Идет Базель-III
Прежние методы оценки надежности финансовых институтов строились вроде бы на оценке рисков. По крайне мере, слова и термины, так или иначе связанные с оценкой рисков, в базельских принципах фигурируют часто. Например, устанавливались подходы к оценке надежности через призму финансовой отчетности (транспарентность — сверхидея базельских принципов 1.0). Или через отношения рисков, принятых банком, к его капиталу (рискоориентированные оценки — сверхидея базельских принципов 2.0). Все это укладывалось в финансовое регулирование — не важно, что ты делаешь — важно, какие у тебя EBITDA и кредитный рейтинг. С одной стороны, это имеет смысл, но с другой — несколько уводит нас от материального мира, который уже не дается нам в ощущениях. Кризис заставил усомниться в корректности и работоспособности таких подходов. Но вроде бы и раньше эффективность была во главе угла? Так, но и не так. Простой пример: недавно банки подвергались критике за масштабную скупку валюты. Они действовали, исходя из собственных интересов — повышали рентабельность, снижали риски своих активов (потому что альтернатива валюте — кредитование — на порядок более рискованная и менее прибыльная вещь сейчас), в общем, работали на повышение своей кредитоспособности и качества баланса. С точки зрения прошлых принципов регулирования банки делали все абсолютно правильно. А вот экономика от этого проигрывает. Аналогично и в других странах — вплоть до пресловутых ипотечных кредитов в США и производных ипотечных бумаг, которые породили кризис. Банкам было очень удобно и выгодно (пока деньги были дешевы) выдавать и выдавать ипотечные кредиты, затем скидывать их со своего баланса через секьюритизацию (опять же работая на повышение рентабельности и кредитного качества активов). Доходило до абсурда — кредиты буквально «впаривали» тем, кто даже и не помышлял о них. Заманивали, говорят, даже бесплатными печеньями (из серии «возьми кредит — получи печенье бесплатно»). В итоге кредиты выдавались тем, кому нужны были не дома, а бесплатная еда. Но! В масштабах всей системы финансовая отчетность (очень прозрачная, заметим) показывала отличные результаты до определенного момента. То есть с отчетностью и оценками риска проблем не было. В каждой стране сейчас в муках вырабатываются новые принципы регулирования и стимулирования банковского рынка. При этом и в Америке, и в России подход совершенно новый: банковские и финансовые институты рассматриваются теперь не сами по себе, а как фундамент экономики. И с этой точки зрения устойчивость финансовых институтов, их рентабельность уже не вещь в себе, а вещь для экономики. То есть эффективность банковской системы отныне оценивается интегрально — с точки зрения ее функций в национальной или мировой экономике. Пока еще мало кто заметил, но это радикально другой подход к банковско-финансовой системе. Это приземление ее на грешную и осязаемую почву реального сектора и домохозяйств. И такой подход говорит, что банковская система не просто должна быть, но должна быть полезной. Какие новации рассматриваются в России? Первая: решение проблемы «плохих долгов» или, если угодно, «активов под стрессом» (так более политкорректно, да и звучит приятнее). Разные способы здесь возможны — от создания специального фонда аккумулирования таких активов до широкого применения госгарантий, рефинансирования и рекапитализации банков. Однако основная идея заключается в привлечении государства как некоего важнейшего передаточно-гарантийного элемента в кредитной системе — для снижения системных рисков и снятия избыточного давления на банкиров. И это большая новаторская идея не только для России — для всей мировой практики — ответить на «провал рынка» в банковской сфере новой институциональной моделью. Государство станет активным игроком, но не как кредитор или распределитель ресурсов, а как гарант и посредник. Например, можно организовать государственную систему «клубов кредиторов» для урегулирования задолженности и создания дополнительных гарантий, решения вопросов реструктуризации долгов — чтобы этот груз не давил на банковскую систему.
Второе: более широкое участие государства — без замещения банков чиновниками — возможно еще и путем предоставления десяти-, двадцати-, и тридцатилетних субординированных кредитов, включаемых в расчет капитала второго уровня. Государство станет квазиакционером многих частных банков — почему нет? Выход из кризиса, по всей видимости, будет осуществляться по двум направлениям: развитие инфраструктурных проектов (государственное финансирование через институты развития и инфраструктурные облигации — чисто кейнсианская штуковина) и через новую фазу рекапитализации и рефинансирования банковской системы, а через нее — и реального сектора. Здесь очень важен факт «сращивания» государственного, банковского и промышленного капитала. Классики учили нас, что это не есть хорошо, но, похоже, что именно оно и даст импульс к быстрому росту. Это и не госкапитализм в чистом виде, и не госбанкинг — это какой-то «тотальный банкинг» — когда вся экономика пронизана банковскими и финансовыми услугами, но при этом государство играет активнейшую роль, а вместо «транспарентности» — реальное понимание рисков инвестиций и кредитных потоков. В результате мы получим очень интересную модель: гораздо более сильную вовлеченность государства в финансовый рынок, но не замещение государством функций кредитных учреждений и не прямое распределение бюджетных ресурсов. Эта система будет одновременно более устойчивой и конкурентоспособной. Конечно, для этого потребуются новые принципы оценки надежности, устойчивости и рисков такой системы, к которым прибавятся, возможно, политические, и уж конечно — коррупционные. Формат регулирования в некоторой степени будет похож на принципы Базеля-II, но отчасти должен будет продвинуться дальше. Многие удачные и эффективные решения иногда рождаются в стрессовых ситуациях и спонтанно. Кто знает, может быть, именно в нашей стране антикризисные меры сложатся в образцовую модель развития финансового рынка, на который будут ориентироваться другие страны? Автор: Павел Самиев
Журнал "Банковское обозрение"Постоянная ссылка на статью:
|
Комментарии к статье
К сожалению, комментариев к данной статье еще никто не оставил.
Добавить комментарий
Читайте также:
Можно ли вернуть украденные с пластиковой карты деньги?
Что нужно знать о кредитных картах
Прогнозы банков в жанре horror
Путеводитель по миру кредитных карт . Полезные советы
Банкноты Банка России
Чем грозит невыплата по банковскому кредиту?
Как воруют деньги с банковских карточек
Кредитные карты с чипами - лакомство для преступников
Банки ждут от государства денег для малого бизнеса
Начал активную работу Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы
Открытые вопросы
Ирина irinaroma Рома
Валерий Valakalam Валакаламский
Людмила qqqskqqq Сухарева









Обсудить