автор: klerk.ru Постоянная ссылка на статью:
|
Комментарии к статье
К сожалению, комментариев к данной статье еще никто не оставил.
Добавить комментарий
Читайте также:
Можно ли вернуть украденные с пластиковой карты деньги?
Что нужно знать о кредитных картах
Прогнозы банков в жанре horror
Путеводитель по миру кредитных карт . Полезные советы
Банкноты Банка России
Чем грозит невыплата по банковскому кредиту?
Как воруют деньги с банковских карточек
Кредитные карты с чипами - лакомство для преступников
Банки ждут от государства денег для малого бизнеса
Начал активную работу Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы
Открытые вопросы
Ирина irinaroma Рома
Валерий Valakalam Валакаламский
Людмила qqqskqqq Сухарева









Обсудить